Как я снял свой первый фильм, заложив Rolex в ломбард

Меня зовут Николай Николаевич Соловьев, мне 51 год, я писатель, актер и сценарист. У меня была мечта — снять кино по собственному произведению, и в прошлом году возможность появилась. Но, чтобы снять первый фильм, мне пришлось заложить в ломбард любимые Rolex. Рассказываю, почему такой вариант оказался лучше, чем кредит в банке или деньги в долг

С Владимиром Торсуевым. Фото из личного архива 
С Владимиром Торсуевым. Фото из личного архива 

Кто я такой

Я состою сразу в трех творческих союзах: Союзе кинематографистов России, Гильдии актеров кино России и Союзе писателей России. Но основной своей профессией я считаю профессию актера. С 2000 года сыграл более трех сотен ролей в фильмах и сериалах, а также три роли на сцене — участвовал в постановках театров «У Никитских ворот» и «Театральный особняк», а за роль Гаева в постановке «Вишневый сад» получил в 2018 году премию «Театральный кадуцей».

В 2022 году вышла моя первая книга — сборник рассказов «По просторам жизненных случаев». Расписывать достоинства художественной книги — дело долгое, поэтому скажу о ней лишь то, что написал в аннотации: «Детство, грезы, мечты, надежды, планы — кое-что выходит. А где-то жизнь обманывает. Но остаются детское озорство, неповторимое счастье, беззаботность первых лет жизни, память об исчезнувшей навсегда стране, крепкие человеческие чувства, здоровые семейные ценности... Страшное, веселое, горькое, смешное, душевное, мистическое, чуть-чуть философское — все это найдете на этих страницах!»

Спектакль «Вишневый сад». Фото: kino-teatr.ru
Спектакль «Вишневый сад». Фото: kino-teatr.ru

Мечта о кино

После выхода книги у меня и появилась мысль сделать собственный фильм, в котором я буду выступать уже не просто исполнителем одной из ролей. Дело в том, что киноискусство — это всегда коллективный процесс. Когда говорят об авторстве фильма, обычно упоминают лишь фамилию режиссера, что с формальной точки зрения не очень корректно.

Другое дело — литература. Здесь автор находится один на один с читателем и волен рассказывать историю так, как пожелает. Я сыграл в кино множество ролей, и меня нередко посещали мысли: «Вот эту сцену я бы сделал по-другому, вот этот диалог я бы переписал, вот это действие я бы изменил». Воплотить такие идеи в жизнь почти никогда не получается, поскольку, даже если режиссер согласится с твоим видением, никуда не денутся традиционные для кино ограничения — график съемок, бюджет, мнение продюсера и жесткие рамки по экранному времени.

С Никитой Михалковым на съемках фильма «Статский советник». Фото: kino-teatr.ru
С Никитой Михалковым на съемках фильма «Статский советник». Фото: kino-teatr.ru

Когда у меня вышла первая книга, я впервые почувствовал себя настоящим автором. Кроме того, выход сборника позволил мне не только ощутить себя писателем, но и оформить этот статус вполне официально, — приемная комиссия Союза писателей России благосклонно отнеслась к моему первому литературному опыту, и я стал членом этой организации.

Наверно, после стольких лет работы в кино, у меня просто не могла не возникнуть мысль сделать что-нибудь свое и в этом искусстве, создать фильм, в котором я стану не просто исполнителем одной из ролей, а который смогу назвать своим. Честолюбивая мечта оставить след в искусстве рано или поздно посещает любого творческого человека, и приобщение к писательскому цеху превратило абстрактную мечту в конкретную цель.

Я обратился к режиссеру Дмитрию Ягоде, с которым ранее работал на нескольких проектах. Рассказал о своей идее, дал прочитать книгу. Конечно, первым вопросом, который задал Дмитрий, стал вопрос о сценарии и финансировании, и это не удивительно: слишком многим интересным кинопроектам не удалось воплотиться в жизнь именно из-за нехватки средств. Я заверил, что смогу найти деньги, и мы занялись обсуждением будущего фильма.

