От стартапов к бизнесу за 10 лет
Или история студенческого объединения, переросшего в стартап-студию, на счету которой столько провалов, что пора писать статью на vc.ru.
Зачем
Цель моей повести – показать сообществу, насколько разными бывают пути к достижению цели и построению собственного дела. Большинство историй, связанных со стартапами и бизнесом в IT, так или иначе сводятся к одному-двум сценариям, где либо все сразу круто, либо не сразу, но в итоге прокатило. Все это дизморалит большое количество талантливых ребят, которые опускают руки после очередного провала.
Уверен, что после прочтения обязательно найдутся люди, кого это сможет вдохновить и поддержать, что уже не мало и действительно круто.
Предисловие
Всем привет, я Кирилл Добринов, работаю продактом в VK, параллельно запуская собственные решения с 2012 года. Собственно, тогда-то и началась эта история, когда я будучи абитуриентом из поселка в Новгородской области приехал поступать в Университет ИТМО.
На тот момент я уже владел php+html/css на уровне, достаточным для разработки сайтов-визиток и работы с плагинами wordpress’a. Однако я хотел создавать что-то большее, значимое и интересное, хотя про стартапы я тогда еще толком ничего и не знал.
В любом случае айтишный путь уже был предрешен, поступая я знал, что соберу свою команду и мы будем делать какие-то крутые вещи. За все время существования команды было привлечено 30+ человек сугубо на добровольных началах. Искал ребят абсолютно везде, от “холодного” захода по комнатам в общежитии до знакомств в общественном транспорте с теми, у кого был “айтишный” рюкзак. 🙂
Чтобы статья не превратилась в нечитаемую простыню, вктраце распишу историю год от года, да и так вполне драматично получается.
2012
- Знакомство с Марком Губаревым, веб-разработчиком, создание команды N1;
- Начало разработки MVP Yourtape – агрегатора социальных сетей. Проект был закрыт через полгода (нагнали траф, нулевые конверсии);
- Начало разработки мессенджера Hi с самоуничтожающимися сообщениями; Проект был быстро закрыт из-за нехватки ресурсов (Привет, Snapchat);
- Новые члены команды, к концу года было 6 человек.
Внутреннее состояние: Мы полны сил и уверенности, читаем зарубежные истории успеха. У них получилось – и у нас получится.
2013
- Разработка и запуск MVP поисковика по социальным сетям Runexto, индексировали посты в социальных сетях, написали свой алгоритм ранжирования.
- Первые пользователи из тех же социальных сетей.
- Первые изменения в команде: двое нас покинули, двое пришли.
Внутреннее состояние: Мы все еще полны сил и уверенности, а еще убедились, что умеем создавать что-то большое и сложное. Продавать – нет, но осознание пока не пришло.
2014
- Знакомство с Русланом Давлетшиным, мобильным разработчиком; новый состав команды;
- Возобновление работы над Yourtape – пивот в сторону новостного агрегатора.
Внутреннее состояние: Приход Руслана значительно ускорил разработку. Пока сомнений в собственной крутизне не наблюдается.
2015
- Разработка SpyNotify – системы автоматического управления, которая уведомляет пользователя о любых изменениях на указанной веб-странице;
- Разработка Jedd, хранилища креативных файлов (GitHub для творческих людей);
- Некоторые члены команды покидают нас, сформирован окончательный состав;
- Дальнейшее развитие Runexto и YourTape.
Внутреннее состояние: Собрал большую команду, запустили ряд новых продуктов, один из них то точно выстрелит. Чем больше – тем лучше (нет)!
2016
- После осознания всех допущенных ошибок все проекты были закрыты;
- Было принято решение сконцентрироваться на одном конкретном продукте, который будет востребован на рынке как минимум в ближайшие 5 лет. Так команда приступила к разработке нового проекта: Virtual Space – операционная система в мире web. В то время это устрашало своим масштабом.
Внутреннее состояние: Мы стали подозревать, что делаем что-то не так, но что – пока еще не толком не понятно, и все же решили сделать большой и инновационный продукт.
2017
- Выпуск бета-версии Virtual Space с участием более 200 тестировщиков со всего мира. На тот момент это был самый технически сложный из разрабатываемых нами продуктов. Ориентирован на западную аудиторию.
