Маша Сомик — о целях искусства, доверии Вселенной и мечте стать самой известной художницей
Маша Сомик — абстрактная художница, которая работает с разными формами: живопись, рисунок, скульптура, перформансы, инсталляции, татуировки. Вы могли встретить ее рисунки на подарочных коробках avgst, коллекции детской одежды Tony Tots, в отделении педиатрии в Чайке, одеяле Morpheus Bed и посуде Agami ceramics. Поговорили с ней о ее творчестве и внутреннем самоощущении — получился очень искренний и живой разговор.
Заходите в телеграм-канал ньюпёрпл: это живой канал нашей студии, где мы не только говорим про бизнес, но и исследуем будущее работы и много рефлексируем — обычно в формате небольших заметок от членов команды. Хотим знать все и про всех, и планируем выпускать еще интервью с людьми, которые нам близки. Такие разговоры — о любви к своей работе, о мотивации и мечтах — помогают нам самим больше понимать и больше вдохновляться.
О том, как Маша стала художницей
Мне кажется, это интервью будет про вдохновение, про стимул работать и творить столько, сколько делает это Маша. И, наверное, первый вопрос у меня к тебе: почему ты вообще решила этим заниматься? Что тебя сподвигло стать художницей?
Если очень кратко, то в какой-то момент я просто поняла, что это занятие делает меня максимально счастливой, и решила этим заниматься. У меня же художественное образование. После того, как я закончила учиться, я не работала по профессии, а начала преподавать детям — во всяких студиях, кружках, лагерях. И потом уже, когда родился Платон, в первый год его жизни, я очень много размышляла о жизни своей. И только в этот момент поняла, чем я хочу заниматься и, соответственно, буду к этому стремиться и называть себя художницей.
У тебя тогда еще не было мастерской, и татуировки ты не била?
Татуировки я стала бить спустя три года после рождения Платона, когда мы разошлись с мужем. Мне просто всегда хотелось забить полностью свое тело. И когда я начала забиваться, то поняла, что хочу попробовать сама делать татуировки. Подумала, что это классный навык, с которым я смогу путешествовать по миру и работать где угодно. Мне было, наверное, лет 30.
О том, как Маше удается так много и продуктивно работать
Получается, за эти 6 лет с момента рождения Платона, ты сделала кучу всего. Как тебе вообще удается участвовать в таком количестве проектов? Как ты не выгораешь? Как ты их находишь? Со стороны кажется, что все это тебе дается суперлегко.
Это просто магия. После того, как я разошлась с мужем, я стала работать с психологом, прорабатывать тему отношений и тему реализации себя — как я проявляю себя в творчестве, как вообще себя ощущаю. И после этого поняла, что максимально полезное состояние, в котором я могу быть — состояние легкости. Это, наверное, моя сущность. Из этого состояния у меня все получается классно, легко. Но как только у меня появляется какое-то напряжение, — неважно, изнутри или снаружи, — сразу же все не клеится. Например, я запланировала, что через неделю организую выставку — и я ее делаю, вымучиваю, хотя у меня нет физических сил. И после этого я чувствую себя очень плохо, никакой радости. Поняла, что это неправильно, нужно, наоборот, творить из состояния легкости.
И ты спросила, как ко мне приходят всякие проекты. Что касается коммерческих историй — я просто загадываю желания, и они исполняются. Люди мне сами пишут: все самые классные проекты, которые были за последние два года, нашли меня сами.
Желания — реально работающая штука! Мой пример: читала зимой книгу, которая очень мне понравилась, мне было очень важно найти единомышленников. Но никто из знакомых не хотел ее прочесть: «она долгая, длинная» — все такое. И я такая: «Блин, вот бы был человек, с которым я могла ее обсудить». После этого я вступаю в книжный клуб, там 30 человек. Я как новичок вытаскиваю бумажку со следующей книгой, и мне попадается вот что: «Ты можешь назвать любую книгу, которую мы все будем читать в следующем месяце». И я загадываю ту самую книжку, все читают. Через месяц мы встречаемся — и я понимаю, что 30 человек, половину из которых я вижу впервые, сейчас обсуждают со мной книгу, которую я хотела обсудить хотя бы с кем-то одним. Вот такие штуки, когда ты понимаешь: «Блин, я ровно это и просила».
