Тихий разрушитель: почему важно следить за организационной согласованностью

Когда команда работает как одно целое, процессы непрерывны, результаты соответствует ожиданиям и цели достигнуты, кажется, что все это естественно и легко.

Тихий разрушитель: почему важно следить за организационной согласованностью

Правда такова, что успешное исполнение дается непросто. «За кулисами» остается тщательно выстроенная система, которая обеспечивает согласованность всех компонентов и функций организации.

Начало практически любого стартапа отличается высокой степенью энтузиазма и согласованности. Основатель (или основатели), вместе с первым поколением сотрудников, вдохновлены идеей, знают, чего хотят, разделяют общие интересы. Культура высокопроизводительной команды помогает преодолеть сложности и достичь первых результатов. В небольших организациях (до 10-15 человек), высокий уровень согласованности может сохраняться на протяжении длительного периода. Но в компаниях, которые быстро «вырастают» за пределы малой группы, без внедрения соответствующих процессов и инструментов, ее степень будет неизбежно снижаться.

Опыт компании, которые смогли достичь высокого уровня согласованности, свидетельствует о наличии хорошо организованной и управляемой системы, которая включает в себя цель, стратегию, организационные возможности, культуру и коммуникации.

Цель – то, зачем существует организация. Для бизнеса – смысл деятельности помимо зарабатывания денег. Получение прибыли в долгосрочной перспективе – слабый мотиватор для сотрудников. Нужно понимать, что финансовые достижения лишь следствие того, что компания успешно справляется со своими задачами.

Стратегия – план достижения цели, который включает в себя выбор продуктов и услуг, потребительских и географических рынков, преимущества, за счет которых бизнес должен превзойти конкурентов.

Организационные возможности – совокупность материальных и нематериальных ресурсов, которые включают в себя организационную структуру и систему управления, квалифицированный персонал, бизнес-процессы, технологии и ноу-хау, а также эффективность лидерства. Все, что необходимо для успешной реализации стратегии.

Культура – ценности, убеждения и установки, которые определяют поведение сотрудников и поддерживают стратегию. Наличие цели и блестящей стратегии не имеет значения, если сотрудники их не принимают.

Коммуникации – «кровеносная система» организации - системы, технологии, информационный контент, то, что обеспечивает жизнедеятельность предприятия.

Тихий разрушитель

Снижение согласованности со временем «подтачивает» любые успешные организации. Постепенно накапливаются небольшие, кажущиеся незаметными, отклонения и в конце концов, они начинают сказываться на деятельности компании. Где, когда и что может пострадать, трудно предсказать. Ведь бизнес-организация, как живой организм, состоящий из взаимосвязанных систем, в каждом конкретном случае может отреагировать по-разному, это может проявиться в ослаблении дисциплины и росте текучки кадров, снижении производительности и прибыли, падении продаж и потере рынка, а также в проблемах с имиджем и репутацией.

Тихий разрушитель: почему важно следить за организационной согласованностью

Мы сталкивались с различными проявлениями несогласованности, которые негативно влияли на эффективность компаний.

· Изолированное положение руководителей и несовершенство внутренних коммуникаций приводят к тому, что персонал работает как «вслепую». Сотрудники не имеют представления, куда движется компания, не понимают своей роли и вклада в общее дело. Характерно, что в таких компаниях заявленные ценности никогда не соответствуют реальной организационной культуре.

· Различные варианты функциональной несогласованности, когда службы бэк-офиса (бухгалтерии, IT, других технических служб) представляют собой «государства в государстве», живут по своим правилам, и не разделяют устремлений остальной организации. В одной компании, с которой нам довелось работать, сотрудники отдела продаж считали, что их работа не влияет на формирование имиджа и репутации компании, а вся ответственность за «корпоративный бренд» лежит на отделе маркетинга.

· Несоответствие видения, целей и организационных возможностей. Подобный сценарий, наверно самый разрушительный: предприниматель или руководитель компании «загорается» идеей или вдруг открывшейся возможностью, но оказывается не в состоянии ее осуществить. Причины даже не всегда заключаются в недостатке финансов. Для воплощения новой идеи, как правило, не находится квалифицированных исполнителей, управления и контроля, и наконец, типичная причина – недостаток компетенций у самого руководителя.

В чем причины?

К постепенному «размыванию» согласованности приводит целая совокупность обстоятельств. Их условно можно условно разделить на три группы.

Естественные, психологические, такие как снижение градуса эмоционального подъема, превращение повседневной деятельности в рутину, потерю «чувства миссии» - то, ради чего создавался бизнес, ослабления мотивирующего влияния лидера.

Представьте ситуацию. Генеральный директор компании, обнаруживает, что большинство топ-менеджеров и сотрудников не разделяют его видения. Как вы считаете, каковы шансы компании на успех?

Другая группа, связна с преобразованиями, сопутствующими развитию бизнеса. Это быстрый рост и усложнение организационной структуры, нечеткое распределение ролей и ответственности, изменение коммуникационных потоков, - все эти трансформации всегда чреваты рисками для согласованности.

И, наконец, еще одна группа, касается эффективности лидерства. Очень часто, проблема несогласованности связана с недостатком необходимых лидерских навыков у руководителя, так называемых «софт скилз», чтобы вдохновлять своих сотрудников и команды на наилучшие результаты. Триггером, который запускает разбалансированность в организации может стать неопределенность или неамбициозность новых целей.

Заметить, когда что-то не так

Для организации жизненно важно выявлять любые проявления несогласованности на ранней стадии, пока накопительный эффект не привел к критическому отклонению, способному, если не разрушить, но нанести значительный ущерб.

Руководителям коммерческих предприятий, стоит своевременно обращать внимание на отдельные «симптомы», которые сигнализируют о том, что в компании есть проблемы с согласованностью. Самые типичные из них:

· Снижение мотивации и вовлеченности - сотрудники не проявляют интереса ни к своей работе, ни к деятельности организации, что проявляется в снижении дисциплины, халатности и недобросовестности;

· Снижение эффективности и производительности – когда результаты деятельности не соответствуют намеченному;

· Нарушение рабочих процессов –вечное разрешение «срочных» проблем не оставляет времени на важные задачи и препятствует развитию и достижению долгосрочных целей;

· Отток клиентов – продукты и услуги компании не соответствуют ожиданиям клиентов;

· Снижение темпов роста – при возникновении объективных причин (изменении рыночной ситуации) несогласованные организации имеют сложности с координацией усилий по исправлению ситуации;

· Реактивные расходы –оппортунистический подход как стремление к достижению краткосрочных целей, распространенный признак отклонения от стратегии.

Тихий разрушитель: почему важно следить за организационной согласованностью

В заключение

Организационная согласованность относится к координации, сотрудничеству во всех аспектах бизнеса — от стратегического видения, миссии и стратегии до детальных планов и их реализации.

Своевременное распознавание «симптомов», диагностика причин на системном уровне, позволят предпринять верные шаги, чтобы не тратить время и усилия на вечное разрешение проблем, а сосредоточиться на главных задачах.

.

Тихий разрушитель: почему важно следить за организационной согласованностью

Настройка и поддержание организационной согласованности, требует целенаправленных усилий, но результаты всегда себя оправдывают. По данным Gallup хорошо согласованные компании на 30-50% эффективнее, по показателям вовлеченности, внедрению инноваций и производительности, по сравнению с несогласованными.

Больше о стратегическом маркетинге и о том, что сопутствует его успешной реализации пишу в ТГ

2 комментария