10 вопросов, которые вы хотели задать медицинскому юристу: объяснил, чего ждать клиникам от 2025 года
Хотите знать, как пройдет 2025 год для вашей клиники? Тогда предлагаю не откладывать в долгий ящик, а сделать это прямо сейчас.
Мне задали 10 вопросов о том, чего ждать медицинскому бизнесу от 2025 года: к кому придут проверки, когда появятся новые требования, как работать с документами и т.д.
С высоты опыта работы с медучреждениями я честно и подробно ответил на каждый. Уверен, что эта информация поможет вашей клинике избежать штрафов.
– Что в работе клиник вызовет интерес надзорных органов в 2025?
– По моим ощущениям, у проверяющих стало больше полномочий, также как и оснований для проверок медучреждений. Речь о мораториях на проверки идет все реже.
В прошлом году я неоднократно подчеркивал, что даже при минимальных основаниях для проведения проверок, госорганы пытаются выжать из них максимум. От этого мнения не отказываюсь и сейчас. Причина тенденции проста: государственные органы должны показывать эффективность – делать это они могут через цифры (количество протоколов, постановлений). Соответственно, госорганы относятся к проверкам серьезно: разделять такой подход рекомендую и медклиникам.
Наибольший интерес будет вызывать работка клиник с персональными данными (ПД). Утечки сведений из медицинских организаций периодически происходят: вопрос стоит на контроле Роскомнадзора, и этот контроль только усилится.
Росздравнадзор и Департамент комитета здравоохранения направит внимание на выполнение лицензионных требований. Надзорные инстанции станут пристально следить за квалификациями врачей, получением лицензий на отдельные виды медицинских услуг и своевременным ведением реестров. Это позволит им мониторить деятельность медучреждений, не покидая рабочего места.
Третьим по списку, но не по важности, назову усиление контроля за исполнением санитарно-эпидемиологических требований. Эпидобстановка остается напряженной. Надзорные органы, в частности Роспотребнадзор, будут следить за мерами профилактики вирусных инфекций.
Еще один из важных пунктов – мониторинг соблюдения права пациентов. Несмотря на отсутствие плановых проверок по защите прав потребителей, надзорные органы молниеносно реагируют на обращения пациентов и запускают процедуры контрольно-надзорного мероприятия без взаимодействия с медицинской организацией. Проверяют соблюдение требований законодательства в области защиты прав потребителей.
Добавлю, что в России увеличивается количество маломобильных граждан. Я считаю, что в самое ближайшее время будет установлен жесткий контроль за соблюдением требований к формированию доступной среды. Да, сейчас действует закон о маломобильных гражданах, предусматривающий включение элементов доступной среды в инфраструктуру. Он должен соблюдаться любыми организациями, в том числе медицинскими. В действительности же его пункты исполняют далеко не все клиники.
– Готовиться ли клиникам к цунами потребительского экстремизма?
– Потребительский экстремизм всегда был, есть и будет.
Я не вижу предпосылок для цунами потребительского экстремизма. В целом, пациенты становятся более грамотными, так как ведется информационная и просветительская работа через СМИ. Результат закономерен: у потребителей появляется представление о своих правах и обязанностях клиник. Рост правовой грамотности влечет за собой риск того, что пациент начнет злоупотреблять правом, поэтому потребительский экстремизм будет встречаться чаще, но число таких случаев не вырастет резко. Я убежден в том, что потребительский экстремизм возможен в тех медицинских организациях, которые сами подготавливают для него почву.
– Какие новые требования к главврачам, старшему и среднему медперсоналу могут появиться в 2025?
– Законодательство в сфере медицинской помощи и медицинских услуг изменяется и дополняется. Я хотел бы надеяться, что в 2025 доработают законопроект, разграничивающий понятия медицинской помощи и медицинской услуги. Он существенно повлияет на работу как главврача, так и рядового медицинского персонала. Возможно, появятся новые требования, касающиеся перераспределения функций медицинской помощи и медицинских услуг.
– Какие документы будет искать Роскомнадзор на сайтах клиник в 2025?
– Думаю, в 2025 Роскомнадзор продолжит действовать в рамках своего положения о государственном контроле. Основное направление его деятельности – это, конечно, защита персональных данных. По нашей информации, сегодня Роскомнадзор использует искусственный интеллект для проведения анализа сайтов медицинских организаций. ИИ проверяет, как соблюдаются обязательные требования законодательства. Безусловно, такой подход упрощают работу регулятора. Закономерным результатом этого становится увеличение числа контрольно-надзорных мероприятий без взаимодействия с медицинской организацией. То есть проверка будет проводиться дистанционно с последующей выдачей предостережений.
– Какие пункты обязательно нужно добавить в медицинские документы в 2025?
