Как желание показать, что быть ученым — это круто, превратилось в топ-1 в СНГ научпоп-сайт по биологии

Привет, я Антон. В 2007 году вместе с друзьями, также выпускниками биофака МГУ, мы запустили «Биомолекулу» — научно-популярный сайт о современной биологии. Однако запустить оказалось мало — проектом надо было плотно заниматься, но надолго энтузиазма хватило лишь у меня. В то время я ночами писал статьи и вручную обновлял сайт, незаметно войдя в “долину смерти”. Сейчас это крупнейший биологический портал рунета: нас читают 150–300 тысяч человек в месяц.

В этой статье я расскажу, как «Биомолекула» пережила второе рождение, как получилось собрать в редакции крутых экспертов, а также приоткрою завесу над контентной, операционной и коммерческой сторонами.

ДИСКЛЕЙМЕР. Статья написана на основе интервью с Антоном Чугуновым, создателем и главным редактором научного сайта «Биомолекула».

Как желание показать, что быть ученым — это круто, превратилось в топ-1 в СНГ научпоп-сайт по биологии

С чего началась Биомолекула

Некоторые шутят, что “Биомолекула” — мой первый ребенок, и в каком-то смысле так и есть: сайт открылся 1 апреля 2007 года, за 2.5 месяца до рождения моего старшего сына. Так что уже 18 лет мое главное хобби (по основному роду занятий я исследователь-биофизик) — это популяризация естественно-научного взгляда на мир и современной биологии. Проект «Биомолекула» (или сокращенно БМ) появился, чтобы показать, что заниматься наукой — реально важно и интересно.

Как желание показать, что быть ученым — это круто, превратилось в топ-1 в СНГ научпоп-сайт по биологии

Первая версия БМ была написана буквально «на коленке» в блокноте на PHP, SQL и HTML в 2007 году за неделю — удивительно, что та поделка просуществовала 10 лет, пока не была запущена текущая версия сайта, разработанная нашими друзьями из WB-Tech.

К 2015 году стало понятно, что технологическая составляющая сайта устарела и мешает развитию. Например, у сайта был низкий uptime и скорость отдачи страниц, а дизайн не отвечал современным запросам. Тогда мы и решили посотрудничать с Кириллом — основателем WB-Tech и (так уж совпало), тоже выпускником биофака.

Как желание показать, что быть ученым — это круто, превратилось в топ-1 в СНГ научпоп-сайт по биологии

Так сайт выглядел в 2017 году. Подробно о том, как происходила работа по обновлению сайта, вы можете прочитать на этой странице.

Но еще до того проект прошел смутные времена — к какому-то моменту я осознал, что большая часть статей написана мной, ночами — всего в те годы я их написал около 150. По сути, это был проект одного человека, но я понимал, что это не то, чего я хочу, и приглашал всех знакомых участвовать — однако ничего не получалось. Люди говорили: «да-да-да», но больше ничего не происходило.

Самым сложным временем были 2011–2013 годы — я называю тот период «долиной смерти». У руля остался я один (сооснователи, с которыми запускался сайт, охладели к проекту), и потому дела компании, обновление сайта, организация мероприятий, написание и даже публикация статей были исключительно на мне.

Пережить трудности помог «эффект Конкорда» — попросту было жаль бросать дело, в которое уже вложено столько сил. А потом стало легче: в проект пришла Вера (теперь она моя жена), и ситуация потихоньку начала исправляться. Ее энтузиазм дал проекту новый эмоциональный заряд и помог сформировать постоянный коллектив редакторов и авторов.

На самом деле в орбите сайта всегда существовали люди, которые хотели и могли стать его частью, просто чтобы их найти и привлечь, мне чуть-чуть не хватало коммуникабельности. А вместе с Верой пазл сложился: редакция стала теплой дружеской компанией, которой удалось сохранить профессиональный подход к делу, не превратившись в структуру типа «начальник–подчиненные».

