Как Я начал и закончил разрабатывать мобильные приложения и игры. От 3.6 мл. выручки и до 800 000 руб. долга
В 2020 годы принял решение развивать направление мобильной разработки. Пилить мобильные приложение и игры и зарабатывать МИЛЛИОНЫ рублей в секунду. И что из этого получилось.
В 2020 году мы снимаем небольшой офис в центре Ростова на Дону. Нас трудится 6 человек( Дизайнеры, маркетологи).
У нас получается в дизайн и маркетинг. Есть амбициозные планы начать и в мобильную разработку.
Приветствую! Я Михаил Кадин, руководитель агентства NOKNOK и специалист по контекстной рекламе.
Больше полезной информации публикую у себя в Телеграм канале
Для консультации по маркетингу писать сюда
Расширяемся за счет ближайшего офиса на этаже. Там будем развивать направление мобильной разработки.
С нами теперь трудится сильный программист. Он имеет крепкие кейсы в мобильной разработке, опыт работы тим лидов в game dev компаниях.
Договоренности следующие:
На мне:
- Маркетинг
- Расходы на офис, интернет, печеньки
- Входящие обращения
- Документооборот
На нем:
- Консультация по проекту( экспертная консультация)
- Осмечивание проектов / утверждение сроков разработки
- Организация работы / поиск подрядчиков
- Работа по проекту связанные с кодом
Все, что связанно с дизайном и маркетингом делаем своими силами, на иные задачи ищем подрядчиков или специалиста в штат.
Прибыль делим 50/50 после закрытия этапа работ актами.
Какой план.
- Привлечь лидов
- Визуал делать своими силами
- Организовать отдел программистов
- Продвигать маркетологическим отделом
- Организовать крутые рабочие места
- Получать достойную прибыль
Привлечение лидов
Один из самых простых этапов работы. Одностраничный сайт + контекстная реклама ( Яндекс Директ + Google Ads) дала нам больше чем мы ожидали. Тогда Я думал мы поймали бога за бороду.
Разработали сайт
Сайт сделали на тильде. Описали процесс работы. Поделились опытом работы программиста. Сделали понятный и без стрессовый шаг к заявке.
Ставку делали на консультацию программиста. Ставка прошла успешно.
Настроили рекламные кампании
Кампании разбили на 2 направления:
- Разработка мобильных приложений
- Разработка мобильных игр
За 3 месяца мы потратили на рекламу не больше 50 000 рублей. Получили:
- 2 заказа на разработку игр
- 1 заказ на мобильное приложения
- 3 халтуры на поддержку мобильных приложений
В общем итоге мы заключили договоров на 3.6 млн рублей.
Реализация
Договора и предоплаты это конечно хорошо. Но теперь нужно выполнять обязательства по контракту.
Гейм дизайнер
Оказывается для разработки игр нужен гейм дизайнер. Он отвечает за всю экономику, атмосферу, игровые зоны, левелинг и прочее. Программист привлек сильного гейм дизайнера с прошлого места работы.
Этап прошел как по маслу. Документацию приняли с небольшими замечаниями.
Дизайн
Дизайн интерфейсов делали в фигме. Специалисты UX/UI были в штате, приняли этап без каких либо происшествий.
В отличии от дизайна приложений, дизайн для игр был новым опытом. И очень ламповым опытом.
Для увеличения насмотренности наши ребята с удовольствием участвовали в гейм джемах.
Программирование
Настала пора этапа программирования. Воодушевленный получение дивидендов( 2 этапа закрыли) программист перехватил эстафету.
И тут началось . . .
Поиск исполнителей
Приоритет был найма специалиста в штат. Найти одного получилось. Но оказалось что для него нет:
- Регламентов
- Базы знаний
- Помощи введения в должность
Он работал над одним проектом. Дело двигалось очень медленно, но двигалось. Мы с трепетом ждали новый apk файл для теста конечного результата.
