Женщина купила на Яндекс Маркете холодильник за 500 рублей, но продавец отказался отдать его, сославшись на ошибку. Что решили суды?

Я уже разбирал ряд похожих дел: каждый раз покупатель заказывал в интернет-магазине товар по необычно низкой цене. Но магазин под разными предлогами отменял заказ и отказывался отдать товар. Несколько таких дел даже дошло до Верховного суда. Вот один пример.

Прежде чем начать, приглашаю вас в мой ТГ-канал, где я ежедневно пишу о новинках законодательства, интересных делах, государстве, политике, экономике. Каждый вечер — дайджест важных новостей государственной и правовой сферы.

Что случилось?

В декабре 2019 года гражданка М. увидела на сайте маркетплейса Яндекс Маркет интересное предложение — холодильник NORD всего за 500 рублей, тогда как обычная его цена составляла 15-17 т. р.

М. решила воспользоваться таким предложением и оформила заказ. Вместе с доставкой вышло 1100 рублей.

Однако через сутки она получила письмо на почту, что ее заказ был отменен. Позже вернули и деньги.

М. обратилась в поддержку и потребовала от магазина выполнить заказ. Но поддержка ответила, что это невозможно, т. к. холодильников по этой цене в продаже нет, а цена на сайте была технической ошибкой.

Направленную в свой адрес претензию Яндекс Маркет вообще проигнорировал.

Тогда М. обратилась в суд, требуя обязать продавца заключить с ней договор купли-продажи по изначальной цене.

Что решили суды?

Суд первой инстанции решил, что М. сама виновата. Судья пришел к выводу, что соглашение о цене между ней и продавцом не было достигнуто.

Кроме того, М. должна была осознавать, что товар предлагается по необычно низкой цене, поэтому ей нужно было перед покупкой дополнительно уточнить цену у продавца.

А теперь она не вправе требовать заключить договор по цене, отличной от той, по которой товар сейчас предлагается другим покупателям. В иске было отказано.

Выводы первой инстанции были поддержаны апелляцией и кассацией.

Что сказал Верховный суд?

М. оформила и оплатила заказ. После оформления ей на почту пришло письмо с подтверждением заказа, а также чек. Это подтверждает, что договор был заключен, стороны достигли согласия по всем его существенным условиям. В этот момент была зафиксирована цена.

Ни Гражданский кодекс, ни закон «О защите прав потребителей» не дают продавцу права отменить уже оформленный и оплаченный заказ. Изменить условия (включая цену) или расторгнуть договор можно лишь с согласия второй стороны, но такового не было.

Также покупатель не обязан перед оформлением заказа уточнять цену и выяснять, не является ли она ошибочной.

Решения нижестоящий инстанций были отменены, дело отправлено на пересмотр (Определение Верховного суда по делу N 5-КГ24-11-К2).

В итоге суд первой инстанции обязал продавца заключить договор по изначальной цене, а также взыскал с него штраф, компенсацию морального вреда и юридические расходы (Решение Симоновского районного суда по делу N 02-5727/2024).

Приглашаю вас в мой ТГ-канал, где я ежедневно пишу о новинках законодательства, интересных делах, государстве, политике, экономике. Каждый вечер — дайджест важных новостей государственной и правовой сферы.

Женщина купила на Яндекс Маркете холодильник за 500 рублей, но продавец отказался отдать его, сославшись на ошибку. Что решили суды?
12
3
1
30 комментариев