Ретроспектива поездки на «Дизайн-выходные» в 2024 году. Краткие выводы из лекций.
Привет, меня зовут Света, я дизайнер. Люблю узнавать новое, но память устроена так, что для усвоения материала необходимо проанализировать, законспектировать информацию. Поэтому делаю заметки и делюсь в сети, чтобы они были полезны и развивали кругозор разных специалистов.
Недавно, в Нижнем Новгороде состоялось дизайн-событие, которое собрало более 3000 человек, неравнодушных к дизайну.
В статье собрала выводы, с посещенных лекций на «Дизайн-выходных», впечатления и рекомендации тем, кто ещё не приезжал на мероприятие.
О мероприятии
«Дизайн-выходные» — некоммерческий проект, который проходит в разных городах России. Привозит российских профессионалов в индустрии, чтобы повышать уровень дизайна в регионах.
Цель мероприятия — обмен знаниями и общение. Дизайнеры могут пообщаться с коллегами и со звездами из мира дизайна.
Генеральным партнером был «МТС». Они организовали игру, в которой гости при посещении лекций и знакомстве друг с другом по-специальному QR-коду получали баллы. Эти баллы обменивали на мерч компании. Из-за ажиотажа хватило не всем и чаще всего ребята обменивались QR-кодом без попытки пообщаться. Задумка классная, но требует доработки.
Статистика
Организаторы собирают статистику затрат, приехавших туристов, чтобы демонстрировать администрации влияние мероприятия на экономику города и объяснять городским администрациям зачем поддерживать событие.
Цель
Время ценный ресурс, поэтому, принимая решения о поездке сформировала для себя цель, с которой еду на мероприятие:
- выйти из вакуума и увидеть мир дизайна шире
- сменить обстановку и посмотреть город
- получить новые знания
Я не ставила себе цель с кем-то знакомиться, потому что посчитала, что пока нечего сказать 😄. Но теперь завела заметку, в которой записываю мысли и темы для обсуждения с коллегами, если опять окажусь на подобном мероприятии.
Общие впечатления и рекомендации
Я интроверт и, увидев огромное количество людей почувствовала себя не комфортно. Но лекции, которые посещала были очень интересными и в моменте перестала замечать вокруг себя плотность людей.
Аудитории бызабиты, система вентиляции и кондиционирования не справлялась с таким потоком желающих, поэтому сделала выводы, что если нет цели:
- посетить город, в котором проводится мероприятие
- пообщаться с коллегами
- самостоятельно почувствовать атмосферу мероприятия
то комфортнее посмотреть лекции в записи. Но, если есть время и посещение мероприятия пересекается с целями, то обязательно приезжайте. Получите дружественную атмосферу и новые эмоции, которые зарядят вас на свершения. Помните, что важно поставить цель, запланировать какие лекции и активности собираетесь посетить. Мероприятие масштабное и хочется выразить благодарность организаторам, потому что это ценный и важный вклад в сообщество. Я человек неравнодушный к сфере и люблю своё дело, поэтому сильно рада и благодарна, что такие мероприятия проводятся. Спасибо 🙏
Выводы из лекций
За два дня посетила 8 лекций:
- Юлиана Мудрик. Журнал МТС Travel. Прототипы не нужны?
- Кира Калимулина. Ozon. Вас много, а я одна: как я обучала дизайнеров Ozon писать ux-тексты.
- Миша Наер. Lead Product Designer. Как мы запустили каналы в приложении Тинькофф и вырастили Retention Rate.
- Влад Савин. Почему не стоит открывать дизайн-студию и почему я стал ей совладеть.
- Анна Шолохова. Арт-директор в студии ШО. Как воплотить в жизнь мечты о собственной дизайн-студии, а не разбиться о «суровую реальность»?
- Андрей Сергунин. Дизайн-директор в диджитал-студии Цех. Нейросети, как свои шесть пальцев.
- Сергей Прокофьев. CreativePeople. Дизайним своё агентство. Запуск, перезапуск, целеполагание, планирование, оргструктура и финансы.
- Даша Егорова. Mish. Путь в никуда, менторство и карьерные ветки.
Юлиана Мудрик. Журнал МТС Travel. Прототипы не нужны?
- Процесс устроен так: бриф → дизайн → разработка.
- Ролей на проекте много, поэтому правки приходят откуда угодно на разных этапах. Для того, чтобы избежать лишние правки, демонстрируют прототип, в котором отображают суть оффера, концепцию и механику работы.