Да, это действительно работает. И тут ещё важно, когда ты желаешь из состояния легкости. Потому что у меня есть желания, которые не исполняются — потому что на подсознательном уровне я думаю, что это нереально. И наделяю желание каким-то напряжением, тяжестью, и ему сложнее реализоваться.
И вот еще хотела добавить. То, что я стала работать с ощущением себя — это то, чем любой человек должен заниматься, наверное. Мне это очень помогло как художнице — потому что если ты ощущаешь себя уверенно, знаешь, что ты классный художник, что твои проекты будут разлетаться по всему миру, у тебя будут коллаборации со всякими классными брендами — то это будет реально происходить. Получается, мой рост как художника шел параллельно с моим личностным ростом.
Если я правильно помню, ты в инстаграм писала про своих леопардов — что ты в них не верила. А теперь леопарды твои везде.
Да, я их люблю.
У тебя бывает такое, что какой-то проект не идет, — и ты не отчаиваешься и не откладываешь его, а думаешь: «Где бы получить вдохновение?». Что ты делаешь тогда?
Наверное, не бывает. У меня всегда все идет. Может не идти, только если я физически устала. Но тогда я не берусь за этот проект, либо просто увеличиваю сроки и восполняю свои ресурсы.
А как вообще проходит твой день? Если ты готовишься к выставке, что делаешь? Как ты это все распределяешь?
Обычно я все заранее планирую, но почти всегда получается, что я чуть-чуть не успеваю и в последние дни просто убиваюсь, очень много и долго работаю. Но вообще, если это не лето, то я просто отвожу Платона в школу, приезжаю в мастерскую и работаю. Если я что-то придумываю с нуля, то ко мне может внезапно прийти идея перед сном или во время прогулки. Тогда записываю в свой скетчбук какие-то слова или образ. И возвращаюсь к этому, когда будет побольше времени и я смогу погрузиться основательно в это и просидеть, продумывая все до мельчайших деталей. И потом уже это воплощаю в реальность.
А у тебя есть такое, когда ты что-то придумала и тебе не терпится это реализовать прямо сейчас, что-то набросать, что-то слепить?
Да, есть. Но это почти невозможно, потому что из-за Платона мне приходится планировать свое расписание. Но я оставляю себе свободные часы — хотя расписание, конечно, плавает. Если у меня нет дедлайнов по коммерческим проектам, то я прихожу в мастерскую и пытаюсь понять, просто ощущаю, что я хочу сегодня делать. Например, сегодня я хочу делать живопись, завтра я хочу поехать печатать гравюры, послезавтра мне захочется тексты пописать.
Я в принципе стараюсь жить так — доверяя своим внутренним ощущениям, доверяя своей интуиции и своему сердцу. Кстати, когда я встречаю нового человека, я часто спрашиваю: «Ты человек-голова или человек-сердце?». И вот я, наверное, человек-сердце. Я через сердце все пропускаю и стараюсь чувствовать, что нужно моему телу. А ты?
Мне кажется, я тоже человек-сердце. Иногда голова бывает пустой, иногда тяжелой. Но они все равно живут в отрыве друг от друга, и сердце преобладает как будто бы. Мне все не терпится прямо сейчас сделать. Поэтому я всегда думала: «Как живут художники?». Мне вот что-то пришло в голову, и нужно сделать это прямо сейчас — но я не знаю, как это выразить. Ну, не владею каким-то скиллом взять и выразить ощущения через формы. А художники владеют. И этот момент, наверное, жутко счастливый, когда тебе что-то пришло и у тебя получилось это отразить.
Да, мне очень нравится этот момент, когда к тебе что-то приходит и ты действительно можешь это выразить так, как это ощущаешь. А когда увидишь в реальности, как это получилось, — это вообще… До сих пор для меня это магия. Типа нарисовал на бумажке, а потом это вот такая объемная штука.
