Мне не нужен Чат ЖПТ, чтобы придумывать идеи: как я натренировала креативность

Да, именно так. Не хочу себя лишать удовольствия и самой любимой части работы — что-то придумывать. Знания инструментов креативных методологий дают возможность сесть и за 15 минут накидать несколько гипотез, идей, решений. Делюсь опытом, как я развивала навыки креативности.

Мне не нужен Чат ЖПТ, чтобы придумывать идеи: как я натренировала креативность

Привет, меня зовут Женя Комова, я руководитель отдела маркетинга Школы ИКРА, автор Telegram-канала «Женя, пили контент». Мы учим команды выполнять задачи любой сложности с помощью инструментов креативного и стратегического мышления. Проводим стратсессии и хакатоны для компаний.

В ноябре я сходила на подкаст Слово за слово и решила, что этот контент должен увидеть свет в виде текста. Но подкаст тоже послушайте, может быть, аудиоформат для вас будет комфортнее.

Что такое креативность?

Креативность — это далеко не про творчество, ожидание музы или еще чего-то. На самом деле, это алгоритм, следуя которому можно прийти к идее, решению проблемы. Самих инструментов существует огромное количество, поэтому можно выбрать среди них любимые или те, которые получаются лучше всего.

При этом сам креативный процесс состоит из этих основных этапов:

  • Исследование — изучение темы, сбор информации. Здесь необязательно проводить дорогие исследования. Иногда достаточно элементарных вещей — погуглить, посидеть, провести опрос. Все зависит от уровня сложности вашей проблемы/темы.
  • Фокусировка — четкое определение для себя, что именно сейчас нужно решить. Максимально важный этап, пропуская который вы сильно рискуете. Объясню важность фокусировки на примере. В компании возникает идея сделать какой-то конкурс в соцсетях. Команда сразу собирается брейнштормить, генерирует идеи, из которых отбирают что-то подходящее и забирают это в реализацию. Это все хорошо. Но, если сесть и подумать над фокусировкой, можно получить лучший результат. Например, как сделать так, чтобы мы запустили конкурс в соцсетях и получили через него новых подписчиков/увеличение вовлеченности/регистрации на сайте/UGC-контент. То есть, важно определить, что конкретно мы хотим. Таким образом сужаем задачу.
  • Генерация — придумывание, накидывание максимального количества идей. Самый активный и приятный этап. Один из самых распространенных и понятных для всех инструментов здесь — брейншторм.
  • Фильтрация — отбор идей. Для этого здорово сначала выбрать критерии (бюджет, сроки реализации и пр.). В результате остаётся 2-3 варианта. Дальше можно просто прислушаться к сердцу. Наверняка какой-то из них будет больше драйвить команду. Вот его и нужно брать в работу.
  • Приземление — доведение идеи до ума. Что-то придуманное на этапе генерации может быть немного нереальным, недоработанным. Приземление идеи на свой проект позволяет докрутить, учесть все вводные, сроки и тд.

Важно: последние два пункта могут меняться местами или сливаться в один этап у тех, кто уже давно и на автомате проходит их.

Еще раз хочу сделать акцент на важности 2 этапа. Его никак нельзя пропускать. Ладно уж, вы можете отбросить этап исследования. Но с этапом фокусировки так нельзя: как только поймете, для чего садитесь что-то придумывать, тогда оно и придумываться будет лучше и фокуснее.

Фрагмент из <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Ft.me%2Fsomedaymedia%2F1393&postId=1798022" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">гайда по развитию креативного мышления </a>от основателя ИКРЫ Василия Лебедева
Фрагмент из гайда по развитию креативного мышления от основателя ИКРЫ Василия Лебедева

Кому нужна креативность

Может и громко звучит, но, думаю, что она нужна всем, независимо от сферы деятельности: от айтишников до копирайтеров. Если перестать путать креативность и творчество, то вопрос отпадет сам собой.

Креативность помогает находить несколько вариантов решения задачи. А рабочие задачи есть у каждого сотрудника, на любой должности и в любой сфере. И вот у него появляются алгоритмы, с помощью которых можно находить решение. Не это ли нужно всем?

Важность креативности подтверждают и исследования в рамках Всемирного экономического форума о востребованных навыках и умениях. В 2015 году по результатам исследования первые три пункта были: решение проблем, коммуникация, управление людьми. Креативность шла только десятым пунктом.