- Огромное количество стейкхолдеров синхронизирует бриф.
Бриф включает в себя ответы на вопросы: кто наша ЦА, какое продуктовое решения мы хотим, какие есть технические ограничения, были ли какие-то исследования или наработки, были ли предыдущее маркетинговые компании. - После сбора брифа мы знаем: кто наша аудитория, зачем мы делаем, какие у нас метрики, действительно ли мы можем повлиять на эти метрики. С полученными данными собираем прототип. На основе прототипа можно согласовать с бизнес-заказчиками ожидания, основное видение, логику, офферы.
- Получив готовый прототип, текст, визуал, техническую часть, проверяйте по чек-листу,
- Собственный чек-лист формируется, когда к вам возвращаются за доработками.
Кира Калимулина. Ozon. Вас много, а я одна: как я обучала дизайнеров Ozon писать ux-тексты
В лекции Кира говорит о том, как учиться на мемах, как строила процессы и как учила дизайнеров писать ux-тексты.
Когда пришла первым редактором, то запросов и задач было много, поэтому сравнивает эту ситуацию с тем мемом, на котором несколько афроамериканцев и одна светлая девушка.
Мемы короткие и имеют много смыслов, воздействуют на эмоции, сочетают визуал и символы, узнаваемы и обдуваемы.
- систематизируйте всё до чего можете дотянуться
- разбивайте инфу на маленькие «дозы»
- добавляйте интертеймент (например, решение кейсов всем вместе)
- брендируйте правила и принципы (например, стакан редактора — «Информация исчезнет через 5 дней» - плохо. «Информация будет доступна еще 5 дней» - хорошо)
- заставляйте людей думать во время обучения
- используйте образы
Дизайнер должен писать текст, потому что он делает флоу и ближе всего к тексту, знает что сказать на каждом этапе. А редактор может помочь отредактировать или помочь в сложных кейсах.
Миша Наер. Lead Product Designer. Как мы запустили каналы в приложении Тинькофф и вырастили Retention Rate.
Команда Миши занимается продуктами вовлечения. У банка есть активная аудитория, которая смотрит контент в приложение Тинькофф. Предпосылки к разработке каналов со стороны бизнеса: у Тинькофф много продуктов, которые хотят коммуницировать с 40 млн клиентов, но такого инструмента не было. Предпосылки со стороны клиента: через опросы получали фидбек о том, что контент в ленте неинтересный и не персонализированный
- Чем активнее люди используют приложение, тем лояльнее становятся со временем.
- Становясь лояльными, люди приносят больше денег.
- Процесс работы над задачей в команде: понимание задачи, дискавери, lo-fi и гипотезы, приоритизация, hi-fi дизайн, разработка и запуск, оценка результатов.
- Определяют и заполняют понимание задачи, чтобы все участники знали что и для чего они делают.
- Понимание задачи включает: миссию, цель, аудиторию, критерии успеха
- На этапе дискавери использовали ресерч в интернете и модель хука.
- По модели есть 4 глобальных этапа: триггер, действие, награда, инвестиция. Когда пользователь проходит через эти этапы несколько раз, то у него возникает привычка возвращаться.
- Результатом дискавери является список гипотез, которые обрисовываются в черновых lo-fi дизайнах
- При оценке результатов узнали, что выросла возвращаемость пользователей
Влад Савин. Почему не стоит открывать дизайн-студию и почему я стал ей совладеть
- В Котелов на 35 разработчиков было 2 дизайнера
- Разработка бесконечна, всегда что-то дорабатывается
- Надо делать не продажи, а апсейлы
- Брендинг *опа — сделали и забыли
- Если у вас дизайн-агентство, то вступайте в партнерство с разработчиками
- Деньги на дизайне в больших сервисах, дизайн-поддержке
- Покупайте в рейтинге строчку и получайте контракты
Влад говорит о том, что на дизайне не заработаешь в отличие от разработки. Но хочу заметить, что дизайн может быть очень маржинальным. Разработка всегда стоит в рамках рынка, а дизайн можно продать со сверхмаржинальностью.
Анна Шолохова. Арт-директор в студии ШО. Как воплотить в жизнь мечты о собственной дизайн-студии, а не разбиться о «суровую реальность»?
- При развитии от фриланса к студии поймёте весь путь от заявки до релиза. Можно понять слабые стороны и как формировать команду
- Прежде, чем открывать студию ответьте на вопрос «Зачем оно вам?»
