Почему каждый руководитель порой чувствует себя свиноматкой

Почему каждый руководитель порой чувствует себя свиноматкой

Каждый руководитель периодически чувствует себя свиноматкой. Я — регулярно. Один клиент, с которым мы 3 месяца работали над построением отдела контент-маркетинга, в нашу последнюю планерку, где я передавала отдел в самостоятельное плавание, так и сказал: «Света, как от груди отнимаешь».

С одной стороны, это лестно, когда ты весь такой необходимый, незаменимый и без тебя ни один вопрос не решается.

С другой стороны:

Утомительно. Если команда (своя или клиентская, не важно), не может самостоятельно находить информацию и принимать решения, ты можешь оказаться высосан досуха.

Тупиково. Если ты единственный источник информации, решений, мотивации и энергии, развития и масштабирования не будет.

В первую очередь я заметила это при построении отделов у клиента. Сначала я так стремилась отработать деньги заказчика, что делала за сотрудника практически всё:

⛔ На планерках наставляла и пересказывала ключевые идеи своего курса по экспертному контенту. Сотрудник кивал, а через неделю не мог вспомнить ни слова из того, что я говорила.

⛔ Генерировала ключевые гипотезы о продвижении. Сотрудник иногда их проверял, иногда нет.

⛔ Правила каждое слово в текстах, переписывала до идеала. И когда через месяц заходила в блог посмотреть, как сотрудник пишет сам, могла увидеть крайне слабый текст или рассылку в почте.

Если у вас такая же проблема с контентом, скачайте мой чек-лист по редактуре текста.

«Люди вообще не обучаются!», скрежетала я зубами

А потом поняла, что дело во мне и перестроила работу:

1. Стала не говорить, а задавать вопросы на планерке: «Ты смотрел мой курс? Что я говорю об этом вопросе в уроке про воронки в контенте, какие там перечислены варианты воронок?». Некоторым сотрудникам, чтобы хоть что-то усвоить, приходилось пересматривать трижды.

2. Оформила чек-листы по каждой единице контента на основе правок. И теперь прежде чем смотреть сама, даю чек-лист на самопроверку.

3. Если сотрудник задает вопрос «что мне делать с...» в первую очередь спрашиваю, какие у него варианты и какие плюсы и минусы он видит по каждому.

Знаете, что в этом было и есть самое сложное?

Дать себе право не быть свиноматкой. Кажется, раз работодатель оплатил твои услуги, ты должен снабжать его сотрудника идеями, решениями, энергией, молоком...

Каждый раз я напоминаю себе: чем более проактивной и полезной буду я, чем больше заберу на себя работу с клиента и нанятого сотрудника сейчас, тем тяжелее им будет работать, когда я уйду. Потому что они не получили нужной нагрузки.

Та же засада с собственной командой

Есть сотрудники, которым достаточно совсем немного внимания, несколько встреч, где ты нарисуешь его цель, ожидания от работы, покажешь пару примеров, и всё, они сами двигаются дальше.

Есть сотрудники, которым надо многократно разжевывать, переваривать, а потом кормить с ложечки. И я пока не умею видеть таких на этапе найма, только в бою (и не уверена, что это видит хоть кто-то, на собеседованиях все распушают перья).

Что я поняла:

  • Люди растут на проблемах.

Если вы каждый раз героически бежите подстелить соломки, подстраховать, спасти сотрудника от ошибки, он учится беспомощности. Если же человек сам справился с проблемой, то:

- он начинает предвидеть их и предотвращать,

- ты перестаешь быть незаменимым.

  • Уровень проблем должен быть чуть-чуть на вырост сотруднику.

Не такая большая, чтобы его придавить. Но и не такая лёгкая, что ему скучно. Должно быть интересно, немного страшно (но не парализующе страшно) из-за выхода из зоны комфорта. Чем чаще человек из неё выходит, тем больше становится его зона возможностей.

  • Не надо испытывать вину за недостаточный онбординг нового сотрудника.

Конечно, нужно выстраивать бизнес-процессы, порядок в хранении и передаче информации. Но когда бизнес растет, нужно одновременно и строить лодку, и плыть на ней. Если сотрудник готов работать только когда перед ним на блюдечке всё разложат, толку будет мало. Потому что энтропия не убывает, и как бы вы не систематизировали и упорядочивали хаос, он будет нарастать с ростом клиентов, проектов, сотрудников.

  • Уходить в другую крайность — кидать стажера в воду и смотреть, как выплывает, тоже не стоит.

Героиня Мэрил Стрип из фильма «Дьявол носит Прада» сэкономила бы в том числе свои нервы, если б не требовала телепатически угадывать её потребности и задачи. А дала задание собрать всю вводную информацию для нового стажера в одном месте.

  • Нельзя давать сотруднику пересадить мартышку на ваши плечи во время планерки.

Есть популярная статья об управлении временем. В ней описывают встречу менеджера и подчиненного в офисном коридоре, где сотрудник сходу заводит разговор о проблеме. Руководитель может ему помочь, но не мгновенно, поэтому отвечает: «Я подумаю и сообщу, что тут можно сделать». В итоге из разговора он выходит с мартышкой — перепрыгнувшей на плечи задачей.

И если каждый подчиненный пересадит своих мартышек на ваши плечи, не останется времени заботиться о вашей горилле.

Как поживают ваши гориллы? Поделитесь в комментариях.

3
8 комментариев