Защита прав потребителей в контексте санкций сферы услуг: игровая индустрия
Всем привет! Хотелось бы разобрать некоторые правовые аспекты санкций иностранных компаний, в результате которых пострадали простые пользователи — потребители услуг. А именно санкции Sony и Nintendo, направленные в отношении любителей видеоигр.
Сейчас это насущная тема для правового анализа, она пока не поднималась широко, но думаю все впереди. Постараюсь не превращать статью в лонгрид, написанный сложным юридическим языком. Вдаваться в частности тоже не буду, невозможно охватить все нюансы разом. Но с удовольствием постараюсь ответить на вопросы.
Как было до санкций? Было хорошо. Дистрибуция игр на платформы от Sony и Nintendo осуществлялась 2-мя способами: розничной покупкой игр на физических носителях и покупкой игр в онлайн-магазинах соответствующих платформ: PlayStation store и Nintendo e-shop. Кроме того, каждая платформа имела свою платную подписку: PlayStation+ и Nintendo Switch Online. В рамках подписки пользователям предоставлялся доступ к дополнительному контенту, а также бесплатным играм.
В чем суть санкций и последующих проблем?
Во-первых российских пользователей отключили от онлайн дистрибуции игр, т.е. купить что-то в официальных интернет-магазинах Sony или Nintendo стало невозможно.
Во-вторых, даже купленные ранее игры недоступны для загрузки (например, вы купили игру, но не успели ее установить на жесткий диск консоли. Увы, поиграть все равно не получится.
В-третьих, сервисы подписок стали бесполезными. По крайней из PlayStation+ нельзя скачать бесплатные игры.
В-четвертых, розничная дистрибуция тоже под санкциями. Издатели отменят поставки в России, а российские ритейлеры перестают завозить в РФ диски и картриджи с играми.
Что в итоге имеет любитель видеоигр? Ничего хорошего. Его игровая консоль становится красивым, но бесполезным кирпичом. Фактически единственная возможность во что-то играть есть только у тех, у кого остались игры на физических носителях. И то никто не знает, сохранится ли такая возможность.
А что с правовой точки зрения? Не секрет, что ничего подобного Российская Федерация раньше не видела. Соответственно весьма скудная и судебная практика. Вместе с тем, кое-что найти удалось. Например вот такое дело.
Ш. обратилась в суд с иском к импортеру о возврате стоимости товаров, взыскании неустойки, компенсации морального вреда и штрафа. В своем иске она указала, что купила умные часы, которые выполняют свои функции с помощью онлайн-сервисов. Все было хорошо, но в какой-то момент онлайн-сервис перестал работать, следовательно функционал часов значительно сократился. Фактически, умные часы стали обычными часами, показывающими время.
Вот что по этому поводу сказал Верховный Суд (определение от 8 декабря 2020 г. № 29-КГ20-6-К1): утрата возможности использования товара в связи с прекращением изготовителем обеспечения его работоспособности в течение срока службы, а при отсутствии такого срока в течение десяти лет со дня передачи товара потребителю по аналогии (ст. 6 ГК РФ) должна признаваться недостатком товара, при котором в силу п. 6 ст. 19 Закона о защите прав потребителей потребитель вправе предъявить изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) требование о безвозмездном устранении таких недостатков, а если недостаток товара является неустранимым, по своему выбору предъявить изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) иные предусмотренные п. 3 ст. 18 названного закона требования или возвратить товар изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.
О перспективах иска к импортерам - Sony, Nintendo, etc. Перспективы, безусловно, есть. Скорее всего суд обяжет импортера вернуть Вам доступ к онлайн-сервисам, денежные средства, которые вы потратили как за игровую консоль, так и приобретенные игровые продукты, которыми не можете пользоваться. Все будет зависеть от того, как именно сформулированы Ваши исковые требования. Но что будет в реальности? Едва ли Sony или Nintendo восстановит Вам доступ к игровым сервисам в индивидуальном порядке. Это похоже на утопию.
Возвращать деньги за приобретенные товары? С учетом инфляции то, что Вы купили до 24 февраля скорее всего сейчас стоит в 2 раза дороже. Да и сохраняется надежда на нормализацию ситуацию в индустрии.
Выводы. Выводы делать не буду, данная статья просто информация к размышлению. Но буду рад ответить на вопросы, если они будут.
Всем большого терпения!
Стоимость товара, определяется на момент вынесения решения суда об удовлетворении иска потребителя.
Если ее можно будет выяснить, поскольку 90% данных товаров ушли с официальной розницы)
И если было повышение цены, то возвращают по новой цене, если понижение то по той которая в чеке, за которую приобретён товар!
При не возможности узнать цену или анлог береться, или пересчитывается в $, € и по курсу ЦБ на момент покупки! Но возврат идет в рублях!!!
Добрый день. Подскажите, пожалуйста, в случае с Сони ответчиком будем выступать российское представительство?
Да, это самый логичный вариант.