В 2020 году в таком же исследовании она поднялась уже на третье место. Но при этом на первом так и остался навык «Решение проблем». А решать их помогает та же самая креативность. Она дает необходимые инструменты. Соответственно не нужно ждать вдохновения. Вы просто идете по инструкциям и придумываете.

Как правильно проводить брейнштормы

Поскольку я выше уже упомянула про брейнштормы, хочу немного рассказать, что нужно для их эффективности:

  • Понимать цель встречи и донести ее до всех участников.
  • Организатору стать фасилитатором встречи. Если у вас будет только брейншторм, на котором все что-то говорят, пишут, комментируют — в итоге получится базар. Скорее всего вы даже выберете идею, но не факт, что все пройдет супер эффективно.

Организуя брейншторм, вы должны к нему подготовиться. Если это онлайн-формат, желательно заранее сделать интерактивную доску. В самом начале важно опять же сфокусировать себя и всех участников («Ребят, как нам сделать так, чтобы…»).

  • Избегать критики на этапе озвучивания идей. Нельзя рассказывать, почему это нереально, гасить идеи или уходить в обсуждение деталей конкретной идеи. Здесь тоже важна роль фасилитатора. Он должен вернуть всех в нужное русло — а именно накидывать варианты, даже самые сумасшедшие и нереальные.
  • Развивать идеи друг друга. Это актуально как для этапа генерации, так и фильтрации, когда мы выбираем топ-3 или топ-5 вариантов. Опять же фасилитатор должен помогать в этом. Например, кто-то предложил сделать летающий сарай. На первый взгляд, звучит как ерунда. Но если фасилитатор задаст наводящие вопросы, скорректирует, то эту идею можно докрутить до реально бомбического проекта. То есть один скажет А, второй добавит В, третий — С, а в итоге получится классная идея. При отсутствии фасилитатора брейншторм превратится в обычную встречу и не факт, что результативную. Или результат не будет соответствовать задачам вашего бизнеса.

Теперь об участниках брейншторма. Я верю в то, что все мы креативны, поэтому на встречу не обязательно звать только людей, которые всегда придумывают что-то прикольное. Хорошие идеи часто появляются у ребят, за которыми не водится слава классного креатора. При правильной фасилитации брейншторма они могут выдать решения, которые потом пойдут в реализацию.

Вы только представьте себя на месте такого человека, которого позвали на брейншторм, помогли раскрыться, а предложенную идею (пусть даже и не полностью, а какую-то ее часть) взяли в работу. Это же настолько окрыляет, заставляет верить в себя, в проект. Вероятнее всего он и дальше будет «переть», поскольку появляется огромная мотивация. Мы дополнительно получаем HR-инструмент для поднятия вовлеченности сотрудников. Поэтому я за то, чтобы приглашать разных сотрудников, а если отделы небольшие — вообще собираться всем вместе и дружно работать как команда.

Инструменты креативного мышления

Упомянутый выше брейншторм — это один из множества инструментов. Они есть в каждой креативной методологии. Для примера приведу CRAFT — сертифицированную методологию, придуманную в ИКРЕ.

В ней есть такие инструменты, как:

  • «Карта капиталов», когда мы говорим, что у любого человека есть 9 капиталов. Их можно загонять в дефицит или профицит, обменивать между собой.
  • «Вопрос вне контекста», когда мы формулируем задачу максимально абстрактно, чтобы потом найти ситуацию, где сам принцип работает. Это очень абстрактно сейчас звучит, понимаю. Но вы можете пройти обучалку в CRAFT-боте: 1-2 вечера, и эти слова уже будут сильно понятнее.

Есть и более широко известные инструменты. Их можно легко загуглить. Например, через запрос «упражнения для развития креативности». Обычно там предлагаются задания типа «Придумать 10 идей чего-нибудь», «Скрестить ужа-ежа». Но все это более легкие методы, которые скорее помогут вам думать иначе, нестандартно для себя (thinking out of box). Но вряд ли они помогут в решении сложных задач. Для этого нужны более серьезные инструменты, алгоритмы. И именно креативные методологии помогают их находить.

У нас в ИКРЕ есть отдельные карточки синтеза креативных методик. В них на каждый этап, про которые я говорила выше (исследование, фокусировка, генерация, фильтрация, приземление), каждая методология предлагает свои инструменты. В карточках описаны все необходимые шаги — остается их выполнять. То есть фактически это готовые пошаговые инструкции, следуя которым можно получить креативную идею. Именно наличие этих универсальных инструкций только лишний раз доказывает, что креативность — это все-таки инструмент, а не вдохновение, музы и прочее.

