🇸🇰 Стандарты розничных продаж на европейском рынке: Словакия (личный опыт)
Культурные и исторические особенности народа Словакии, безусловно, влияют на рабочую сферу их жизни. С одной стороны, они впитали менталитет славянского народа, с другой – европейцев. Поэтому мне, человеку с 15-летним стажем развития в розничных продажах, было интересно, как процесс продажи и коммуникации с покупателями устроен у них. В этой статье я поделюсь своими наблюдениями за работой обычных продавцов магазинов одежды, обуви, нижнего белья, ювелирных изделий. Надеюсь, эти наблюдения будут полезны всем, кто хочет расширить свой бизнес на рынке Словакии, или наладить деловое сотрудничество с предпринимателями этой страны.
Добрый день! Меня зовут Ольга, я билингв бизнес-тренер в сфере розничных продаж с 15-летним стажем. Преподаватель бизнес-школы MBA на базе НФ НИУ ВШЭ. Помогаю предпринимателям из России, Европы, стран СНГ обучить сотрудников «продавать снег зимой».
Территориальная близость такой страны, как Словакия, с Россией, а также дружба Чехословакии с Советским Союзом наложили отпечаток на формирование менталитета и поведенческих особенностей этой небольшой Восточноевропейской страны. С другой стороны, Словакия – часть Европы, поэтому влияние центральной и западной ее части также нельзя не учитывать, если мы говорим о менталитете народа Словакии.
В целом, такое двухсторонне влияние нескольких культур сформировали у словацкого народа такие характерные черты, как:
- Пунктуальность. Как и русский народ словаки не любят опаздывать на различного рода встречи и расценивают такое поведение как неуважение.
- Сдержанность. Словаки более сдержаны в проявлении своих эмоций как в деловой, так и в бытовой жизни. При приветствии на улице они просто пожимают руки, а не обнимаются и не целуются, как итальянцы или французы.
- Трудолюбие. Несмотря на то, что неспешность бытия также характерна для словаков, как и для всех европейцев, тем не менее они не уклоняются от любого рода работы. После окончания обеденного перерыва вернуться на работу всегда во время. Но и перерабатывать, даже на час, они не будут, так как соблюдают баланс между работой и семьей.
- Почитание традиций, возраста, семьи, религии, традиционных ценностей. Как и русский народ, они отличаются высоким патриотизмом, уважением к старшим и традициям, религии и семейным ценностям. Хотя в тоже самое время толерантны к личностям нетрадиционных ориентаций.
- Вежливость и терпимость присущи словакам, как и всем европейцам. Вы никогда не увидите на улицах Братиславы громко или негативно общающихся двух незнакомых людей. Словаки известны своим миролюбивым и спокойным характером. Они ценят гармонию и стараются избегать конфликтов. Это, безусловно, отражается в их повседневной жизни и рабочей, в том числе и в сфере розничного бизнеса.
Поведение продавцов в магазинах Словакии, будь то одежда, ювелирные изделия или нижнее белье, обычно характеризуется вежливостью, ненавязчивостью и готовностью помочь. Они стараются создать комфортную атмосферу для покупателя. В небольших магазинах или бутиках продавцы могут быть более общительными, рассказывать о товарах, их особенностях или акциях. В крупных магазинах подход более стандартизированный, но всегда с уважением к клиенту.
🙋♀ Приветствие посетителей является неотъемлемой частью работы любого продавца любого магазина в Словакии. Продавцы обычно произносят простое "Dobrý deň" (Добрый день) или "Vitajte" (Добро пожаловать). В небольших магазинах или бутиках приветствие может быть более персонализированным (по имени), в то время как в крупных сетевых магазинах оно может быть более формальным.
🗣 Вступление в контакт. Обычно продавцы не начинают активно задавать вопросы сразу после приветствия, и дают посетителям время осмотреться и привыкнуть к обстановке. Однако, если покупатель выглядит заинтересованным или ищет что-то конкретное, продавец подойдет и спросит, нужна ли помощь. Например: "Môžem vám pomôcť?" (Могу я вам помочь?) или "Hľadáte niečo konkrétne?" (Ищете что-то конкретное?). Особенно такое поведение характерно для более возрастных продавцов, поскольку они более общительны и не боятся вступать в контакт с незнакомцем, в сравнении с молодыми продавцами. Кроме того, они уже могут распознать те бренды одежды, часов, сумок, которые на вас надеты, чтобы оценить вашу платёжеспособность. Молодым продавцам это не свойственно. Они, как правило, выполняют более механическую функцию по выкладке товара, подсорта, мерчендайзингу.
🎪 Презентация товара совершенно отсутствует. Да это и не нужно. Все и так видно) тем более, если покупатель сам выбрал заинтересовавшую его вещь. Продавец может лишь донести ее до примерочной.
👗 Предложение дополнительного/альтернативного товара может быть тоже только если покупатель сам попросил его принести продавца. Однако, если этого запроса не было, то продавец не будет навязывать свои услуги. В магазинах класса lux, например, в ювелирных магазинах, безусловно, продавцы более внимательны. Они могут предложить цепочку для кулона и увеличить тем самым стоимость чека, поскольку с таких магазинах существуют инструкции по коммуникации с клиентами. В сегменте масс маркет – все гораздо проще.
🛍 Завершение покупки. После выбора товара продавец помогает оформить покупку, упаковывает ее (особенно в ювелирных магазинах) и может предложить дополнительные услуги, например, подарочную упаковку или карту лояльности. На прощание продавцы обычно говорят "Ďakujem" (Спасибо) или "Príjemný deň" (Хорошего дня).
В целом, поведение продавцов в Словакии ориентировано на комфорт покупателя, но без излишней навязчивости. Они готовы помочь, если это необходимо, но не будут давить или настаивать на покупке.
Ну а если вы давно хотели разработать и внедрить современные Стандарты продаж в рознице, обеспечить стабильное развитие вашего бизнеса на международном рынке, взрастить грамотных управленцев и увеличить прибыль компании минимум на 20%, то вы нашли опытного и ответственного билингв бизнес-тренера!
По вопросам сотрудничества, консультаций пишите:
WhatsApp / Viber: +7(904)78-75-155
Telegram: @OlgaZimi
Читайте также: