Как мы заходили во ФРИИ или богатые тоже плачут
Верить в себя и свой продукт — это важная часть успеха, но для роста нужны инвестиции. Так мы решили зайти во ФРИИ (крупнейший венчурный фонд России для IT-стартапов). Дело это непростое и с первой попытки у нас не получилось (со второй, кстати, тоже). Но мы верили и "пахали". Результат — за несколько лет из "неперспективной" компании, мы стали таки интересными для ФРИИ и инвесторы в нас поверили. Что нужно, чтобы войти во ФРИИ? Делимся опытом.
Первая заявка
Впервые решение подать заявку во ФРИИ у нас возникло в апреле 2015 года (7 лет назад). Мы тогда были молодой мало кому известной компанией. Но мы видели свои перспективы и хорошо понимали, как компания будет развиваться, каков потенциал рынка, на котором мы уже работаем, и какое место на этом рынке хотим занять.
Были уверены, что именно такие компании интересны ФРИИ: у нас есть рабочая модель, сайт, хорошие компетенции у наших вендоров, юрлицо, сотрудники в штате, клиенты (и они сразу стали приносить доход). Мы развиваемся, наращиваем компетенции и направления, постоянно добавляем сервисы.
Зарегистрировались во ФРИИ, заполнили по процедуре несколько анкет и… получили такой ответ аналитиков:
Уважаемый проект ООО Пинол (106485)!
Благодарим вас за подробную анкету и проявленный интерес к программе финансирования ФРИИ. Ваш проект был рассмотрен инвестиционной службой.На данном этапе мы не можем пригласить вас к участию в ближайшей программе акселерации. Для того чтобы сориентировать вас по нашим критериям относительно того, над чем вам стоит поработать, пожалуйста, ознакомьтесь с нашими комментариями по вашему проекту:
Достижимый рынок сервиса ограничен - потолок роста выручки проекта в рамках выбранной ниши оптимистично оценивать в 20-30 млн руб. в год; рынок сегментирован и насыщен рядом прямых и косвенных альтернатив.
Но мы продолжали "пахать" и верить в себя, отлично понимая рынок, его потенциал и собственные возможности.
Вторая заявка
Через 2 года мы вернулись к идее с ФРИИ. В июле 2017 поставили задачу по подготовке материала для заявки. Проанализировали наши доходы, расходы, оборотный капитал и капитальные затраты (оформили выводы в таблице по заданной форме).
Подготовили презентацию с оценкой рынка и его возможностей. Прошлись по конкурентам и изложили свои преимущества. Показали нашу бизнес-модель и свое видение каналов привлечения клиентов, перечислили ключевые активы и ниши потенциальных покупателей. Сформулировали цель на ближайшие 7 лет и многое другое...
Было проделано масса кропотливой работы. Отправили заявку только 9 октября 2018 года.
Снова отказ... У многих бы опустились руки. Но только не у Пинол!
Третья заявка
Любой провал нужно воспринимать, как дополнительный опыт. Мы получили хоть и негативный, но опыт. Было непросто смириться с отказом. Но наше упорство и вера в себя помогли преодолеть сложные времена, когда многие компании сходили с дистанции. Мы продолжали пахать...
В 2021 году мы вернулись во ФРИИ. К этому моменту компания значительно выросла. Теперь у нас не просто отдельные приложения, мы сделали собственную независимую платформу для интеграции между любыми веб-сервисами — Пинкит. Такое решение имеет ряд преимуществ для клиента перед индивидуальной разработкой под его нужды: универсальность и простота внедрения при меньших затратах.
Стартовый интенсив и Демо-день
Попытка номер три увенчалась успехом, и мы все таки прошли отбор!
Мы прошли в акселератор ФРИИ Спринт и протестировали огромное количество гипотез под наставничеством трекеров программы (за что им отдельное спасибо).
На Демо-дне Алексей Окара, основатель Пинол, представил наш продукт на третьем демо-дне акселерационной программы. За 3 минуты он презентовал ключевые особенности и преимущества Пинкит и мы получили сразу же несколько интересных предложений по инвестированию.
Сейчас мы имеем узнаваемость. К нам приходят корпоративные фонды и крупные заказчики. Но что бы было, если бы сломались после первого отказа?
Вывод
На пути становления никто в вас не верит — это факт! Пока ты маленький и неизвестный, сложно получить признание и доверие от инвесторов. Да и после того, как ты чего-то добился, многие продолжают воспринимать твой успех как случайность. Считают что все, чем ты занимаешься — это несерьезно и т.д.
То есть, не нужно наивно надеяться, что ваш проект кому-то более интересен, чем вам. А если понятно, что верить в вас никто не будет ни в начале пути, ни когда вы чего-то добьетесь, то зачем вообще искать поддержку в ком-то? Всем на вас наплевать и важно только то, что вы сами думаете о своем проекте.