Нестандартные онлайн-курсы: как мы учились по диаграммам из кошмаров и голосовухам
Тренд на саморазвитие сохраняется: 46% россиян испытывают постоянную потребность в новых знаниях, их траты на онлайн-обучение за год увеличились в полтора раза. Вместе со спросом растёт и предложение. Конкурируя, образовательные площадки не только улучшают содержание курсов, но и упрощают форму.
У эдьютейнмента есть свои ограничения и подводные камни. Но на рынке хватает достойных примеров нестандартных форматов обучения. Сотрудники EMAILMATRIX рассказали о самых запомнившихся, а разработчик курсов поделился своим подходом.
Дизайнерку-иллюстраторку Фай (авторку цикла о креативных рассылках) впечатлил бесплатный курс Максима Ильяхова для «Яндекс.Практикума». Легко, с юмором и отличным визуалом — всё как делает она сама. Курс не делится каким-то тайным знанием, но подводит к простым идеям, о которых «ученик» раньше почему-то не задумывался.
Сколько потратила: 0 рублей, 10 часов.
Чему научилась: делать понятные презентации.
Что поняла: всегда думайте о тех, кто вас смотрит и в каком мире они живут.
— Впервые ощутила радость на душе от пройденного курса. У меня большой опыт в диджитале, но я нашла для себя истины на поверхности и рассказываю о крутости курса всем вокруг. Потому что он подойдёт… вообще всем!
Курс крайне остроумный. Время за ним будет не душным, а полезно потешным
Курс в игровой форме учит говорить и показывать суть простым языком, но главное — открывает глаза на важность контекста и адаптации под аудиторию.
Формат повествования поразил сердце. Курс разделён на модули и уроки, внутри которых не только теория, но и чат, уморительные квизы для проверки знаний — прямо сразу на месте. Все они очень талантливо написаны в разговорном стиле, предвосхищая вопросы и реакции. Это создаёт впечатление лёгкости: учишься и понимаешь играючи.
Вот такие игровые формы есть в курсе: просто квиз, чат-квиз, презентация
Знания из курса помогут не только при создании презентаций, но и в любой ситуации, когда необходимо донести мысль и в чём-то убедить аудиторию. Сценарий к ролику написать, заметку, пост — что угодно!
А ещё в курсе есть красивые иллюстрации (некоторые вы уже увидели) и раздатки в виде полезных шпаргалок и шаблонов.
В общем, горячо рекомендую. Курс должны пройти как можно больше людей. Может, тогда все станут вдумчивее, а мир — чуточку яснее.
Эсэмэмщик Полина прокачала творческую жилку на курсе, который составили художница, писательница, режиссёр и психолог. Самое примечательное: всё обучение идёт в мессенджере, а один из главных инструментов — голосовые сообщения, которые многие так сильно ненавидят.
Сколько потратила: 20 часов за 14 дней, 5500 рублей.
Чему научилась: разрешать себе творить больше.
Что поняла: чтобы было качество, нужно обеспечить количество.
— Этот курс — спецоперация по спасению творчества. Авторы придумали целую историю длиной в две недели, чтобы показать, что креативный ресурс тоже нуждается в заботе и внимании.
Место действия — Telegram. У меня был тариф «Чат-бот + чат». Робот даёт послушать подкасты и почитать задания. Они меняются каждый день, при этом очень разные по формату и объёму, но всякий раз дают пищу для размышлений и помогают многое о себе понять — это и есть результат выполнения задания. Правильным и универсальным он не бывает — у каждого свой.
Хоть никто и не оценивает результаты, можно делиться ими в чате, получая поддержку от других участников и организаторов. А ещё каждый вечер нам предлагали материалы для насмотренности — от истории жизни какого-нибудь художника до трансляции читки пьесы.
Мне понравилось учиться в мессенджере. Материалы, задания и их обсуждение всегда под рукой. Самая крутая фишка — возможность по ходу обучения слушать мысли других участников. Например, небольшое эссе на тему творчества, мнение о картине, описание ощущений от кадра из фильма. Ты просто записываешь своё голосовое сообщение и получаешь другое в ответ — рандомно. Это необязательно, но я советую обмениваться как можно чаще. А ещё такой формат помог мне полюбить аудиокниги и подкасты.
Важно! Это не специфическая обучалка для людей тех профессий, которые принято считать творческими. Курс учит тому, что творчество есть в любом виде деятельности. Его нельзя ограничивать или загонять в рамки, а его результаты не обязаны нравиться всем.
Эту мысль авторы курса здорово подтверждают отсутствием оценок и теми самыми голосовухами с мнениями участников. Не было ни одного похожего на то, что говорила я, но каждое было прекрасно, отличалось индивидуальностью и наводило на новые мысли.
Для занятий в таком свободном формате потребуется самодисциплина. Благо результат каждого дня настолько впечатляет, что мотивация находится сама собой. И вот эта мотивация — творить: придумывать и делать — и есть главное приобретение. За 14 дней прорабатываются и снимаются любые самооправдания для прокрастинации. Рекомендую.
Мнение платформы
Руководитель команды методической инфраструктуры «Нетологии» Валентина Пахомова выступает за баланс при подборе форматов обучения. Силу их чередования она видит в способности удерживать внимание человека.
— Я не сторонник лекционных форматов. Сейчас в свободном доступе столько контента, что человек найдёт всю необходимую информацию сам, если умеет гуглить. Да, в курсах есть ценность грамотного структурирования информации — но есть и люди, которые могут это делать самостоятельно. Но остаётся потребность в обратной связи, в отработке навыков на практике, групповом взаимодействии и обмене опытом с другими студентами, в развитии софт-скилов.
Поэтому я за то, чтобы в курсе было меньше «говорящей головы» и больше динамики, практики. Невозможно проходить курс, который состоит только из видеолекций или конспектов: монотонность и однообразность запускают скуку. Смена форматов помогает удержать студента, увеличить его вовлечённость.
Нужны форматы, которые помогут менять мышление человека и научат его применять полученные знания в самых разных ситуациях. Полностью превращать обучение взрослых в игру, на мой взгляд, далеко не всегда эффективно. Но можно использовать элементы геймификации, добавлять соревновательный момент — это влияет на мотивацию.
Мы используем формат кросс-групповой практики, помогая студентам прокачивать «мягкие» навыки. Например, на курсе «Коммерческий редактор» ученики работают со студентами курса по пиару. Последние выступают заказчиками, а студенты-редакторы — исполнителями, пишут тексты для задачи заказчика.
Так учащиеся прокачивают навыки постановки задач, берут на себя ответственность и планируют выполнение, получают опыт брифинга, коммуникаций «заказчик — исполнитель». То есть мы практически полностью имитируем рабочий процесс. Это особенно ценно, если студент пришёл из другой сферы.
Ещё мы используем квизы. Во-первых, чтобы скучную, но важную теорию давать с элементами сторителлинга: это повышает вероятность того, что студент изучит материал до конца. Во-вторых, для организации практики — когда студентам критически важно довести какие-либо навыки до автоматизма.
Также квиз может быть построен на базе кейса, чтобы погрузить студентов в решение реальных рабочих задач с помощью всё того же сторителлинга. Например, мы упаковали в формат квиза историю о первом рабочем дне интернет-маркетолога: в нём базовые задачки, с которыми сталкивается новичок. В каждой есть варианты действий, после выбора появляется подсказка: правильный ли ответ, а если нет, то почему.
В каких форматах хотели бы учиться вы? Рассказывайте в комментариях!