Регистрация товарного знака в 2025 году: какая польза? Какие подводные камни?

Прошлый год побил очередной рекорд по заявкам на регистрацию товарных знаков в России. Бренды, логотипы, слоганы, домены — предприниматели и компании стремятся закрепить за собой уникальные элементы своего бизнеса.

Но почему такой ажиотаж?

Зачем предприниматели спешат регистрировать товарные знаки?

Какие новые правила и подводные камни ждут нас в 2025 году?

Давайте разберемся пока не стало поздно.

Приветствую! Меня зовут Святослав Залевский, я адвокат, специализирующийся на защите прав бизнеса и интеллектуальной собственности, а также на представлении интересов селлеров на маркетплейсах.

Если еще не знакомы, то вот мой ТГ-канал:

Что вы можете зарегистрировать в качестве товарного знака (бренда) - кратко

На момент написания статьи в реестре доступен номер товарного знака № 1 082 909, следовательно, на данный момент Роспатент уже зарегистрировал более 1 млн. товарных знаков.

Придумать действительно уникальное название становится сложнее, а вот случайно нарушить чужие права — проще, чем кажется.

Товарный знак (торговая марка, бренд) — это зарегистрированное в Роспатенте обозначение, которое индивидуализирует Ваши товары и услуги.

Что регистрирую другие в качестве товарного знака:

словесные обозначения: слоганы, названия товаров и услуг, доменные имена, названия организаций, магазинов, вымышленные имена и свои собственные.

изобразительные знаки: логотипы, эмблемы и этикетки.

Этот список не ограничен, могут быть и другие примеры обозначений товарного знака. Главное - чтобы Ваш знак не повторялся и не нарушал чужие права, а также соответствовал требованиям закона.

Товарный знак - это монополия на определенное обозначение, которая защищается законом (препятствует другим использовать ваш бренд)

Зачем нужен товарный знак и что он реально защищает?

Товарный знак помогает потребителям узнавать любимые бренды, а бизнесу — защищаться от конкурентов, которые пытаются нажиться на чужом имени и репутации. Без регистрации можно легко столкнуться с ситуацией, когда ваш логотип или название начинает использовать кто-то другой — и доказать свои права будет не так просто.

Зарегистрированный товарный знак действует 10 лет, охраняется по всей стране и может продлеваться неограниченное количество раз. Использование зарегистрированного знака можно отмечать символом ®.

После регистрации правообладатель получает свидетельство, которое подтверждает его исключительные права. В практике встречаются самые разные товарные знаки: на русском и английском, на обычные слова и придуманные названия, на фамилии, логотипы и даже нестандартные обозначения.

Можно ли зарегистрировать обычное слово или словосочетание?

Да, вопреки популярному мифу, даже слова из словаря можно сделать товарным знаком. Но важно понимать, что защита распространяется не на само слово в вакууме, а на его использование в конкретных сферах бизнеса.

Допустим, вы зарегистрировали «Ёжик» как товарный знак для производства детской одежды. Это значит, что никто другой не сможет выпускать одежду под таким же названием.

Но если кто-то решит открыть кофейню «Ёжик», это не будет нарушением — ведь товары и услуги совершенно разные.

А вот попытка зарегистрировать «Yozhik» для спортивной обуви или «Ёжик-24» для доставки еды, скорее всего, закончится отказом — такие знаки будут слишком похожи на уже существующий.

Но если бизнес с такими названиями работает без регистрации, владельцы могут оказаться в зоне риска: если у кого-то уже есть зарегистрированный знак, он может потребовать прекратить использование и даже подать в суд с требованием о взыскании компенсации и прекращении использования товарного знака.

То есть за картинки и слова есть ответственность?

Обычная ситуация: предприниматель закупает товар в Китае и вдруг ему приходит претензия с требованием заплатить компенсацию за нарушение название или логотипа на китайской продукции от другого российского предпринимателя.

Часто люди узнают об этом, когда уже слишком поздно.

Важно понимать: под нарушение подпадает не только полное совпадение названия или логотипа, но и излишне похожее обозначение.

Что грозит тем, кто использует чужой бренд:

• Компенсация владельцу знака — до 5 миллионов рублей, а в ряде случаев еще больше: например, если нарушитель продавал товары с незаконно нанесенным знаком, суд может взыскать в двойном размере от стоимости всей партии (п. 4 ст. 1515 ГК РФ).