Решили остановиться на рассказе «У подъезда», там описана узнаваемая, понятная всем бытовая ситуация, но с философской подоплекой. Экранизировать рассказ можно было без долгих поисков натуры, без дорогостоящих сцен и спецэффектов, что тоже немаловажно. Конечно, мы не просто перенесли рассказ на экран, а значительно его переработали — добавили динамики, заострили конфликт, включили актуальную тему СВО.

Переложить рассказ в кино — это тоже отдельная задача, и после выбора произведения, мы с Дмитрием Ягодой много внимания уделили сценарию. Ведь в кино и формат подачи материала, и количество деталей, и скорость восприятия зрителем совсем иная чем в литературном произведении.

Сколько стоит снять кино

Я обратился в Гильдию актеров, принес им свою книгу и сообщил, что планирую снять фильм по одному из рассказов. Сценарий я решил написать сам, режиссер, который может взяться за эту работу и с которым мне будет комфортно сотрудничать, на примете был, с подбором актеров, учитывая мои связи и знакомства, проблем не ожидалось.

В Гильдии к идее отнеслись с пониманием и оказали максимальную помощь, на которую были способны — выделили мне творческую стипендию в размере 72 тысяч рублей. Это было, конечно, приятно, однако я знаю, что производство самого обычного короткометражного фильма — без дорогих локаций, огромной массовки и продвинутых спецэффектов — стоит никак не меньше полутора миллионов рублей. Из чего складывается такая сумма?

Во-первых, гонорары актеров и режиссера. Я собирался пригласить на одну из ролей своего друга, Володю Торсуева, того самого, кто когда-то сыграл Электроника. У него обычная ставка — 100 тысяч рублей за съемочный день.

Всего планировалось задействовать трех актеров — это уже 600 тысяч за два дня. Опытный режиссер за такие съемки возьмет от 200 тысяч, к этому надо прибавить услуги оператора — от 100 тысяч, звукорежиссера — от 100 тысяч. Не обойтись без второго режиссера, который тоже берет от 100 тысяч за два дня. Около 100 тысяч будет стоить работа гримера, ассистентов на площадке и технического персонала — это опять-таки по нижней границе рынка.

Добавим расходы на аренду камеры, стабилизаторов, объективов, системы освещения — получится примерно 100 тысяч. И это только продакшн фильма, причем без учета транспорта и обустройства съемочной площадки. За постпродакшн — монтаж, озвучание, цветокоррекцию, визуальные эффекты — придется выложить еще от 200 тысяч.

Отдельная строка бюджета — саундтрек к фильму. Я принципиально не хотел использовать в фильме чужую музыку, чтобы не было никаких вопросов с авторскими правами. Услуги композитора — тут вообще разброс цен огромный: от 20 до 500 тысяч рублей. Я в итоге договорился на 60 тысяч.

Бюджет короткометражного фильма:

• актеры — 600 тыс. рублей,
• режиссер — 200 тыс. рублей,
• композитор — 60 тыс. рублей,
• оператор — 100 тыс. рублей,
• звукорежиссер — 100 тыс. рублей,
• второй режиссер — 100 тыс. рублей,
• гример, ассистенты, технический персонал — 60 тыс. рублей,
• оборудование для съемок — 100 тыс. рублей,
• постпродакшн — 200 тыс. рублей.

Итого: 1 520 000 рублей

Где взять деньги на кино

В общем, нужно было искать полтора миллиона рублей, или даже чуть больше, но сначала предстояло решить организационные вопросы и, собственно, понять, что за фильм я собираюсь снимать. Сценарий мы с Дмитрием писали вместе. И параллельно с работой над сценарием я, наконец, активно занялся поиском финансирования.