Удаленные исполнители делились на 2 категории:
А. Фрилансеры которые делают “дорого” и на троечку
Это ремесленники. Они занимаются только этим.
Их хлеб это:
1) быстро найти задачу
2) быстро ее сделать
3) быстро искать новую задачу.
4) процесс повторяется бесконечно.
Б. Делают хорошо и за приемлемую стоимость, но после основной работы
Имеют понимания культуры кода. Глубоко погружаются в проект и нацелены на долгое сотрудничество.
Но есть нюансы:
- Они всегда уставшие
- Работают очень мало времени
- Запрашивают данные для реализации задачи в момент когда ее нужно уже сдать
- Часто переносят срок сдачи задачи
Организация труда
К моему ужасу, к системному труду мой партнер не привык. Системный результат достигается системной работой.
Тут не тот случай.
На рабочее место мог прийти к 14, а мог вообще не прийти.
В другой день мог с увлечением рассказывать как за ночь заработал 6 000 рублей, взяв на фрилансе задание на написание кода для диплома.
После того как проблема стала очевидной
В запланированные сроки специалисты не укладывались. Уже даже постороннему человеку видно как экономика проекта начинает не сходиться.
На что получаю ответ, что все под контролем. Сейчас соберем:
- Базу кода
- Базу рефов
- Базу проверенных подрядчиков
Как заживем.
Черный лебедь
Под конец года, рейт программистов удвоился по сравнению с началом. Проект уже явно не влазил в намеченные рамки. И наш герой пропал с радаров.
После пару сообщений его знакомым мы назначили встречу в кафе поблизости с нашим офисом.
Работает пускай трактор - он железный
Выслушав охерительные истории о том что в game deve :
- сейчас рейт такой что ему интересней работать программистом
- он думал руководитель направления ничего не делает, а тут работать нужно
- в экономику проекта не закладывали прибыль, работаем на портфолио и будущую прибыль
- что бухгалтера в гейм деве воруют направо и налево и никто им ничего не делает
- что зачем мы вообще пытались нормальную систему строить
- Нужно было открывать ООО, набирать заказов а потом банкротить его
Сказать что Я офигел от услышанного - ничего не сказать. Но на тот момент у меня завис этап работ и мне что то нужно было решать.
Решение по этапу программирования
Честно скажу. Было сложно. В подобных ситуациях ни разу не был. Спросить совета не у кого.
Все этапы, без участия нашего “героя”, были доведены до логического конца, проверены и приняты. Но код по 2 мобильным играм повис в пустоте.
Целую неделю думал как выйти из ситуации. Я банально не обладал компетенцией программиста.
Скажу попсова, но в голове боролось два волка. Один ничего не хотел возвращать а второй ставил себя на место клиента и смотрел его глазами.
Через неделю позвонил клиентам и честно все рассказал.
И знаете что?
Их это ничуть не удивило. Их удивило то, что Я не потерялся и принял решение вернуть бюджет за данный этап. Исполнители до нас, просто перестали выходить на связь.
P/S
Через 7 месяцев мне написал хозяин украинской game dave студии. Они допиливали приложения, что не смогли допилить мы. Им нужны были исходники по визуалу и документации. Клиент их просто потерял) У нового исполнителя было очень много вопросов к коду. А вот визуал и документацию оценили достойно.
Что в итоге
Сейчас, когда эмоциональное напряжение нет и Я уже получил данный опыт. Могу сказать,что виноват сам:
- Не договорился на берегу, что будет если все пойдет по ****
- Не зафиксировал документально ответственность
- Взял только время и компетенцию, и не взял в залог ничего материального
- Допустил, что второй может легко выйти потеряв только время
- Не обсудил ввод в должность новых коллег
- Взял СРАЗУ ТРИ проекта в работу, поверив на слово, что изи бризи разъебем
И самая главная ошибка - судил другого человека по себе.
Но было и одно правильное решение.