О любимых проектах
У тебя есть какие-то любимые проекты, которые ты делала? Вообще из любого времени — новые, старые.
Мне, наверное, сложно выделить любимый. Вот есть проект, который я делала в резиденции в Нидерландах. Но просто мне очень понравилась поездка и люди, которые там были. Не могу назвать его любимым, но он был очень запоминающимся из-за атмосферы, из-за места, в котором я жила, из-за людей.
Ещё очень понравилась двухдневная выставка, которую я делала в феврале или в марте. Выставка называлась «Мир». По-моему, так. Уже не помню.
«Мир» — это где такие существа, похожие на облачка, и из них вылезают ножки? Сейчас было супертупое описание, но я так запомнила их образы.
Блин, а это точно «Мир» называлось? Потому что я не помню. Просто перед этим была еще одна выставка. Как же я ее назвала? Точно! Она называлась «Какого цвета любовь?».
Какого цвета любовь, Маш?
У всех разная была. Там был перфоманс. Можно я про нее немножко расскажу! Почему она мне понравилась? Я ее запланировала давно, но она совпала с 24 февраля. И мне казалось, что нужно как-то людям помочь. Потому что я вижу свою миссию, как бы это громко не звучало, в том, чтобы помогать людям. Потому что искусство — один из самых эффективных способов изменить мир. Мне хотелось тогда именно физически взаимодействовать с людьми. И было классно — потому что в мире было напряжение, и когда ко мне приходили люди, я их трогала, гладила. И они снова становятся мягкими, к ним приходит легкость. Почему для меня это запоминающийся проект? Потому что у него был отклик в мире, и я прочувствовала изменения, которые произошли во время перформанса. Это очень приятные ощущения. Так, а про выставку «Мир» что ты хотела спросить?
Просто, наверное, чтобы ты про нее рассказала. О чем она? И что ты ею хотела сказать? Ты быстро придумала?
Ее я придумала еще после первой пандемии. У меня тогда было очень тревожное состояние, потому что не было никакой работы, опоры, и была какая-то финансовая дыра. И я как раз со своим психологом прорабатывала это состояние — ощущение безопасности, которое не зависит от внешних обстоятельств, которое ты только сам себе можешь дать. И это чувство опоры, которое ты тоже сам себе даешь, неважно, где ты находишься, в каком ты месте, сколько у тебя денег — оно, мне кажется, очень сильно вырастает из доверия Вселенной. То есть ты знаешь, что Вселенная точно о тебе заботится и ты находишься ровно там, где должен быть. И все, что с тобой произойдет — это на благо тебе.
И после этих всех обсуждений с психологом я создала четыре эскиза к одной выставке. Там как раз были фразы «Ты в безопасности», «Все хорошо», «Все уже хорошо». То есть не стоит сейчас переживать, потому что все уже хорошо, потому что ты там, где ты должен быть, где твой путь истинный. Через какое-то время я листала скетчбук и вспомнила про эти работы. И решила, что за зиму я их сделаю и в марте покажу. Естественно, тогда еще не было понятно, что будет происходить весной. И это совершенно случайное совпадение, что выставка «Мир» попадает под 24 февраля, и эта тема становится очень близка многим людям. Вот мне кажется, ты как раз про это говорила — такие странные существа из металла, и они отражали реальность. Я когда их сделала, не знала про что они, что это вообще значит. Только потом, когда я все развесила в мастерской, я поняла, что у них есть и острые углы, и мягкие. Мы ведь привыкли всем событиям давать плюсы и минусы…
А, безоценочные. Ты писала, по-моему, что они не хорошие и не плохие.
