Такая «ерунда» как форма регистрации и сбора согласий на сайте может повлечь серьезные последствия. Да, пока регуляторы не ходят лично за каждым интернет-сервисом и не предъявляют претензии. Да и штраф можно пережить.
Другое дело — это завязывание всей коммуникации с клиентами на сервисы рассылок. Они то как раз жестко относятся к несоблюдению правил сбора согласий, так как тот же ФАС сначала приходит к ним и уже через них выходит на автора рассылки. Нужно ли рисковать заморозкой всех коммуникаций на неопределенный срок (а ФАС может заниматься рассмотрением и несколько месяцев) , каждый решает сам.
Спасибо за статью! Часто вижу, что галочку снизу ставят априори, со стороны ux совершенно неправильно, потому что пользователю может показаться, что ее уже нельзя убрать)
Мало того, что с точки зрения UX неправильно, так как и не совсем законно ;)
Видимо никто не заморачивается этим, потому что по традиции штраф пару тысяч рублей, которые крупняк зарабатывет за полминуты, поэтому чем ломать поведенческий паттерн большинству пользователей, которым плевать на свои персональные данные, проще заплатить потом штраф (и не факт, что ты достигнешь величины, когда тобой заинтересуется ФАС).
Штраф там от 100 до 500к рублей. Для крупные конечно незаметно, для среднего бизнеса уже больновато.
Тут главная проблема, что если бизнес всю коммуникацию завел через сервис рассылки, то рискует её одномоментно лишиться из-за любого подозрения в спаме со стороны рассылщика.
Статья хорошая, но не раскрыта тема мессенджеров. Что если на сайте кнопки вотсап и телеграм? И далее клиент кликает и пишет первый нам в мессенджер?
Мессенджеры совсем не похожи на сайты, поэтому раскрывать их нужно отдельно. В целом, подход с точки зрения закона такой же. Обрабатываете персональные данные - соберите согласие, причем так, чтобы можно было доказать, что человек согласие вам дал.
Как практикующий юрист, проводивший не одну проверку соответствия закону о пд для сервисов, считаю необходимом добавить, что все эти формальности это хорошо и здорово.
Но когда просишь бизнес не делать галочку предустановленной тебе говоря что-то вроде "у нас воронка продаж от этого упадет на 1.5%, что выражается в 5 млн рублей в месяц, а какой там штраф по КоАп?".
К тому же, часть 5 пункта 1 ст 6 ФЗ 152 относит обработку персональных данных для исполнения договора как самостоятельный вид согласия. То есть при запросе от РКН, я сам был неоднократно свидетелем как отбивались ссылкой на эту часть: "Да, галочки нет, но лицо заказало пиццу и согласилось с условиями оферты, значит есть самостоятельное основание для обработки пд помимо галочки". К сожалению, регулирование пд в любой развитой стране сейчас это бюрократия и оторванность от реалий жизни. Как видите, даже крупные банки игнорируют требования.