OZON отказался вернуть деньги за сертификаты, которые случайно купил ребенок — и проиграл в суде на 1,26 млн рублей
Нужно ли возвращать деньги за подарочные сертификаты? Известный маркетплейс OZON был уверен, что нет. Но суд — решил иначе. И теперь маркетплейсу придется заплатить более миллиона рублей за ошибку, которую совершила школьница.
Прежде чем начать, приглашаю вас в мой ТГ-канал, где я ежедневно пишу о новинках законодательства, интересных делах, государстве, политике, экономике. Каждый вечер — дайджест важных новостей государственной и правовой сферы.
Что случилось?
В октябре 2024 года школьница взяла телефон своей матери — гражданки Б., чтобы посмотреть товары на известном маркетплейсе OZON.
Как именно дальше развивались события — доподлинно неизвестно, но в итоге девочка оформила с аккаунта мамы покупку трех подарочных сертификатов OZON на общую сумму 830 тысяч рублей.
Сразу после этого дочь во всем призналась матери. Б. обратилась в службу поддержки маркетплейса и объяснила ситуацию, попросив вернуть деньги. Однако ей отказали — сотрудник поддержки сослался на правила OZON, согласно которым сертификаты возврату не подлежат.
После этого Б. направила письменную претензию в адрес маркетплейса, но и это не помогло — снова отказ.
Тогда она обратилась в суд, требуя не только возврата денег, но и выплаты потребительского штрафа и компенсации морального вреда.
Что решил суд?
В суде представитель маркетплейса настаивал: при оформлении заказа покупатель соглашается с условиями оферты.
А по правилам OZON подарочные сертификаты отнесены к товарам, которые не подлежат возврату или обмену — соответствующее предупреждение размещено на странице товара (к слову, оно там до сих пор).
При этом обстоятельства покупки не имеют значения, поскольку она сделана с аккаунта покупателя — следовательно, ответственность лежит на нем, независимо от того, кто именно оформил заказ.
Но суд с таким подходом не согласился. Он указал: приобретение подарочных сертификатов по сути является авансом за будущие покупки и предоставляет лишь право на покупку товара в пределах номинала. По закону, если покупатель впоследствии отказывается от покупки, продавец не может просто оставить аванс себе — деньги надо вернуть.
Поскольку маркетплейс отказался возвращать средства добровольно, суд признал полученные деньги неосновательным обогащением и обязал вернуть их гражданке Б.
Также в ее пользу были взысканы потребительский штраф — 420 тысяч рублей, и компенсация морального вреда — 10 тысяч. Итого — 1,26 млн рублей. А ведь OZON мог бы просто вернуть деньги еще на стадии досудебной претензии (Решение Березниковского городского суда Пермского края по делу N 2-352/2025).
Хотя это пока только решение первой инстанции, шансы на его успешное оспаривание у маркетплейса невелики — позиция суда полностью соответствует и разъяснениям Роспотребнадзора, и практике Верховного суда по аналогичным делам.
Приглашаю вас в мой ТГ-канал, где я ежедневно пишу о новинках законодательства, интересных делах, государстве, политике, экономике. Каждый вечер — дайджест важных новостей государственной и правовой сферы.