Что делать, если не вывозят мусор: сроки вывоза по закону, как правильно наказать регоператора и добиться перерасчета
Однажды я уже писал большой пост о том, как правильно зафиксировать нарушения в качестве коммунальных услуг, чтобы добиться перерасчета (в том числе там есть образец акта). Но отдельно стоит сказать об услуге обращения с ТКО.
Прежде чем начать, приглашаю вас в мой ТГ-канал, где я ежедневно пишу о новинках законодательства, интересных делах, государстве, политике, экономике. Каждый вечер — дайджест важных новостей государственной и правовой сферы.
Как часто должны вывозить мусор?
Порядок и сроки вывоза твердых коммунальных отходов (ТКО) регулируются санитарными правилами СанПиН 2.1.3684-21.
Согласно пунктам 11 и 13 указанных правил:
- при среднесуточной температуре +5 °C и выше мусор должен вывозиться не реже одного раза в сутки;
- при температуре +4 °C и ниже допустимо временное накопление до 3 суток.
Вывоз крупногабаритных отходов осуществляется по мере накопления, но тоже имеет минимальную периодичность:
- не реже одного раза в 7 дней, если температура наружного воздуха +5 °C и выше;
- не реже одного раза в 10 дней, если температура +4 °C и ниже.
Кстати, эти нормативы не зависят от того, где установлены контейнеры: у многоквартирных домов, в частном секторе или где-то в деревне. Недавно я уже рассказывал о таком деле: мужчина, живущий в частном доме, был недоволен тем, что регоператор вывозит мусор раз в две недели.
Регоператор отвечал, что контейнеры все равно заполняются очень медленно, вывозить чаще не имеет никакого смысла. Мужчина подал в суд и добился перерасчета за весь период.
Что делать, если мусор не вывозят?
В случае ненадлежащего оказания услуги важно зафиксировать нарушение:
1) Составить акт, подтверждающий наличие нарушения, образец и подробную инструкцию можно найти здесь. Если кратко:
— сначала надо уведомить диспетчерскую регоператора о нарушении и о дате/времени, когда будет составлен акт;
— если реакции не поступило, мусор не вывезли и даже не прислали проверяющих, то оформляем акт самостоятельно участием еще не менее двух лиц: соседей, представителей управляющей организации или ТСЖ.
Срок, который должен пройти между уведомлением и составлением акта, может быть указан в договоре с регоператором (он всегда размещен на сайте оператора). Если срок не указан — можно составить акт уже на следующий день.
2) Делаем фото и видео, на которых четко видно объем мусора, дату и время. Лучше вести фиксацию несколько дней подряд, чтобы подтвердить факт длительного нарушения.
3) Направляем регоператору акт, жалобу и материалы, требуем устранить нарушение и сделать перерасчет.
5) При отсутствии реакции — обращаемся в Роспотребнадзор, Жилинспекцию и прокуратуру. Это можно сделать через официальные сайты.
6) Если обращения в ведомства не помогли, или нарушение устранили, но перерасчет не сделали — обращаемся в суд.
Что это дает собственникам?
Во-первых, в случае нарушения сроков вывоза ТКО собственники вправе требовать перерасчет платы за весь период, пока были нарушения. Это предусмотрено Правилами предоставления коммунальных услуг (N 354).
Во-вторых, регулярные обращения и жалобы могут повлиять на добросовестность исполнителя. Регоператору невыгодно попадать под проверки и получать предписания надзорных органов.
Приглашаю вас в мой ТГ-канал, где я ежедневно пишу о новинках законодательства, интересных делах, государстве, политике, экономике. Каждый вечер — дайджест важных новостей государственной и правовой сферы.