Как быстро сформировать пул конкурентов и понять, что с этим делать

Сегодня разбираемся как с помощью современных методологий и фреймворков сделать маппинг конкурентной среды и сформулировать правильные выводы. Мы в Штурмовой пользуемся этими инструментами, когда работаем со стратегией для клиентов. Этот метод не панацея, но если он показался вам удобным, то используйте!

Итак, пришло время стратегии и планирования и вы задаетесь вопросом о трех сущностях: продукт, аудитория и конкуренция. Знать конкурентную среду вам важно, чтобы понять в каком векторе двигать развитие бизнеса: как коммуницировать с аудиторией, какую фин.модель использовать, как отстроить от конкурентов продукт внутри категории и сделать его уникальным.

1. Определите категорию вашего продукта.

Например, интернет-магазин нижнего белья. Кажется, что вашими конкурентами тогда становятся все интернет магазины нижнего белья в округе, а также интернет-магазины со схожим товаром, но это не совсем так, об этом чуть позже.

2. Распределите всех своих прямых конкурентов по карте Сенсидиам.

Карта Сенсидиам позволяет архитипировать все что угодно. Достаточно определить объект архитипирования и относительно чего мы будем составлять карту.

Карта состоит из восьми сегментов. Выше по карте будут располагаться архетипы стремящиеся к удовольствию, ниже – к рациональности. Чем левее, тем наши архетипы будут личными, чем правее – стремящиеся к социуму. Дальше легко разобраться по названиям сегментов. Например, владельцев Роллс Ройс или саму компанию можно отнести к сегменту Power.

Карта Censydiam Ipsos
Карта Censydiam Ipsos

В нашем случае мы выясняем отношение конкурентов относительно рынка интернет-магазинов нижнего белья. Какие-то магазины делают семейные «паки» и попадут в сегмент Conviviality, а другие продают только супер-качественные вещи и попадут в сегмент Security.

Распределив всех прямых конкурентов по карте, мы можем определить в какой сегмент стратегически важно и рационально попасть. Логично, если все ниши заняты сильными конкурентами и нас свободен только Vitality и там достаточна большая емкость аудитории, то нужно двигаться туда.

3. Сформулируйте «работу» по Jobs To Be Done

Когда пользователь покупает нижнее белье, то на самом деле он не покупает трусы, он покупает определенную пользу от трусов. Они ему нужны, чтобы удивить жену в спальне или, например, просто чтобы нравиться себе в зеркале. Определите на какую «работу» клиент нанимает ваш продукт.

Таким образом выполнять работу «удивить жену в спальне» могут не только интернет-магазины нижнего белья, но и система умного дома, которая продает, условно, специальный романтик-кит для спален.

4. Используйте 3 круга конкуренции, чтобы досоставить картину о конкурентной среде.

Фрагмент кейса Штурмовой https://stormovaya.ru/
Фрагмент кейса Штурмовой https://stormovaya.ru/

Прямые. Итак, нам уже известен первый круг конкурентов – прямые. Они выполняют точно такую же работу как и мы, причем точно так же. Выпишем их.

Непрямые. Эти ребята выполняют такую же работу, но по другому. Как в случае с удивлением жены и романтик-кита.

Замещающие. Этот пул конкурентов выполняет работу, которая противоречит нашей. Если мы стремимся удивить жену, то замещающие конкуренты мотивируют пользователя наоборот сохранять спокойный семейные очаг.

5. Сделайте выводы.

Распределив все сегменты, выпишите себе отдельно чем ваш продукт лучше или хуже каждого из них. Все аргументы в сторону «лучше» подходят для трансляции на аудиторию в коммуникации, все что «хуже» – хорошие инсайты для развития продукта, используйте их, чтобы стать лучше.

55
2 комментария

Утп всему голова! 😊 отличный текст

2
Ответить

спасибо) 

1
Ответить