Да-да, они просто вот такие. Так же, как и все, что происходит с нами в жизни. Просто мы привыкли, что живем в дуальном мире, где есть плюс и минус, привыкли все делить на хорошее и плохое. Но для тебя что-то может быть хорошим, а для другого человека это может быть плохим. Все относительно. А если говорить в формате Вселенной, то для нее вообще нет разницы — хорошее это или плохое, эти события просто происходят. И эти животные, они расползались по всей комнате. Еще на этой выставке был перформанс, где я взаимодействовала с человеком и одевала его в специальный костюм. Идея была, что я создаю вокруг человека пространство безопасности.
Мне очень понравились они. Я долго смотрела на этих существ в твоём инстаграм и пыталась понять, что ты в них вложила, читала описание несколько раз и подумала, что с удовольствием повесила бы у себя дома такого.
Спасибо! Вообще мне ближе, когда я что-то рисую и не понимаю, зачем я это рисую. И только потом — лишь потому, что нужно все объяснять словами, — я начинаю осознавать, что это значит, почему я это сделала. Но изначально это все я делаю просто как порыв, как будто без головы.
О ближайших планах
Расскажи, что у тебя планируется в ближайшее время?
Планирую сейчас поехать в Ереван на Urvakan.
А ты же только что вернулась оттуда, нет?
Да, я летом была в Армении в йога-туре и в Ереване несколько дней. Но мне просто безумно нравится Ереван, и я очень хочу еще раз туда вернуться. Будучи в Ереване, я влюбилось в одно место и хочу сделать там выставку — но она пока в далеких планах. Что еще планируется? Сейчас ездила в арт-экспедицию по приглашению Новой Третьяковки на Алтай. Будет в октябре выставка. А 7 сентября будет открытие в галерее «Триумф» — групповая выставка, там тоже будут мои работы. Правда, старые.
Недавно мне пришла в голову идея одной выставки, и мне, конечно же, очень хочется ее реализовать. У меня просто 20 сентября день рождения. И я подумала: «Блин, как классно на свой день рождения сделать выставку». Но сейчас я понимаю, что, наверное, не успею. Поэтому она будет ближе к зиме. Называется «Привет, мой хороший». Я как раз планирую переезд в большую мастерскую, где буду одна. И эту выставку было бы классно сделать в новой мастерской и отметить новоселье — в «Поле» на Белорусской.
Из коммерческого — сотрудничала с русским брендом одежды, следующей весной выйдет коллекция для женщин и для детей. А еще сделала логотип для детского центра в Ереване, для сайта картинки. И мои фигуры будут у них в интерьере.
Круто! Ну да, Маша Сомик практически везде. Ты ходишь к педиатру в «Чайку» — там Маша, приходишь на детскую площадку — там тоже Маша, подарочную упаковку в avgst берешь — «А хотите с Машей Сомик?», и я такая: «Да, хочу!». Это круто, потому что как человеку с татуировками на руках и ногах от Маши Сомик, мне очень часто на улице говорят: «Это тебе Маша набила?». И ты чувствуешь, что с человеком у тебя уже есть контакт. Потому что вы в каком-то одном поле находитесь.
Классно! Мне очень приятно. Я когда решила стать художницей, спустя какое-то время решила стать очень известной художницей. Я это говорю без какого-то пафоса, но абсолютно серьезно к этому отношусь. И у меня даже есть хэштег # машасомикизвестнаяхудожница. Мне бы хотелось распространяться очень широко. И один раз у меня спросили: «А зачем тебе это?», и я сказала: «Мне просто хочется в самых крутых галереях и музеях мира делать свои инсталляции». Мне кажется, чем ты круче и известнее, тем лучше тебе предлагают пространства для реализации своих задумок.
Все, что ты говоришь — это, на самом деле, какая-то очень правильная детскость, к которой надо стремиться. Взрослая детскость. Дети же суперские. Они все делают искренне, мечтают, и для них нет ничего невозможного. Они такие: «Хочу быть известным художником», — и ребенок вообще не сомневается, что им станет. Мне кажется, это чувство, с которым ты живешь, оно похожее. Как это в себе откопать?