Взять кредит в банке

Первой мыслью, конечно, было обратиться в банк, но тут могло возникнуть сразу несколько проблем. В наше время создание короткометражного фильма практически не имеет шанса на окупаемость. Если фильм покажут на фестивалях, если он получит призы на конкурсах, — это станет хорошим заделом на будущее, откроет дорогу к съемкам полного метра. Я понимал, что работаю на свою репутацию в киноиндустрии, но денег за этот фильм, скорее всего, не получу.

В банке сидят не дураки, они понимают всю бесперспективность кредитования подобных проектов, а у меня к тому же не было постоянного и стабильного источника доходов. Мои доходы полностью зависели от наличия ролей. В общем для банка я бы выглядел весьма сомнительным клиентом, просящим денег на еще более сомнительные цели. К тому же я не сторонник жизни в долг, поэтому у меня не было кредитной истории — ни плохой, ни хорошей, а это значит, что мне пришлось бы собирать для банка документы, подтверждающие мою платежеспособность.

При хорошей загрузке работой можно было бы собрать нужную сумму и из собственных гонораров, но к тому моменту я затеял на даче грандиозное строительство, в которое уже вложил более двух миллионов рублей. Я понимал, что если остановлю процесс, то запустить его потом заново будет совсем непросто.

Взять в долг у знакомых

Оставался последний, как мне тогда казалось, вариант — пойти на поклон к знакомым и друзьям. Делать этого не хотелось — очень не люблю кого-то о чем-то просить, но я успокоил себя тем, что прошу не на личные нужды и не потому, что не могу заработать на жизнь, а на святое дело искусства. Этот аргумент я и стал приводить всем, к кому обращался. В первую очередь, конечно, позвонил тем, для кого выполнить мою просьбу не составило бы никакого труда, к людям, не знающим, что такое финансовые трудности.

Я позвонил знакомому — весьма состоятельному человеку, — который давно донимал меня просьбами подобрать ему, а еще лучше — его жене и дочери, какую-нибудь роль в кино или сериале. Знакомый меня внимательно выслушал, посочувствовал вечным трудностям с финансированием талантливых проектов, но дать денег отказался, сославшись на временные трудности в бизнесе.

Затем был еще один звонок с аналогичным результатом, и я понял, что пора звонить не шапочным знакомым и приятелям, а друзьям, которые будут искренне готовы помочь. С готовностью помочь я не ошибся, правда, финансовые возможности друзей оказались не слишком большими. Кто-то дал 10 тысяч, кто-то смог найти и 50. Все это, конечно, приблизило меня к цели, но окончательно решить вопрос финансирования не могло.

В итоге моя творческая стипендия вместе с помощью от друзей, а также с тем, что я наскреб из своих заначек, сложилась примерно в две трети необходимого бюджета. К тому моменту, как я понял, что денег катастрофически не хватает, режиссер уже договорился об аренде аппаратуры по хорошим ценам, нашел звукорежиссера, композитора, и все это — по минимально возможным ставкам.

Я представил, как все будет выглядеть, когда придется давать отбой и отменять договоренности. А выглядеть это будет весьма неприглядно: «Николай Соловьев замутил проект, решил по рассказу своему короткий метр снять, Дмитрий Ягода под это подписался, нанял людей и согласовал сроки, потом Соловьев не нашел денег, и все накрылось». Это только кажется, что киношников много, на самом деле — это довольно узкий круг, в котором информация распространяется почти со скоростью звуковой волны, и потерять репутацию здесь очень легко.

Заложить в ломбард часы

Однажды я вернулся домой после очередной встречи с режиссером, которому я пока ни слова не сказал о своих проблемах, привычным движением снял часы и положил их на стол. Это была моя любимая модель Rolex, часы, которые я ношу почти каждый день и чуть ли в них не сплю.

Коллекция Rolex

Вообще, часы занимают в моей жизни особое место, когда-то это увлечение чуть было не помешало моей актерской карьере. Из-за того, что обучающие программы для профессиональных часовщиков отсутствуют в принципе, мне пришлось потратить много времени на самообучение. В моей жизни даже был период, когда я несколько месяцев проработал в ломбарде оценщиком часов, — настолько мне удалось поднять свою квалификацию.