- До появления первого сотрудника должна быть для него зарплата, а заказов чуть больше, чем можете самостоятельно реализовать
- Лучший способ узнать как строить студию, найти человека, который уже открыл студию и задать, интересующие вопросы опытному человеку
- Позиционирование важно, но об этом необходимо задуматься, когда уже поработал в разных нишах и есть клиенты. Иначе есть шанс позиционироваться не в той нише
- Если планируете управлять деньгами, разберитесь сначала в своих финансах.
- Будьте клиентоориентированными
- В чате с клиентом последнее сообщение должно быть ваше
- Все проекты на фиксе должны отдаваться максимально быстро, потому что проект с каждым днем дешевеет
- Когда не хватает времени на задачу надо нанимать сотрудников
- Важные качества для сотрудников: вовлеченность, дотошность, ответственность, инициативность
- Ведите учёт рабочего времени сотрудников, потому что минимум 80% времени сотрудников на фиксе должно быть занято
Андрей Сергунин. Дизайн-директор в диджитал-студии Цех. Нейросети, как свои шесть пальцев
Андрей рассказал про опыт студии в использование нейросетей. Для чего, какие и каким образом используют. Опыт крутой, детальнее можно рассмотреть в презентации, а здесь расскажу краткие поинты и мои впечатления от использования, рекомендованных нейронок.
- Нейросети расширяют возможности
- Чаще всего используют midjorney, stable diffusion, fooocus, chatgpt, recraft, topaz gigapixel, magnific.ai
- Генерируют креативы для таких компаний как яндекс, сбер, магнит и многих других
- В блендере создают необходимую сцену, загружают данную композицию в нейронку и с помощью промта создают, желаемый результат. Работы с заглушками меня сильно впечатлили
Лекция Андрея сильно вдохновила на изучение нейросетей. Ранее на постоянной основе использовала тектовую нейронку Алиса GPT, но графические и другие нейронки изучала поверхностно, баловалась и бросала. Но в каждом проекте сталкиваюсь с проблемой контента, поэтому поставила себе цель изучить нейросеть на таком уровне, чтобы при получении нового проекта и возникновении потребности в контенте могла быстро сориентироваться и генерировать материалы для проекта.
Я установила себе SD и использую Recraft. В первой нейросети много предустановок и большое комьюнити, в котором множество различных моделей для генерации.
Вторая нейросеть более интуитивная и производит положительный эффект взаимодействия. Пока кажется, что сильно менее гибкая, чем первая, но выдает классный результат. Генерирует изображения на холсте, что позволяет раскидывать по канвасу множество вариантов, сравнивая и дорабатывая промты. В сервисе можно вырезать фон и писать промт на новый фон. Можно создавать серию изображений и нейросеть будет генерировать ряд картинок в одном стиле.
Сервис Recraft может генерировать растровые и векторные изображения. Можно загружать собственное изображение, чтобы сервис повторял композицию, а с недавнего времени появилась возможность создавать изображения на мокапе кружке, футболке и другой подложке, в которую будет интегрироваться изображения с учетом света, тени, материала
Сергей Прокофьев. CreativePeople. Дизайним своё агентство. Запуск, перезапуск, целеполагание, планирование, оргструктура и финансы.
Сергей рассказывает о том, как сделать стратегический процесс развития агентства операционным. Как систематически заниматься изменениями, перезапуском и придумыванием того, что делаешь.
- Открывать агентство, это как организовывать рок-группу
- На первом этапе найма людей подбирайте сотрудников, с которыми будет комфортно работать долго и они смогут в перспективе лидировать команды
- Чтобы люди не уходили, формируйте общие интересы у сотрудников с компанией, занимайтесь делегированием, проведением стратегических сессий
- Сотрудники проявляют интерес к компании и видят её перспективы
- Если человек устал от задач и хочет уходить, но вам не хочется его отпускать. Предложите заняться тем, что он любит в рамках компании
- Проблемы у всех одинаковые — решения разные
- Если что-то не получается, то найдите человека, который с этим уже справился
- 99% агентств созданы теми, кто работал в них и не обладают опытом операционного управления, ведения собственного бизнеса. Поэтому люди сталкиваются с одними и теми же ошибками
- Структура агентского цикла: постановка целей бизнеса, планирование спринта, выполнение запланированного, проверка эффективности выполненного, корректировка по итогам проверки
- Задавайте себе вопросы и отвечайте на них для определения целей: кто мы, что мы делаем, для кого мы это делаем, что мы за это хотим получить, видение. Не держите цели в голове, формализуйте и доводите до топ-менеджмента
- Агентства проектируют сервисы для клиентов, но не проектируют самих себя
- Проектирование организации: постановка целей, позиционировании, формирование продукта → финансовое планирование → разработка организационной структуры → постановка процессов → работаем!