• Штрафы от государства за нарушение закона о рекламе и недобросовестную конкуренцию — от 100 000 до 500 000 рублей (ч. 2 ст. 14.33, ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ).

• Конфискация незаконно маркированного товара (п. 2 ст. 1515 ГК РФ).

• Полное уничтожение продукции — если товар признают контрафактным, его могут утилизировать.

• Санкции маркетплейсов - блокировка карточки или личного кабинета, штраф и возврат товара продавцу за его счет

• Обязательный ребрендинг: даже если бизнес уже заплатил компенсацию, работать под прежним названием всё равно нельзя.

• Уголовная ответственность — если нарушение носит крупный характер, можно получить до шести лет лишения свободы (ст. 180 УК РФ).

8 причин почему нужен свой товарный знак в 2025 году

Миллионные штрафы?

Блокировка карточки на маркетплейсе?

Это все частичные вопросы тех причин которые мы рассмотрим.

Товарный знак — это не просто формальность. Это самый ценный нематериальный актив бизнеса, который защищает его от множества рисков.

1. Получить монополию на бренд и запретить конкурентам использовать его

Вы инвестируете в название, логотип, маркетинг, а через год кто-то регистрирует такое же или схожее название и начинает продавать аналогичный товар.

Ваши клиенты путаются. Продажи падают. Появляются негативные отзывы.

Без товарного знака — остаётся только наблюдать и терпеть.

С товарным знаком — можно взыскать компенсацию например до 5 миллионов рублей или 2х от продаж нарушителя и запретить использование бренд конкурентам.

2. Избежать судебных исков от внезапных правообладателей

Допустим, вы уже много лет ведете бизнес, и вдруг узнаёте, что ваше название или логотип зарегистрировано другим человеком.

Юридически владельцем бренда является тот, кто первым подал заявку в Роспатент.

📌 Кейс из личной практики: С 2000-х производители, издательства и продавцы выпускали и распространяли карты Таро «Колода Райдера-Уэйта», однако компания ООО «Аваалон-Ло Скарабео» решила монополизировать изображения из данной колоды с помощью регистрации товарных знаков и с помощью товарных знаков начало блокировать продавцов на маркеплейсах. В результате мы признали признали решения Роспатента недействительными в отношении товарных знаков (все что связано с картами и печатной продукцией).

3. Защититься от недобросовестных конкурентов или не попасть в руки патентных троллей

Некоторые компании целенаправленно мониторят незарегистрированные бренды и оформляют их на себя.

ИЛИ

Есть компании, которые занимаются только одним — регистрируют популярные названия, а потом требуют компенсации от предпринимателей.

📌 Кейс из личной практики: Многие продавцы на маректплейсе торговали китайской продукцией, но один предприниматель начал регистрировать массово товарные знаки, связанные с популярной китайской продукцией на маркетплейсе, например: «SPECIAL QUALITY DESIGN Retu», «BEICHAD», «LIVING TRAVELING SHARE» и другие. В результате начал требовать выплатить компенсацию за товарные знаки и блокировать карточки наших клиентов на маркетплейсе. Мы содействовали предотвращению блокировки карточек на маркетплейсах и сформировали обращение в ФАС РФ о признании недобросовестной конкуренции.

Вывод: проще зарегистрировать знак или заранее предотвратить регистрацию товарного знака заранее, чем потом бороться за свой бренд в судах.

4. Защитить свой домен от потери

Важный момент: домен — это не интеллектуальная собственность. Если кто-то зарегистрирует его как товарный знак, он может через суд заблокировать сайт и забрать себе адрес.

Если у вас есть сайт — товарный знак критически важен для его защиты.

5. Предотвратить блокировку и не потерять товары на маркетплейсе из-за утилизации

Если правообладатель обратиться с товарным знаком, то блокировка карточки на маркетплейсе может привести к следующим последствиям:

  • Приостановка продаж конкретного товара (блокировка конкретной карточки).
  • Блокировка личного кабинета, что останавливает все продажи продавца.
  • Наложение штрафов со стороны маркетплейса.
  • Возврат товара, что приводит к значительным расходам на логистику и снижает прибыль.

📌 Кейс из личной практики: Мы регулярно помогаем недопустить блокировку карточек (вот примеры), но если на Ваш бренд есть товарный знак, то вы в целом не столкнетесь с такой ситуацией.

