• Как передать сотрудникам функции, полномочия, а главное ответственность?
• Как повысить качество управленческих решений, контроля, внутреннего взаимодействия?
• Как улучшить качество услуг и одновременно сократить ФОТ?
В этой статье я постарался интересно и вдумчиво проанализировать наш опыт перехода на холакратию и выхода из операционки.
(отрывок из моей недавней статьи про позерство и фуфлерство с новомодными методами, на примере "Бюрюзовой организации" - очень близкой по смыслу системе из данного опуса).
"Бирюзовая организация или как мне продали жухлую петрушку (пример из жизни)"
Есть такая практика управления из области управления по ценностям: "Бирюзовая организация". Вот ее определение:
Бирюзовая организация — это компания, в которой нет привычной иерархии, а все процессы выстроены горизонтально. Отделы, команды и даже отдельные сотрудники работают независимо, а связывают их вместе ценности и цели.
Принципы бирюзовой организации:
- У организации есть большая цель, миссия, которой искренне служит каждый сотрудник.
- Сотрудники имеют право принимать решения, не обсуждая их с коллегами и руководителями.
Годах в 2016-2017 это стало очень популярной темой. И некоторые компании федерального масштаба решили попиариться на этой теме, заявив что они становятся бирюзовыми.
Среди них была одна модная и быстро растущая сеть продуктовых супермаркетов. ВкусВилл.
Я иногда делал покупки в ВкусВилле. И однажды мне нужно было купить зелень. Подойдя к полке с овощами, я выбрал петрушку, такой лоточек - зелень на вспененной подложке, под пленкой. Очень аппетитно и свежо выглядел этот продукт. Петрушка такая яркая, сочная, ням-ням....
Когда пришло время распаковывать подложку, мне бросилось в глаза, что оберточная пленка не просто прозрачная, а... зеленоватая. Первый и последний раз в жизни мне попалась такая странная цветная пленка. И через пару секунд я понял - почему пленка зеленая. Петрушка внутри была жухлая, наполовину превратившаяся в гербарий, пожелтевшая. А зеленая пленка маскировала это! Причем, довольно удачно.
Что же произошло?
Снабженцы приняли от поставщиков некачественный продукт. Т.е. пренебрегли классическими принципами менеджмента качества - не провели процедуру входного контроля.
Производственный цех (фасовщики), принимая продукцию в работу, не осуществили входной контроль. Видели же - что продукт некондиционный. Но вместо того, чтобы остановить процесс, они не только пропустили брак, но и еще дополнительно приложили усилия - придумали как скрыть дефект, нашли где-то специальную пленку, чтобы "озеленить" пожухлую петрушку.
Розничные подразделения, получив такой странный продукт в зеленой пленке, беспрепятственно выложили его на полку. Неужели сразу не обратили внимание? Ну, допустим, не заметили подвоха. Уже в то время количество магазинов в сети было около 200. Наверняка жлобы от покупателей поступили в первый же день. Что, система анализа обратной связи с потребителями не сработала? Сработала. Но никто некондицию с полки не подумал убирать. Продавали до последнего.
Вот вам и бирюзовая организация!
В классической системе управления торговой сетью, где внедрен менеджмент качества, грамотно построены бизнес-процессы, где налажен классический механизм приемо-передачи с этапа на этап - такая ситуация была бы невозможна. Некондиционный товар (такой откровенный брак) не дошел бы до полки.
Но мы же имеем дело с бирюзовой организацией! Напомню: "Отделы, команды и даже отдельные сотрудники работают независимо, а связывают их вместе ценности и цели."
Какие же ценности присущи ВкусВиллу? Может быть ценности качества, клиент-ориентированности?
-Нет, не слышали....
Напомню принципы бирюзовой организации:
- У организации есть большая цель, миссия, которой искренне служит каждый сотрудник.
- Сотрудники имеют право принимать решения, не обсуждая их с коллегами и руководителями.
Кейс с петрушкой наглядно показывает, чему "искренне служит каждый сотрудник ВкусВилла". Каждый по-отдельности, и все вместе по цепочке, вступив в групповой сговор с целью сбыть некондицию потребителям обманным путем.
А плоская структура, децентрализация и повсеместная свобода принятия решений из отличительной особенности теоретической "бирюзовой организации" превратились в порок конкретной организации "Супермаркет".
Мораль ситуации: "не доросли" еще в конкретной компании "ВкусВилл" до высоких материй, инновационных практик менеджмента. Нет ни качественного персонала (грамотного, ответственного), ни отработанного классического менеджмента (который бы выступил надежным базисом для инноваций).
Еще года 3 после этого случая я продолжал слышать выступления руководителей компании "ВкусВилл" на всевозможных форумах о том, как они успешно внедряют принципы "Бирюзовой организации". Мои коллеги-консультанты также на наших отраслевых конференциях приводили "ВкусВилл" в пример, как иллюстрацию этой практики.
Везде, где было возможно, я в качестве разоблачения рассказывал про жухлую петрушку. Вот и вам рассказал!
Комментарий недоступен
Жухлая петрушка