- Финансовое планирование заключается в том, чтобы определить сколько компания зарабатывает сейчас и сколько хочет. Определить, что делать для того, чтобы достичь желаемого результата
- Визуализируем оргструктуру, чтобы понять какие у кого роли и проанализировать текущее состояние, слабые стороны
- Лекция Сергея про оргструктуру
- Процессы отражаются в структуре через конкретные роли
- Чтобы из точки А вырастить доход из 15 млн в точку Б 100 млн, накопите на промежуточный менеджмент
- Основные процессы: маркетинг, продажи, производство, обслуживание. Вспомогательные процессы: финансы и учёт, бухгалтерия, HR, юридические вопросы, операционное управление
- Установите задачи по каждому процессу
- Задача по переводу организации из состояния А в Б превращается в проект — проект развития организации
- В CreativePeople основные процессы находятся в ведение одного человека, это исключает конфликты между процессами
- Каждый месяц проверяют текущее состояние компании, сравнивая с предыдущими периодами
- Каждый месяц актуализируют план на следующий месяц
- Если вовремя не отдохнешь, то потом плохо поработаешь
Записи с лекции полезны для планирования и постановке целей даже маленьким дизайнерам, а не только предпринимателям.
Даша Егорова. Mish. Путь в никуда, менторство и карьерные ветки.
Дарья рассказывает про менторов и платформы, которые предлагают обучение за деньги. Она подчеркивает, что это способ заработка этих людей, а не решение вашей проблем.
- Когда люди хотят развития, то представляют гипотетическую точку А, которая не устраивает и точку Б, куда хочется прийти
- Многие дизайнеры приходят на работу, ожидая развития и обучения, но не всегда ясно, что они делают для своего развития
- Специалисты хотят понятного развития
- Люди так устроены, что хотят предсказуемости, понятности и на почве этого возникла такая услуга, как менторство
Потребность в менторах сформулирована на искусственно созданной проблеме.
- У людей не сформирован внутренний стержень на то, чтобы тащить себя самому
- Искать развитие — хорошо, искать маму — нет
- Ментор плохая идея, потому он не в контексте
- Отсутствие контекста влияет на качество помощи менти
- Часть менти, которые приходят на сессии сомневаются в том, чего они хотят. Вопросы часто не связаны с профессиональной деятельностью, а связаны с вопросами психологии и коучинга. А у менторов нет в этом образования.
- У части менторов нет навыков
- Менторские платформы это бизнес
- Воспитывайте в себе стержень и самодисциплину
- Ты сам ответственен за свое развитие и свою самодицисцплину
- Когда попробовал все способы, но не получается. Сходите на конференцию, познакомьтесь в сети и уже потом подумайте о каких-то платных консультациях
- Карьерные ветки и карта компетенций быстро устаревает
- Для развития достаточно самодисциплины и любви к делу
- ребята из простых позиций быстро вырываются вперед, если берут амбициозные цели и не оборачиваются на то, что их кто-то поведет за руку
- Ставьте цели
- Собирайте обратную связь с людей, с которыми работаете
- Цели могут меняться в процессе
- Цель формируется не только по желаниям, но и стратегии
- Цели и сверхцели должны быть формализованы и подробно описаны
- Описания целей помогает рефлексировать и понимать их достижения
- Плюсы постановки целей: формируете самостоятельно, находите путь, рефлексируете
- Путь из точки А в точку Б полон открытий и стресса. Если говорят, что за руку поведут в прекрасное далеко — это неправда
- Всем тяжело делать что-то новое
- Опыт ментора — чужой опыт
- Рассчитывайте всегда на себя
- Вы самые лучшие себе помошники
- Среда формирует. Найдите команду единомышленников
Дарья эмоционально вовлечена в доклад, поэтому ощущается небезразличие к теме. Это дополнительно вызывает симпатию и доверие к спикеру, который предлагает рассмотреть идею того, что потребность в менторах навязана.
Спасибо, что дочитали до конца 😄