6. Использовать иностранные названия в рекламе

В 2025 году вступает в силу закон, ограничивающий использование иностранных слов в рекламе и на вывесках. Исключение — если слово зарегистрировано как товарный знак.

📌 Пример: вывеска «Coffee House» без товарного знака может быть оштрафована. А если «Coffee House» зарегистрирован в Роспатенте — штрафа не будет.

7. Запустить франшизу на законных основаниях

Продавать франшизу без зарегистрированного товарного знака нельзя. Если у франчайзера нет знака, у него нет и юридического бренда.

📌 Пример: предприниматель купил франшизу на кофейню, а через год выяснилось, что товарный знак никто не регистрировал. В итоге бизнесмен не мог ни защитить бренд, ни требовать защиты от конкурентов.

8. Увеличить стоимость бизнеса

Товарный знак — это актив компании, который можно оценивать, ставить на баланс, продавать или передавать в пользование.

Что нужно учесть при регистрации товарного знака в 2025 году:ключевые тенденции и рекомендации

2024 год внес значительные изменения в сферу интеллектуальной собственности. Чтобы успешно зарегистрировать бренд в новых условиях, важно учитывать пять ключевых факторов.

1. Рост госпошлин: бюджет планируйте заранее

В конце того года Роспатент увеличил размер государственных пошлин. Теперь минимальная сумма за подачу заявки, экспертизу с двумя классами МКТУ (Международной классификации товаров и услуг) составляет 20 500 рублей (ранее — 12 250 рублей). Льготы за электронную подачу отменены, поэтому снизить расходы не удастся.

Важно! Итоговая сумма зависит от количества классов МКТУ которые вы планируете охватить.

До изменений писали в нашем канале об измении цены госпошлины, кто успел зарегистрировать до изменений смог сильно сэкономить.

2. Иностранные бренды: стратегия перерегистрации

Крупные международные компании, такие как Coca-Cola, активно подают заявки в Роспатент. Это связано с необходимостью сохранить права на товарные знаки до 2025 года, чтобы избежать аннулирования из-за трехлетнего неиспользования (срок отсчитывается с 2022 года).

Что это значит для вас?

Регистрировать чужой бренд бесполезно: иностранные знаки по-прежнему защищены. После 2025 года появится возможность оспорить права на неиспользуемые иностранные марки, следите за обновлениями.

3. Латиница под запретом: защитите свой бренд

Госдума рассматривает законопроект защите русского языка и об ограничении использования иностранных слов, что запретит использовать на вывесках в рекламных материалах иностранные слова.

Использовать латиницу смогут только владельцы зарегистрированных товарных знаков.

4. Религиозная символика: повышенный контроль

Роспатент ужесточил проверку заявок, связанных с религиозной тематикой. Теперь даже косвенные отсылки направляются на экспертизу в Межрелигиозный совет России.

Совет: избегайте спорных ассоциаций, если не готовы к длительным согласованиям.

5. Конкуренция за уникальность: регистрация усложняется

С 2023 года право регистрировать товарные знаки получили физические лица и самозанятые. Это, вместе с импортозамещением и активностью иностранных компаний, привело к рекордному числу заявок.

Последствия:

  • Выбрать незанятое название стало сложнее.
  • Чаще требуются дополнительные документы: согласия правообладателей, ответы на претензии Роспатента.
  • Растет число судебных споров и апелляций в Палате по патентным спорам.

Напутствие

Регистрация товарного знака в 2025 году требует тщательной подготовки, анализа рынка и юридической экспертизы. Учитывайте новые правила, планируйте бюджет и начинайте процесс заранее, чтобы избежать рисков.

Нужна помощь с товарными знаками? Готовы помочь!Если вы ищете индивидуальный подход в вопросах интеллектуальной собственности — обращайтесь. Вот как я могу поддержать:

  • Бесплатная проверка названия или логотипа — анализирую данные по официальным базам Роспатента, чтобы убедиться в уникальности вашего бренда.
  • Регистрация товарного знака — помогу подготовить документы, избежать отказов и ускорить процесс.
  • Юридическое сопровождение — защита интересов в судах, оспаривание решений или аннулирование чужих товарных знаков.

Telegram 👉🏻 @Svyatoslav_Zalevsky

Telegram канал 👉🏻

1
Начать дискуссию