Не знаю, как в себе это откопать. Но когда я поняла, что хочу быть очень известной художницей, у меня не было ни капли сомнения внутри: я точно знаю, что так и будет. Возможно, это не произойдет моментально, это путь. Но я уверена в этом. Мне кажется, что жизнь — она вообще чтобы радоваться. Нужно делать то, что делает тебя счастливым.
Да, это ровно то, с чего мы начали!
О том, что такое творчество и культура работы для Маши
Помимо того, что искусство помогает людям справляться с напряжением, зачем ты вообще всё это делаешь? Ты искала для себя ответ? Ты это делаешь для себя или все-таки для других?
Все, что я делаю, в первую очередь я делаю для себя. Потому что это помогает мне проживать то, что со мной происходит. Изначально это все нужно мне, и только потом я это делаю для людей. И мне кажется, что так правильно. Потому что я сама о себе думаю.
Так правильно, наверное, потому что это искреннее. А все, что искренне — правильно. А работа для тебя — что это? Ты разделяешь творчество и работу?
Нет, не разделяю. И я называю свою профессию художника работой. Вот у меня Платон спрашивает: «Мам, ты куда?», — «Я на работу». То есть я не говорю: «Иду в мастерскую потворить». Хотя мне говорили, что работа — это другое, что я занимаюсь творчеством, а работа — от слова «раб». Но для меня было очень важно называть то, что я делаю, работой. Потому что, когда я только начинала быть художницей, очень многие родственники говорили мне: «Ну, это не работа. Когда ты нормальную-то работу найдешь? Там же денег не заработаешь». Сейчас, смотря в прошлое, я понимаю, почему называю это работой. Потому что для меня было важно самой себе сказать, что это серьезно.
Единственное, я делю проекты на коммерческие и творческие, те, которые от моей личной инициативы. Но все коммерческие проекты для меня очень интересные, я там чувствую максимальную реализацию как свободного художника.
Сейчас будет наивный вопрос. Короче, у меня есть такие пушистые желтые тапочки, которые я ношу на улицу, они очень странные. Для людей, которые не привыкли к такому, кажется, что я просто иду в обычных домашних тапках по делам. И каждый раз, когда я выхожу, мой сосед спрашивает: «Ты что, в деревню едешь?». Он просто не понимает. Ему тяжело понять, что нормально носить такие тапки. И вот мой вопрос: есть же дофига людей, которые не понимают, что ты делаешь и почему это искусство. Ты их стремишься научить понимать? Пытаешься ли ты с ними разговаривать?
Хороший вопрос. У меня нет страстного желания всех завербовать, чтобы все понимали. Все люди разные и для меня это нормально — что кому-то может не нравится то, что я делаю. Потому что многое, которые делают другие художники, мне тоже не близко, но от этого я не перестаю ими восхищаться. Но я думаю о том, как сделать абстрактное искусство, которое нужно воспринимать более интуитивно, а не через разум, как сделать его более доступным. У меня было несколько проектов, которые как раз про это. Но это не про то, что через насилие все должны обязательно все принимать.
А у тебя есть, может быть, какое-то пространство себя чётко видишь? Свои какие-то картины, работы, ещё что-то. Может быть, что-то есть очень скучное в этом мире, куда ты приходишь каждый раз и думаешь: "Вот если бы здесь были мои инсталляции.."
Мне кажется, сейчас ничего конкретного я не скажу, но периодически, когда я гуляю, такие чувства возникают. Кстати, хорошая идея фотографировать и запоминать. Спасибо. И писать список своих желаний. Но вообще мне бы, наверное, хотелось сделать что-то уличное, какой-то масштабный проект типа парка с моими объектами.
Класс. А ты в этот момент думаешь о том, что люди должны чувствовать, когда они гуляют по этому парку и видят какие-то твои там фигуры?
Я бы шла по этому парку и искала места, где ты не ожидаешь что-то увидеть, а там вдруг возникает, например, большая красная фигура. И ты просто смотришь и думаешь: «Ну, хрень какая-то странная».
Ну, я бы не так подумала, я бы подумала: «О, прикольно! Красное! Красная штучка классная!».