Любовь к часам с годами не ослабела, превратившись в главное хобби, и я до сих пор с теплотой вспоминаю дни работы в ломбарде, когда через мои руки проходило множество часов самых разных марок, возрастов и стоимости. Были красивые, идеально выполненные подделки, встречались старинные раритеты, попадались часы, в которых стоимость драгоценных металлов и камней в разы превосходила стоимость бренда или наоборот, — невзрачные и простенькие с виду часы ценились исключительно за нанесенный на циферблат логотип. Одним словом, я стал настоящим «профессором по часам».

Заработки в кино нестабильны, периоды работы в больших проектах сменяются временами простоя, но в счастливые моменты больших гонораров я не мог отказать себе в приобретении особо понравившейся модели часов. В результате у меня сформировалась небольшая, но достойная коллекция, в которую, помимо прочего, входило и несколько «Ролексов».

В отличие от сбора пивных этикеток, коллекционирование часов имеет и серьезную инвестиционную составляющую — модели некоторых брендов дорожают всегда. Об инвестиционной стороне моего увлечения я вспоминал редко, поскольку покупал часы для души, а не для приумножения капитала. И вот теперь, разглядывая лежащий на столе «Ролекс», я понял, что, кажется, знаю, где возьму деньги на свой фильм.

Фото: Ломбард 38
Фото: Ломбард 38

Ажиотаж вокруг Breguet или Vacheron Constantin то появляется, то исчезает, а вот у Rolex практически нет непопулярных моделей, они востребованы всегда, и цена на них только растет, независимо от любых мировых событий и потрясений. Это эстетика, стиль, элегантность. А еще стопроцентная надежность и точность хода.

Я считаю, что люди у нас, и не только у нас, мало знают о часах. Есть те, кто просто любит хорошие часы, есть те немногие, кто неплохо в них разбирается, и есть те, для кого часы — это произведение искусства.

Свои GMT Master 2 я покупал 8 лет назад за 800 тысяч рублей. Сейчас их рыночная цена около 2 миллионов. Я знал, что сумма, которую предложит ломбард, полностью решит проблему с финансированием съемок.

Конечно, шаг был рискованный — заложенные в ломбард вещи не хранятся там долго, а мне было бы безумно жаль расстаться с такими часами. Но поскольку в тот момент у меня была реальная перспектива получить в ближайшее время хорошую роль, я решил, что риск вполне оправдан.

Ломбард 38

Я уже говорил, что когда-то работал в ломбарде — именно туда, в «Ломбард 38», я и пошел решать свой вопрос. Было приятно вновь оказаться на Арбате 38/1с2, у старинного 4-этажного здания, в том самом «Московском дворике», который когда-то так светло изобразил Василий Дмитриевич Поленов, где фасад на первом этаже, увит густым зеленым плющом. Встретившая меня девушка была мне незнакома, но этим, кажется, и ограничились изменения, произошедшие здесь со времен моего последнего посещения.

Меня провели в хорошо знакомую комнату, которую трудно было назвать казенным словом «кабинет», настолько все здесь дышало домашним уютом и комфортом. Часто думают, что брать деньги в долг, особенно в ломбарде, — это некое финансовое «дно». Но для предпринимателя, которым я всегда был в душе, это только инструмент, способ дотянуться до мечты.

По-настоящему приятным сюрпризом стало то, что за столом по-прежнему сидела Евгения — оценщик, с которой мы не раз пересекались во время моего сотрудничества с ломбардом. Она работала здесь задолго до моего появления и, как выяснилось, работает и сейчас. Женя вышла из семьи потомственных врачей, почти все ее родственники были медиками, что и предопределило ее поступление после школы в медицинский институт.

