Сбор персональных данных через чат-бот

Требования Закона «О персональных данных» нужно соблюдать во всех случаях, когда вы сталкиваетесь с обработкой персональных данных. К сожалению, в большинстве случаев наводится порядок на сайте и внутри компании (относительно работников). Поскольку это два основных направления, где у Роскомнадзора возникает больше всего вопросов. Но предприниматели забывают или относят к малым рискам, когда осуществляют обработку персональных данных в чат-ботах.

Снежана Чепа
Юрист, магистр права, специалист по защите персональных данных

Когда собираются персональные данные через чат-бот?

Есть чат-боты, которые направлены на информирование/предоставлением пользы. Например, в чат-бот размещают бесплатный видеоурок или гайд. И чтобы человек получил такую информацию, ему достаточно зайти в чат-бот, нажать на кнопку «start» и ответным сообщением отображается сама такая польза.

Но есть чат-боты, в которых просят указать свои данные: имя, эл.почту, телефон, возраст, профессию и т.д. Именно в таких чат-ботах и происходит обработка персональных данных. Например, просят оставить имя, фамилию и телефон, чтобы связались по обратной связи.

Что нужно соблюсти при сборе персональных данных через чат-бот?

Фактически сам чат-бот является некоторой формой сбора данных, как это происходит и в обычном окне на сайте. А, значит, все те требования, которые необходимо соблюдать при обработке персональных данных на сайте, необходимо соблюдать и в чат-ботах.

Требование № 1. Наличие правового основания обработки персональных данных.

Все возможные основания указаны в ст. 6 Закона «О персональных данных». Для чат-бота подойдет такое основание как согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных. То есть перед тем, как человек будет оставлять и отправлять свои данные, вы должны получить от него явно выраженное согласие.

Как возможно это реализовать?

Во-первых, перед отправкой сообщения указать: «отправляя сообщение, вы даете согласие на обработку персональных данных».

Сбор персональных данных через чат-бот

Во-вторых, перед отправкой сообщения человек должен дать активное согласие, нажать на соответствующую кнопку. Пока он этого не сделает, запретить технически какую-либо отправку сообщения.

Сбор персональных данных через чат-бот

Но само по себе наличие таких всплывающих сообщений не говорит о том, что у вас есть основания для обработки персональных данных. Во фразу «согласие на обработку персональных данных» необходимо зашить текст такого согласия. Только при соблюдении всех этих условий у вас нет риска получить штраф до 100 000 рублей.

Требование № 2. Разместить в чат-боте политику конфиденциальности.

Политика конфиденциальности - это обязательный документ, который должен размещаться на всех страницах, где осуществляется сбор персональных данных. Политика конфиденциальности НЕ РАВНО согласие на обработку персональных данных. Это абсолютно два разных документа. И требования к политике можно почитать в п. 2 ч. 1 ст. 18.1 Закона «О персональных данных».

Основные новшества заключаются в том, что сначала вы должны сформулировать цель обработки персональных данных. А потом под эту цель установить категории и перечень персональных данных; категории субъектов персональных данных; способы обработки; сроки обработки и хранения; порядок уничтожения.

Например, рассмотрим случай, когда собираются данные, чтобы совершить обратный звонок.

Цель обработки - совершение звонка по телефону для дальнейшей коммуникации.

Категории персональных данных - персональные данные не относятся к специальным категориям или биометрическим.

Перечень персональных данных - имя, фамилия, номер телефона.

Категории субъектов персональных данных - пользователи чат-бота.

Способ обработки - автоматизированный способ.

Сроки обработки и хранения - в течение 30 дней, как только прекратится общение по вопросу, персональные данные уничтожатся.

Порядок уничтожения - путем удаления из информационной системы оператора с помощью встроенных средств информационной системы.

Требование № 3. Подать уведомление в Роскомнадзор о начале обработки персональных данных.

Это обязательное требование для всех операторов, которое действует с 1 сентября 2022 г. В этой статье вы можете почитать какие сведения указываются в уведомлении, как оно подается и что будет, если не подать.

За полезность публикации буду рада обратной связи и любой поддержке! Если хотите не терять на простых ошибках деньги в бизнесе, а приумножать, то рекомендую подписаться на мой Telegram-канал. В нем я делюсь актуальными новостями, практикой и лайфхаками, которые будут полезны для каждого предпринимателя.

2
6 комментариев