- Писали статью на vc;
- Нашел свою первую работу в найме как product manager, благодаря опыту работы в команде N1. Причем с первого собеседования. 🙂
Внутреннее состояние: Ну сейчас то точно нас кто-то заметит и предложит нам $ на развитие, мы ж классные. Получили огромное количество позитивных отзывов и поддержки со всего мира.
2018
- Дальнейшее развитие Virtual Space, начало разработки приложения удаленного запуска ПО – VPlace, которое расширит возможности VS.
- Съездил в Сколково на какой-то очередной конкурс, занял первое место, но обещанной публикации в СМИ не было, иными словами – кинули. 🙂
Внутреннее состояние: Что-то как-то мы подустали, но ничего, скоро все точно получится. Правда, пришлось обратиться за помощью на фриланс с написанием VPlace, но в итоге все сделали сами, потратили деньги впустую.
Набирать новых ребят в команду практически перестал.
2019
- Большие изменения в VS и VPlace, переосмысление стратегии, привлечение новых членов команды.
Внутреннее состояние: Как оказалось, мы не студенты Гарварда в кроксах, вариант типа “мы сделаем что-то крутое и нас заметят” – не сработает.
Много времени потратили на разработку того, с чем дальше мы не сможем работать сами, денег мы не заработаем.
Переломный момент в моем сознании. 🙂
2020
- Решили переиспользовать наработки со стороны web’a Virtual Space, поресерчили и решили запустить небольшой SaaS – менеджер закладок для команд. В итоге запустили VSpace.
- В команде еще один член команды – Никита Смирнов, веб-разработчик; значительно ускорил работу;
- Получили обратную связь и первые $ без каких-либо затрат на рекламу, трафик из комьюнити типа Product Hunt, Reddit, Indie Hackers;
- Большую часть прибыли получили с продажи Life Time Deals (продажа пожизненных подписок).
- Также были протестированы 2 концепции pnp и одна из них была успешно провалидирована – опросы сотрудников с HR-аналитикой, продолжались исследования и разработка MVP.
- В целом раза 4 кидали заявку в YC (безуспешно), 20й год не обошли стороной:
Внутреннее состояние: Пришли к пониманию и осознанию того, кто мы и где мы находимся, и что если мы хотим построить бизнес – надо обратиться к текущим проблемам на рынке и учитывать сугубо наши собственные возможности.
Наконец-то начался нормальный процесс продуктовой разработки, исследовать и кастдевить стали больше. Внимание перешло на рынок РФ.
2021
- Ресерчили в сторону автоматизации бизнес-процессов в SMB, но в итоге пришли к HRtech’у.
- Так мы разработали и запустили сервис по автоматизации опросов сотрудников с HR-аналитикой — pnp.one. Стартовали первые пилоты.
- VSpace сделали полностью бесплатным (генерил мало $, достижимый рынок был небольшой).
- По фану запустили веб-прилу для знакомств в реальной жизни, писал об этом на vc. Итог: мизерное количество визитов, не занимаемся дальнейшим развитием, но было весело и полезно. 🙂
Внутреннее состояние: Все круто, состав команды окончательно сформировался, процессы налажены, стратегия ясна.
Сам же за год успел уйти из фин.теха, поработать в Яндексе и уйти в VK. Бурный был год, конечно.
2022
- Запуск продаж в pnp (за неделю до начала военной операции, что в итоге привело к заморозке бюджетов у большинства HR’ов), первые клиенты, активная разработка.
- Также исследуем рынок VR-технологий для B2B (отдельная микро-команда);
- В команду пришел наш первый BDM -- Саша Бражникова;
Внутреннее состояние: Растем шаг за шагом, фокус на pnp. Пока еще вся команда совмещает с работой в найме.
Что дальше?
А дальше – активная работа над B2B решениями для SMB в РФ, Q2 же полностью посвящаем развитию pnp. Мы понимаем, что текущая конъюктура рынка, мягко говоря, неоднозначна, в то же время – это возможность для нас как для предпринимателей помочь бизнесам, тем самым построив свой.
Я всегда открыт к знакомствам и буду рад помочь советом или перенять какие-либо компетенции.
Новости команды и немного своих размышлений я транслирую здесь. Желаю каждому, у кого в очередной раз что-то пошло не так – сил и терпения, через лет 10 войдет в привычку. 😁