– В 2023 утвердили новые правила предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг. Поэтому клиники, которые еще не успели внести изменения в договор с учетом новых требований законодательства, обязательно должны это сделать. Проверьте ИДС и дополнительные соглашения, устанавливающие перечень и стоимость услуг. Если будут внесены изменения по разграничению понятий медицинской помощи и медицинской услуги, то, конечно же, нужно будет внести правки во все свои внутренние документы (распорядки и регламенты работы клиники), договоры, положения об оказании платных медицинских услуг. В такой ситуации каждому медучреждению также придется определить, кто и в каких случаях уполномочен оказывать медицинскую помощь, а кто и в каких случаях –медицинскую услугу.
– Как в 2025 клинике минимизировать вероятность государственной проверки?
Надзорные органы уже несколько лет придерживаются риск-ориентированного подхода. Это значит, что каждой медицинской организации присваивается определенный класс опасности, всего их шесть. Чем выше класс опасности, тем чаще проводятся плановые контрольно-надзорные мероприятия. Здесь сразу скажу, что рассуждаю о минимизации плановых проверок, так как предугадать, сколько внеплановых выпадет на долю той или иной клиники, невозможно: это зависит от многих факторов. С плановыми проверками ситуация обстоит иначе.
Вернемся к риск-ориентированному подходу. Если медицинская организация не согласна с присвоенной ей категории риска, то она может это изменить. Для этого ей нужно направить уточняющие сведения, на основании которых государственные органы смогут пересчитать категорию риска – понизить ее. В таком случае периодичность плановых проверок будет сокращена, например, снизится с 1 раза в 2 года до 1 раза в 3 или 4 года.
– Назовите ТОП-3 ошибки, мешающие развитию клиники сейчас?
– С правовой точки зрения первая ошибка – это отсутствие коммуникации между администратором и врачом. Пример, с которым мы встречаемся довольно часто – администратор отказывается подписывать договор на оказание медицинских услуг, ссылаясь на то, что это полномочия врача. Врач же просит разобраться со всеми документами на ресепшене, хотя, например, ИДС с пациентом должен подписывать именно он. Такие конфликты приводят к правовому дисбалансу в работе медицинской организации.
Вторая ошибка – пренебрежительное отношение к ведению медицинской документации. В случае спора с пациентом документы смотрят в первую очередь: проверяют, как они заполнены, соответствуют ли всем требованиям, достаточно ли того анамнеза, который врач собрал перед оказанием медицинской услуги и т.д. Многие медицинские организации не уделяют этому должного внимания.
Третья ошибка – нежелание разобраться в сути претензии пациента и стремление как можно быстрее от него откупиться – вернуть деньги и закрыть вопрос. Нередко в клиники поступают безосновательные претензии от пациентов. Несмотря на то, что многие медучреждения оказывают свои услуги качественно (в соответствии со стандартами, клиническими рекомендациями и всеми требованиями законодательства) они решают не связываться с недовольным пациентом, а просто «выдать» ему сумму, которую он попросил.
– Какие ТОП-3 проблемы медучреждению не решить без помощи юриста?
– На мой взгляд, без помощи юриста клиникам вообще сложно решать конфликты с пациентами. Я убежден, что врачи должны лечить. Медицинские работники в большинстве не юристы, и в ситуации недовольства пациента, они иногда принимают эмоциональные решения. Все претензии от пациентов нужно рассматривать определенным образом и в соответствующие сроки.
Второй момент – это наведение порядка в документации и выстраивание процесса документооборота. Сейчас без помощи грамотного специалиста не обойтись, так как велик риск допустить серьезные ошибки, которые могут повлечь репутационные и финансовые потери.
Третий пункт – прохождение проверок. У инспекторов, выполняющихся такие проверки, есть не только права, но и обязанности. Во время мероприятия важно, чтобы проверяющий сам не допустил нарушений закона и не пренебрег правами клиники. Неважно, кем проводится проверка – государственным органом или общественной организацией. Сотрудники медучреждения должны понимать, какие права и полномочия есть у разных инспекторов: в этом, как правило, необходима помощь юриста.
– Как клиникам работать с неправдивыми негативными отзывами?
Пока отзывы важны как для медицинской организации, так и для потенциальных пациентов, каждое негативное мнение придется разбирать отдельно. К сожалению, встречаются случаи, когда негативные отзывы оставляют люди, которые никогда не пользовались услугами клиники: бороться с этим сложно. Если вы считаете, что отзыв хотя бы частично обоснован, то примите замечания к сведению и проведите работу над ошибками. Если считаете, что отзыв не имеет отношения к действительности, пишите возражения, отстаивайте позицию и защищайте честь бизнеса: кроме вас этого не сделает никто.
– Что пожелаете медицинским организациям, их сотрудникам и руководителям для беспрепятственной работы и процветания бизнеса?
– В первую очередь, побольше адекватных пациентов, действительно нуждающихся в ваших услугах и помощи.
Во вторую, легкого освоения новых технологий и методов лечения: кто владеет знаниями, тот владеет пациентом.
В третью, слаженности и взаимопонимания. Все участники команды медучреждения важны. Сила коллектива заключается в возможности каждого сотрудника слышать и понимать коллег, независимо от их ролей.
Если у Вас остались вопросы, появилась необходимость уточнить какие-либо детали или желание поделиться опытом, пишите сюда.