Как желание показать, что быть ученым — это круто, превратилось в топ-1 в СНГ научпоп-сайт по биологии

Что такое Биомолекула в 2025 году

Это научно-популярный сайт о современной биологии, медицине и биотехнологиях, где сложные темы разбираются глубоко и с максимальной экспертизой. Наши статьи длинные, насыщенные и непростые, но именно за это нас и ценят. Мы не жертвуем глубиной ради кликов — в отличие от большинства научпоп-ресурсов, мы в первую очередь сайт о науке, а уже потом медиа. Нас читают исследователи, студенты, врачи, инвесторы в биотех, учителя, продвинутые школьники и все, для кого наука — это часть жизни.

У нас нет офиса, бюджета и постоянного штата: редакция состоит из ученых, многие — кандидаты и доктора наук, для которых занятие Биомолекулой это приятный отдых от основных хлопот.

Трепетное отношение к глубине и качеству информации создало «Биомолекуле» определенную репутацию, которая работает на нас. Мы можем привлечь к рецензии наших материалов ведущих экспертов: директора институтов и ведущие ученые соглашаются участвовать, потому что знают, что здесь наука — не повод для хайпа, а дело жизни.

Наши успехи отмечены премиями:

  • третье и второе места «Верности науки» в 2019 и 2020 годах;
  • Беляевская премия в 2022 году;
  • премия РАН тоже 2022 года за «лучший научно-популярный подкаст» (конкретно, за подкаст «Биолог на перепутье»). Этот подкаст включает 10 выпусков, в которых мы приглашали выдающихся гостей с биологическим образованием и узнавали, как оно проявлялось в их дальнейшей жизни. Кто-то продолжил карьеру ученого, кто-то развивал стартап, а кто-то, например, стал агентом по недвижимости. Мы также выясняли, как биологическое образование влияло на их деятельность и помогало в профессиональном росте.
Как желание показать, что быть ученым — это круто, превратилось в топ-1 в СНГ научпоп-сайт по биологии

Как выглядит проект изнутри

Как я уже говорил, у БМ нет штатных сотрудников, оформленных фул-тайм и получающих ежемесячную зарплату — без постоянного инвестора это невозможно. Тем не менее у проекта есть стабильное ядро участников:

  • два главных редактора (я и Вера Башмакова);
  • достаточно большая (около 20 человек) профессиональная редакция;
  • постоянные авторы (человек 100 разной степени активности), коллектив которых ежегодно прирастает участниками научно-популярного конкурса «Био/мол/текст». Это главное событие в биологическом научно-популярном рунете, куда каждый год собирается больше сотни участников, чтобы просто и интересно рассказать о сложных проблемах биологии. Мы помогаем авторам довести их статьи до хорошего уровня, и все работы остаются на сайте как полезный материал для биологов. Конкурс помогает объединить людей, занимающихся наукой, и дает толчок к возрождению интереса к знаниям и научному подходу в России.
Как желание показать, что быть ученым — это круто, превратилось в топ-1 в СНГ научпоп-сайт по биологии

В зависимости от сезона у нас бывает 150–300 тыс. посетителей в месяц (летом меньше). Это не немало, учитывая специфику проекта, а также то, что мы не применяем никаких технологий поисковой оптимизации и вообще по возможности избегаем агрессивного маркетинга. Целевая аудитория ресурса — люди, интересующиеся наукой постоянно, либо от случая к случаю: у сайта очень высокий нативный поисковой трафик.

О публикациях

В месяц на портале выходит от десяти до 30 статей, редко чуть больше. У нас есть правило: не выпускать больше одного материала в день, потому что все они сложные и насыщенные, и вряд ли даже самые погруженные наши читатели смогут переварить большие темпы и объемы.

Обязательный план-минимум — еженедельные дайджесты научных журналов Nature и Science, выходящие без перерывов уже 10 лет, и рецензии всей научно-популярной литературы по биологии, публикуемой на русском языке.

Но главное, то, ради чего затевался проект, наш топ-контент — это обзоры наиболее актуальных научных и биомедицинских тематик и новости. Последние, нужно сказать, весьма немногочисленны: этим «Биомолекула» отличается от аналогичных ресурсов, где такие материалы служат локомотивом в продвижении.