Как развивать креативность

Креативность, в отличие от творчества, можно прокачивать. Начать можно с легких, элементарных упражнений, про которые я упоминала выше. Хотя они помогут скорее только для разгона креативности. Если же задаться целью подняться на ступень повыше и разобраться с креативным методологиями, то будет полезно:

  • Узнать, какие есть креативные методологии. Например, мы в ИКРЕ преподаем шесть: CRAFT, ТРИЗ, ТОС, латеральное мышление, дизайн-мышление и Jobs To Be Done.
  • Пройти обучение. Начать можно с маленьких программ по определенной методике или методикам для своей сферы (например, по креативным методикам в копирайтинге, рекламе, корпоративным сообществам, образовании). Но можно и сразу пройти комплексную программу, где расскажут о разных методологиях, для чего их лучше применять и как синтезировать между собой. Тогда можно забрать себе инструменты из разных методологий и собрать личный портфельчик того, что лучше всего работает под ваш запрос.
  • Постоянно практиковаться. Просто читать, смотреть или слушать о креативных инструментах не принесет никакого результата. Их нужно постоянно отрабатывать на задачах, чтобы все получалось на автомате. Если ученик медленно двигается по алгоритму и этапам креативного процесса, боясь перешагнуть через что-то, то уверенный практик максимально быстро проходит в голове всю цепочку из нескольких этапов и так же быстро выдает разные решения задачи.

Как не бояться презентовать и реализовывать идеи

Мало просто придумывать и складывать в стол. Нужно уметь и не бояться презентовать свои варианты решения задачи, доносить до руководителя и команды. Например, вы придумали что-то самостоятельно (может в нерабочее время), а не на брейншторме. Чтобы это звучало убедительно, нужно:

  • Продавать свою идею с горящими глазами. Если пробубнить что-то себе под нос, это сразу сокращает вероятность, что идею хорошо воспримут.
  • Начинать с обоснования (почему пришло такое решение, какую задачу/проблему оно решает). То есть нужно начать не с конечного предложения, а подсветить проблематику. Это та самая фокусировка — нужно сфокусировать руководителя.

Что касается страха реализации своих идей, здесь тоже есть помощники в его преодолении. Особенно в ситуации, когда вы придумываете что-то для себя и нет коллег/единомышленников, способных подхватить, докрутить идею. При этом часто закрадываются сомнения стоит ли ее воплощать в жизнь. Чтобы отпустить свои переживания, важно:

  • Осознать, гиперболизировать свои страхи. Суть в том, чтобы представить самое страшное, что может случиться, если начать действовать. Когда вы начинаете гиперболизировать, обычно появляются мысли «Пофиг» или «Нет, такого не может быть». После осознания больших страхов, обычно приходит понимание, что такого на самом деле нет, поэтому хочется на это улыбнуться и попробовать сделать.
  • Хорошо продумать концепцию и ценность своей идеи (чем вы будете отличаться, чем можете зацепить), чтобы не чувствовать себя самозванцем. Для сбора концепций хорошо работает все та же методология ИКРЫ CRAFT, поскольку помогает найти необычную форму. Если у вас есть концепция и вы ее придерживаетесь, тогда и получается делать что-то реально непохожее на других. Вот тогда и становится не страшно пробовать, появляется та самая уверенность и ответы на все вопросы.
  • Получать положительные эмоции от процесса, начиная с первых, самых маленьких шагов. На их фоне просто перестаешь замечать страхи и какие-то «но», потому что есть драйв, который заменяет топливо.

Именно поэтому важно не прятать в стол идеи, которые сильно вас заряжают. Нужно пробовать их реализовать и далее прислушиваться к собственным ощущениям.

Но и стоит учитывать, что любой проект (даже самый любимый) в какой-то момент может сделать чуть-чуть больно и отдельные процессы могут превратиться в рутину. И вот тогда на помощь снова придет креативность. С ней можно вытащить из проекта что-то новенькое, посмотреть под другим углом. И снова вернемся к тому, с чего начали «Как нам сделать так, чтобы…».

Так что развивайте креативное мышление. Это полезный навык, который открывает двери к новому опыту, решениям и возможностям!

Жду ваши лайки и вопросы. Буду благодарна за подписку на ТГ-КАНАЛ. В нем мы много рассказываем о развитии креативности.

7
Начать дискуссию