Как я сэкономил миллионы на тестировании идеи: опыт применения метода RAT
После публикации статьи о взаимодействии коммерческого и продуктового блока в компаниях, разрабатывающих продукты для крупного B2B, обсуждение неожиданно ушло в сторону вопроса: "Как быстро протестировать бизнес-идею и избежать ошибок?"
В формат Telegram-канала заметка не поместилась, поэтому решил поделиться своим опытом здесь.
Год или два назад я познакомился с методом быстрого тестирования бизнес-идей — Riskiest Assumption Test (RAT), предложенным Эшем Маурья в рамках шаблона Experiment Canvas. Этот подход сразу показался мне практичным инструментом для быстрой проверки жизнеспособности идеи и перехода от мечтаний о бизнесе к проверке гипотез. Что особенно важно, RAT помогает сосредоточиться на ключевых рисках и не упустить потенциально успешные идеи.
Если коротко о RAT
Метод заключается в том, чтобы выделить гипотезы, реализация которых способна "утопить" ваш бизнес, ранжировать их по значимости и проверять самые критичные. Подробнее об этом можно почитать в отличной статье Жени Пашина на ProductSense.
Как я применил RAT для проверки идеи на рынке услуг по ремонту квартир
Исходная идея и гипотезы
Я давно работал с производственными компаниями и видел проблему низкой производительности труда у младших специалистов. У меня появилась гипотеза: аналогичная проблема может быть и в других отраслях, например, строительстве, особенно в сегменте низкоквалифицированных ремонтных работ.
Суть идеи:
Продукт: Программно-аппаратный комплекс (смарт-часы) для мониторинга действий работников. Часы собирают данные с различных датчиков, а ML-модель на их основе определяет тип выполняемых работ и их продолжительность.
Проблемная гипотеза: Руководители теряют до 50% производительности работников из-за слабого контроля, а работники получают усреднённую оплату, не соответствующую выполненным объемам.
Решение: Смарт-часы с датчиками (акселерометр, гироскоп) анализируют действия работников, фиксируют типы выполняемых работ, а расчеты между работником и заказчиком происходят по данным платформы.
Lean Canvas продукта видился следующим образом:
Следует отметить, что рынок продукта оказался привлекательным. По данным Авито и Data Insight за 2017 год, рынок строительных услуг в России оценивался в 2,5 трлн руб., а занято в нём более 3 млн человек.
Первым желанием было сразу приступить к разработке MVP и начать тестировать его в боевых условиях. Я даже начал подбирать подходящие часы и искать разработчика, который помог бы создать Android-приложение для часов. Но именно в этот момент я наткнулся на метод RAT.
Основные рисковые гипотезы
Я сформулировал ключевые гипотезы, которые стоило проверить в первую очередь и которые могли бы привести к провалу даной бизенс идеи:
- Работники не осознают проблему недополучения денег из-за неправильного учёта объемов работ.
- Работники не готовы платить 3-4 тыс. руб./мес., чтобы получать дополнительный доход.
- Технически невозможно обеспечить достаточную точность определения типа работ по данным с часов.
- Работодатели не видят проблемы в низкой эффективности работников и не готовы платить за её улучшение.
- Сервис не обеспечит роста производительности на 10–20%.
Ранжирование гипотез
Я воспользовался рекомендациями RAT и сосредоточился на гипотезах, критичных для спроса. Если ни работодатели, ни работники не видят ценности в решении, продукт теряет смысл. Итоговая приоритизация подтолкнула меня к проведению проблемных интервью. А результаты ранжирования гипотез выглядели следующим образом:
Интервью с участниками рынка
Для проверки гипотез я поговорил с:
- Бригадирами и руководителями строительных компаний.
- Работниками, выполняющими низкоквалифицированные работы.
В результате все галлюцинации были развеяны:
- Работодатели не видят проблемы в низкой производительности: работники получают оплату за объем работ, а не за время.
- На рынке дефицит квалифицированных кадров, поэтому работодатель редко рискует не оплатить выполненную работу.
- Работники опасаются недобросовестности работодателей, но решают это дроблением работ на этапы и авансами.
- Ни одна из сторон не заинтересована в дополнительной регуляции отношений через технические средства.
В результате подтверждения наиболее критичных рисковых гипотез я отказался от дальнейшей проработки идеи.
Хочется отметить, что здесь не было какого-то обширного исследования — мне было достаточно поговорить буквально с пятью представителями каждой из категорий. Картина мира у всех оказалась одинаковой.
Сравнение: RAT vs классический подход к MVP
Когда всю эту логику переводишь в деньги, эффективность метода ощущается еще более явно.
Если бы я начал разработку MVP без RAT, затраты могли составить 2,4–5,2 млн руб.:
- Закупка оборудования (200 тыс. – 1,5 млн руб.).
- Разработка приложений (8–13 человеко-месяцев).
- Организация тестирования (1–2 человеко-месяца).
Использование RAT помогло избежать этих затрат, проверив ключевые гипотезы за минимальное время и средства.
Выводы
- Экономия ресурсов: RAT позволил быстро отвергнуть неперспективную идею практически без дополнительных затрат.
- Универсальность: Теперь я применяю этот метод для проверки почти всех бизнес-идей, что вам тоже крайне рекомендую.
- Фокус на главном: RAT помогает не распыляться и тестировать только самое критичное.
Коллеги, а вы пользуетесь RAT?
Как тестируете бизнес идеи ранних стадий? Было бы интересно обменяться мыслями!