Почему конфликты повторяются? Учимся ставить цель в конфликте

Меня зовут Михаил Ромашов, я тренер по коммуникации в Soft Skills Lab, преподаватель в НИУ ВШЭ и Сколково. Сегодня рассказываю, как решать конфликты «раз и навсегда» с помощью постановки цели.

Почему конфликты повторяются? Учимся ставить цель в конфликте

Представим ситуацию. Ваш друг попросил дать в долг, а вам не очень хочется одалживать. Вы вежливо отказываете, на что слышите: «А я думал, на тебя можно положиться». И вы решаете назвать какую-то причину, почему не можете одолжить, например: «Сейчас все на отпуск откладываем, никак не могу!»

Казалось бы — все. Конфликт завершен? На самом деле, нет. Конфликт только начинается, хоть никто и не поругался.

Немного определений для объяснения темы

У всех нас есть социальные роли — это то, как нас воспринимают по формальным и неформальным признакам. То есть это мнение людей о нас/наш статус. Например, руководитель-тиран, заботливая мама, амбициозный стажер, эгоистичный друг и т. д.

Наши социальные роли определяют наши личные границы и отношение людей к нам. Этот механизм помогает людям понимать, как взаимодействовать друг с другом.

Конфликт — это процесс, в котором изменяются социальные роли и смещаются личные границы.

Например, фразой «А я думал, на тебя можно положиться» вам навязывают роль ненадежного друга.

Конечно, манипуляции бывают более тонкие и изысканные, а большинство конфликтов протекает незаметно :)

Социальные роли не меняются после одного конфликта, но если вы будете систематически их игнорировать или решать на поверхностном уровне, вскоре можете оказаться заложником отношений, в которых вам дискомфортно.

Что такое решить конфликт на самом деле?

Допустим, в этот раз вы отмахнулись от своего друга тем, что копите на отпуск. Только после вашего отпуска он снова придет просить денег. Что вы будете делать тогда? Снова найдете какую-то причину не одалживать? Тогда получите в ответ: «Слушай, если тебе трудно выручить друга, ты так и скажи. А то постоянно какие-то отмазки придумываешь»

Ключевой момент, который определяет, получится ли действительно решить конфликт — это постановка цели.

Вижу тенденцию среди своих учеников, что при разборе кейсов они часто выбирают короткий путь — ответить так, чтобы выглядеть хорошо в глазах оппонента/общества, забывая про результат и само решение конфликта.

Решение конфликта — это восстановление или закрепление границ.

Чтобы решить конфликт, нужно следовать 2 пунктам:

  • Выявить, как меняется ваша социальная роль/границы в конфликты. Подумать, как это изменение влияет на вас.
  • Определить цель — чего вы хотите добиться?

Ставим цель в конфликте

Практически всегда цель в конфликте — защитить свои границы и социальную роль. Чем точнее вы сформулируете для себя цель, тем лучше получится ей следовать. Действуем по алгоритму:

  • Задайте себе вопросы: что меня в этой ситуации не устраивает? что меня задевает? Честно определите корневую проблему, которая вас беспокоит.
  • Подумайте, какие будут последствия, если вы промолчите или отреагируете агрессивно?
  • Определите, что для вас будет приемлемым решением.

Давайте вернемся к кейсу. Как сделать так, чтобы конфликт решился? И какая здесь ключевая проблема? Пишите ваши ответы в комментариях!

А если хотите регулярно читать похожий контент для развития навыков коммуникации, подписывайтесь на мой телеграм-канал «Осознанные коммуникации». В нем я разбираю различные инструменты коммуникации, кейсы учеников и подписчиков, а еще анонсирую бесплатные мероприятия для практики. Буду рад каждому, присоединяйтесь!

88
Начать дискуссию