Никаких выплат из бюджета, который не подписан актом.
Именно оно позволило вернуть около 800 000 руб. И не дать победить черному волку)
А как поступили бы Вы?
Поймал себя на мысли, что нахожусь в схожих условиях. Также развиваю небольшой бизнес (разработка электроники), в котором непосредственного разработка кода (встраиваемого ПО) занимает львиную долю финансовых и трудовых затрат. Также регулярно нанимаю фрилансеров.
А как поступили бы Вы?Первое, чему вам нужно научиться, если вы решили заняться разработкой - научиться программировать самому. Задача мах - научиться настолько (mid-senior), чтобы быть в состоянии подхватить разработку кода при форс-мажорах. Задача min - научиться настолько (jun), чтобы хотя быть в состоянии пофиксить лайтовые баги, хотя бы ориентировочно оценить трудоемкость и сроки решения очередной задачи.
Если вы взялись зарабывать разработкой кода, то без опыта разработки кода, каждый встречный фрилансер-джентельмен удачи будет так и норовить вас облапошить.
Удаленные исполнители делились на 2 категорииЗа пять лет мне такие ебобошки попадались, такие фортели вытворяли, что просто караул...
В итоге пришел к двум выводам:
1. Формирование команды сводится к перебору фрилансеров. Мудаки, одноразовые, "почасовые", аферисты, "хочу аванс 90%", "хочу $100k переводом на карту", лентяи, сказочники, рок-звезды, и прочие джентельмены удачи будут попадаться у вас на пути неизбежно. Со временем вы научитесь подобную публику вычислять на первом же созвоне (собеседование). Но поначалу, без опыта, увы, будете влипать. Но в итоге, все же, вы сможете сформировать команду из нескольких программистов, действительно нацеленных на долгосрочное сотрудничество.
2. При отсеве фрилансеров довольно хорошо работают формальные признаки, схожие с проверкой контр-агентов юридическими лицами. Например, наличие ИП/самозанятости. Как min заявка на наличие ответственности.
3. Стараться избегать сильной зависимости от одного отдельно взятого сотрудника: один единственный программист, один единственный схемотехник, один единственный линуксоид. В идеале, в команде всегда должен быть еще хотя бы один человек (либо вы, либо другой фрилансер), который может заменить другую трудовую единицу, которая ушла в запой/поймала звезду/попала под машину/что угодно. В первое время этого добиться очень сложно, да, практически нереально.
Прибыль делим 50/50Сколько вертится планета, столько люди будут снова и снова наступать на эти грабли. Зачем вам напарник-программист, если можно нанять программиста?
Единственная (на мой взгляд) причина, по которой стоит кого-то брать в напарники, - это наличие гарантированного потока выручки за счет уникальных административных либо личных качеств данного потенциального компаньона.
и закончил разрабатыватьЗря. За одного битого двух небитых дают.
Вот чего точно не надо делать предпринимателю - так это учиться программированию. Работать с программистами - это да, но не писать код руками.
Исключения - техностартапы, которые растут из компетенций фаундера, но тут явно не этот случай.
Боже. Как Вы правы. Сейчас так же думаю. Я просто получил опыт. И с ним ушел строить агенство по маркетингу. Просто в нем опыта больше. И тут уже и регламенты и несколько маркетологов и сам ручками могу подхватить. Может быть позже снова сделаю подход к снаряду
Я уже 6 лет инди разработчик. В этом году попробывал заказную разработку.
Это "северный лис". Если свое MVP я запускаю за 1-2 месяца, то не очень сложное приложение на заказ писалось чуть ли на полгода (созвоны, изменения ТЗ и прочее). Цена была фикс, в результате под конец уже сам готов был им заплатить, чтобы шли лесом. HRT получилось в 10 раз меньше приемлемого.
Полезный опыт. Уважение за то, что вернул бюджет
Блин, а я думал будет, туда сюда миллионер!