О спецпроектах

Самые лучшие наши научные обзоры оформлены в спецпроекты — циклы публикаций по актуальным темам, имеющие поддержку компаний-партнеров. Вот некоторые из них:

  • Вакцинация рассказывает, как можно догадаться, о вакцинах: как они изменили мир, какие бывают и как работают. Создан при участии ведущих специалистов в области иммунологии, медицины и педиатрии. В статьях вы найдете подробные факты о каждой вакцине, их отличиях, эффективности и возможных последствиях после прививок.
  • Регенеративная медицина — как с помощью новых технологий восстанавливать ткани и органы. Мы рассказываем, как стволовые клетки, тканевая инженерия и активация клеток уже применяются в клиниках, а также делимся информацией о препаратах, которые помогают лечить раны и инфекции.
  • Современные лекарства. В этом спецпроекте мы пишем, как создаются новые лекарства, какие методы разработки используются и какие тенде��ции сейчас есть в этой области.
Как желание показать, что быть ученым — это круто, превратилось в топ-1 в СНГ научпоп-сайт по биологии

О руководстве

Поскольку управление, пусть даже и мягкое и «бирюзовое», таким замечательным коллективом — это все же бизнес (путь и не совсем денежный), тут есть свои нюансы.

Все внутренние коммуникации редакции осуществляются через систему чатов в Telegram — начиная от «Курилки Левенгука», где тусуются постоянные авторы; и «Дорогой редакции», где живут редакторы; до отдельного чатика на каждый спецпроект и направление работы. По понедельникам, я, как главред, обязательно рассылаю сигналы, пингуя участников и партнеров, с которыми о чем-то договаривался.

Ну и куда же без организационной рутины: большая часть работы, которую никто не замечает, — это «хозяйственные» дела компании. Тут я одновременно и директор, и бухгалтер, а потому даже при отсутствии физического офиса и материальных активов, на мне лежит множество обязанностей: хостинг, аренда «рабочего места», банк, выплаты, налоги, отчеты в органы типа налоговой инспекции, договоры, счета, акты и так далее.

Коммерческая сторона проекта

Бизнесом в классическом понимании «БМ» назвать нельзя, это скорее социальный проект, который приносит больше пользы читательскому комьюнити, чем команде, тем более создателям. Безусловно, сайт дает какие-то деньги, но это заработок на уровне самоокупаемости, его хватает только для реализации планов редакции, чтобы платить скромные гонорары и покрывать операционные расходы. Прибыль никогда не была приоритетом и самой главной целью.

Общий годовой оборот проекта менее 5 млн рублей, и с такими деньгами «Биомолекула» давно прогорела бы, если бы платила регулярные зарплаты — но еще в самом начале пути было принято решение придерживаться гонорарной модели, когда выплачивается всегда лишь часть от заработанного. Это позволило нам до сих пор не стать банкротами.

Так называемая бизнес-модель «Биомолекулы» — это партнерство с коммерческими и образовательными компаниями. Рекламные доходы эпизодические, объем рекламы мал, да и интерес невелик (в первую очередь, с нашей стороны; но и ЦА, как показывает практика, реагирует на объявления достаточно сдержанно). Тем не менее такой подход позволяет нам покрывать затраты и платить авторам, редакторам и иллюстраторам проекта — немного, но зато всегда честно.

Вообще, среди существующих научно-популярных ресурсов, «Биомолекула» как динозавр — основанная в 2007 году, она старше, пожалуй, почти всех своих «конкурентов». «Конкуренты» тут в кавычках, потому что прямого экономического состязания между нами нет.

Заключение

Люди иногда спрашивают: зачем тебе это нужно — бесплатно популяризировать? - Наверное, потому что не мог иначе. Как-то так вышло, что для меня это стало частью жизни. Конечно, любому необходимо понимать, что то, что он делает, не проходит впустую, это важно другим, но не из-за потребности в признании, а потому что это занятие делает жизнь осмысленной.

Буду рад, если смог заинтересовать вас, и вы перейдете почитать о науке!

Титры

Мы в WB-Tech ведем блог для малого и среднего бизнеса. Рассказываем про автоматизацию бизнес-процессов, делимся кейсами, лайфхаками и ин��трукциями по самостоятельной настройке. Будем рады видеть вас в нашем Блоге.

2
3 комментария