Как стратегия за 3 000 000 рублей может снизить эффективность бизнеса на 70%?
Вложили в разработку стратегии для бизнеса от топового эксперта — три миллиона рублей.
Зарплата руководителей (3 руководителя с зарплатой 300 000 рублей) — 900 000 рублей в месяц.
Операционные расходы в бизнесе — ХХХ ХХХ рублей.
Прошло 3 месяца. Как итог:
- команда ментально выгорела — саботажи и конфликты,
- затраты за квартал составили более 6 000 000 рублей,
- и ко всему этому — еще прибыль компании упала.
Как до этого докатились?
Во-первых
Большинство стратегий создается без участия управляющей команды.
Я говорю не о "титанах" рынка, таких как Сбер или МТС, а о молодых компаниях с успешными кейсами роста и сформированной командой управленцев: РОПы, маркетологи, продуктологи и другие.
Наступает осень, например, и все в окружении в бизнесе обсуждают результаты года. И начинают говорить о том, что в следующем году они сделают Х2, нет, Х3, нет-нет — даже Х10 в прибыли.
Цель понятна — теперь надо всего лишь "нарисовать стратегию" и заставить своих умных людей в управлении достичь нужных целей и показателей.
Поэтому директор идет к крутому эксперту на рынок, чтобы получить нужные цифры и нужный план.
Платит эксперту - да-да-да, все те же 3 000 000 рублей.
И жили они долго и счастливо, и достигли своих миллиардов.
Ага-ага.
А теперь давайте я вам расскажу реальную жизнь — что происходит после того, как собственник или директор заплатил три лимона за стратегию.
Встретились мы тут с очень крутым директором по маркетингу на кофе — а она мне и рассказывает, что их директор сходил за стратегией к одному топовому эксперту, заплатил за нее те самые 3 лимона рублей.
Я говорю: "Дай угадаю, какие эмоции у тебя были, когда ты увидела эту стратегию. Ты по-любому злилась, а внутри были мысли: "Это что за фигня?". И еще предположу, что очень сильно упала твоя мотивация делать эту стратегию. Так как я тебя знаю — человек ты ответственный, палок в колеса на эмоциях ты ставить не будешь. Но и с энтузиазмом делать эту стратегию ты тоже не будешь".
— "Да-да, Ольга, именно так!"
Рассказываю теперь, почему происходит именно так в этот момент.
Когда у вас уже есть профессионалы в команде (а чтобы вы понимали, этот директор по маркетингу делал потрясающие результаты — имея конверсию в покупку 75%), и вы своим профессионалам приносите что-то сверху (даже звездную стратегию за 3 000 000 рублей), то это то же самое, что бросить красную тряпку в быка.
Потому что в вашей команде УЖЕ работают высокоранговые лидеры. Приносить им что-то сверху, не вовлекая в составление стратегии, — это значит настраивать их против работы с этой стратегией.
Обучение, эдвайзинг для прокачки компетенций — все это нужно и важно. Но я разбираю случай, когда у вас уже есть управленцы, у которых есть компетенции (это не джуны).
Поэтому тут важно ВОВЛЕКАТЬ своих людей в компании в составление стратегических целей. Именно они делают вам результат и отвечают за него.
Во-вторых
Стратегии часто фокусируются только на продажах и маркетинге, забывая про другие важные цели компании. Портфель целей компании должен содержать не только "иксы" в деньгах.
И стоит понимать, что все отделы взаимосвязаны, и стратегия должна разрабатываться командой, а не одним человеком из управления.
Успех "титанов" заключается в том, что они вкладываются в управление и синхронизацию своих команд. Стратегия стоит дорого, но некомпетентность обойдется еще дороже.
И напоследок смоделируем квартал из жизни компании в такой ситуации:
Проходит первый месяц — сделано из стратегии мало (потому что все сказали, что занимались операционкой, и настоящей мотивации работать с чужой стратегией нет).
Проходит второй месяц — сделано из стратегии что-то, но начались саботажи и конфликты в менеджменте.
Проходит третий месяц — конфликты дали о себе знать, снижение бизнес-результата, откат к тому, что надо сесть и заново посмотреть на стратегию.
И через квартал компания как тот старик — снова у исходной точки, но уже с негативно настроенным менеджментом (расти из этой точки будет сложнее).
Можно сказать всем "гудбай" и искать других людей в команду, но я уверена, что быстро сделать это будет крайне сложно.
Как итог, вероятность потерь и снижения прибыли компании вырастает до 70%.
Мой подход работы со стратегией — это строить стратегию со всей бизнес-командой, вероятность согласованности действий в бизнесе сильно повышается — а значит увеличивается вероятность достижения необходимых результатов.
Индивидуально можно работать только, если у вас соответствует текущая точка бизнеса. Я не демонизирую этот подход — он работает, когда у вас еще нет команды управленцев.
А по каким критериям можно понять, что команда готова участвовать в старт сесиии? Если компания ультра маленькая, штат около 15 человек и из ярко выраженных топов только два фаундера, пара сеньоров и остальные линейные, стоит ли вообще задумываться о построении долгосрочной стратегии?
На созвоне-знакомстве с компанией задаются вопросы, чтобы определить зону ответственности сеньоров:
1) если зона ответственности сеньоров еще больше профессиональная, чем управленческая - то первый раз стратегируются только фаундеры и несут стратегию в свою ультра маленькую компанию
Но в этом случае я даю техники вовлечения и мотивации - потому что сеньоры это уже высокоранговые лидеры в своей профессиональной сфере и их надо грамотно вовлечь в цели бизнеса
2) если зона ответственности сеньоров уже носит управленческий характер и имеет внушительное влияние на бизнес-результат - то сразу стратегируемся командой
По поводу стоит ли маленьким компаниям задумываться о построении стратегии - на мой взгляд однозначно да, потому что есть 2 важных поинта, которые ведут к успеху (применимо к игровым стратегиям в том числе)
📍ВИДЬ КОНЕЧНУЮ ЦЕЛЬ
📍ВНАЧАЛЕ ДУМАЙ, ПОТОМ ХОДИ
Фраза из одно фильма понравилась так же:
"Дети в средних и высокого достатка семья обладают умением думать наперед - поэтому там вырастает больше успешных взрослых.
Дети бедняков этого НЕ УМЕЮТ" (с)
Стратегия - даже для маленьких компаний - необходима как по мне именно, чтобы не совершалось хаотичных действий в компании.
Оля, вопрос: если стартап/бизнес на грани формирования, то достаточно ли сделать стратегию с кофаундером? Команда пока не сформирована до конца
Настя привет!
Да, в этом случае абсолютно "ок" работать с кофаундерами
Есть момент, что если же в такой команде уже есть какие-то высоко-ранговые руководители (наняты кофаундерами уже в команду - руководитель разработки, директор по маркетингу), то в этом случае желательно сделать в 2 этапа:
- сделать стратегию кофаундерами
- сделать второй уровень стратегии с высокоранговыми лидерами (лидерами у кого уже есть большая ответственность и влияние в компании)
Оля, благодарю ❤️ Всё очень тонко, понятно и полезно. Восторг!
Благодарю!
Оля, как хочется, чтобы большая часть команд забрала максимум из твоей статьи и зажили согласно рекомендациям уже вчера