Ее увлечение драгоценными камнями окружающие сперва восприняли как блажь, однако уже незадолго до окончания института, Женя поняла, что занимается не своим делом. Так и не получив диплом врача, она стала осваивать новую профессию, окончила серьезные, многомесячные курсы и теперь делает то, к чему у нее по-настоящему лежит душа.

Оценка Rolex в ломбарде

Обычно оценка залога занимает около 15 минут, но в моем случае процедура слегка затянулась, поскольку часы — это все-таки отдельная категория, и работа с ними требует специфических знаний. Мой «Ролекс» осматривала не Евгения, а другой сотрудник — пришедший мне на смену часовой оценщик.

После того, как он установил подлинность часов, настало время согласования суммы. В этом вопросе правила ломбарда весьма прозрачны, я был с ними знаком, поэтому услышал именно ту цифру, на которую рассчитывал. За часы такого уровня обычно дают около 50% от их рыночной стоимости, которую можно определить, изучив актуальные предложения о продаже. Для съемок мне не хватало полмиллиона, и именно столько я взял под залог часов, хотя ломбард готов был предложить больше.

Условия залога в Ломбард 38

За оценкой последовали необходимые формальности, не занявшие, впрочем, много времени. По паспортным данным проверили, не состою ли я в запрещенных организациях — это стандартная мера безопасности в ломбарде. И вот, спустя всего час с небольшим после моего прихода, я получаю в руки залоговую квитанцию, где прописаны все параметры сделки, и прохожу в кассу для получения денег.

Как, оказывается, быстро, всего за час, можно решить проблему, которая не давала покоя последние два месяца. В этом и есть принципиальное отличие ломбарда от банка — здесь не задают лишних вопросов, не берут время на принятие решения, не требуют никаких документов, кроме паспорта, не интересуются кредитной историей и финансовым положением.

Условия, на которых я так своевременно получил необходимые мне деньги, я примерно знал заранее: 6,5% за первый месяц, с подневным расчетом, второй месяц — штрафной, если не оплатил 6,5% и не выкупил часы, идет повышенная ставка. На третий месяц, если договор не пролонгируется, происходит реализация залога, однако я не собирался расставаться с любимым «Ролексом». Мои надежды на скорое получение роли оправдались через уже три недели, и часы я выкупил в срок.

Условия займа:

  • возраст от 18 лет,
  • документ, удостоверяющий личность,
  • проверка по реестру Росфинмониторинга,
  • ставка — от 6,5% за первый месяц, от 0,43% в день — за второй при неоплате процента за первый месяц,
  • реализация залога или продление договора на третий месяц.

Мой фильм

Подготовка к съемкам длилась чуть больше двух месяцев, но на площадке мы уложились в два съемочных дня. Потом был кропотливый процесс монтажа, озвучивания, наложения звука, — в общем, постпродакшн. Денег хватило даже на оплату композитора, я принципиально хотел, чтобы в фильме звучала оригинальная, специально для него написанная музыка. На сегодняшний день мы благополучно получили прокатное удостоверение, фильм стартовал на одном из фестивалей, был показан в Доме кино и получил два приза. Когда он пройдет по фестивальным экранам, я выложу его в сеть и дополню эту статью ссылкой для просмотра.

По-моему, фильм получился.

Николай Соловьев
российский актер, писатель, сценарист и продюсер. Сыграл в более чем 300 фильмах и сериалах
6
3
12 комментариев

Какой Николай молодец! А вариант заложить машину-квартиру не рассматривался? Их вроде чаще закладывают, насколько я знаю

1

Думаю, что это слишком рискованно и не очень приятно 🥲

1

300 ролей? Как это можно успеть? Где столько времени брать? Николай, поделитесь, как вы все успеваете))

Прочитала историю на одном дыхании. Неожиданное решение, конечно, было принято.

Спасибо за интересную статью! Какой непростой путь у актёров, оказывается

Даааа, поддерживаю. Вот так вот смотришь иногда на людей через экраны и не задумываешься, чего им это всё стоило!

Мне уже интересно посмотреть фильм. С такой предысторией к нему внимание точно будет))