О маркировке социальной рекламы в Интернете (Часть1)

С 1 сентября 2022 г. вступил в силу Федеральный закон от 02.07.2021 № 347-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе»», в рамках которого все рекламны�� материалы, показываемые российским пользователям, подлежат обязательной маркировке. Изменения направлены на повышение прозрачности рынка интернет-рекламы и предупреждение распространения информации, нарушающей законодательство.

Этот закон вызвал большое оживление на рынке и невероятное количество вопросов как со стороны медиаплощадок, блогеров, НКО, так и со стороны предпринимателей.

Рекламная практика очень разнообразна, и форматов размещения в интернете, в том числе нативных, существует бесконечное множество. Поэтому заранее описать все правила маркировки и дать универсальные рекомендации, применимые ко всем случаям, очень сложно. Каждая публикация по-своему уникальна и принятие решения о том, реклама это или не реклама, маркировать или не маркировать – зависит не только от содержания, визуального оформления, но и от контекста публикации.

Чтобы прояснить ситуацию, представлю в виде схемы самые часто задаваемые вопросы по маркировке интернет-рекламы:

<i>Рис. 1. Самые обсуждаемые вопросы маркировки рекламы в интернете</i>
Рис. 1. Самые обсуждаемые вопросы маркировки рекламы в интернете


Что является рекламой с точки зрения закона?

В соответствии с действующими нормами, рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», далее – Закон о рекламе) .

Нормы Закона о рекламе, требования к содержанию и маркировке рекламы в интернете не распространяются:

  • на политическую рекламу, в том числе предвыборную агитацию и агитацию по вопросам референдума;
  • информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом;
  • справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой;
  • сообщения органов государственной власти, иных государственных органов, сообщения органов местного самоуправления, сообщения муниципальных органов, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, если такие сообщения не содержат сведений рекламного характера и не являются социальной рекламой;
  • объявления физических или юридических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности;
  • любые элементы оформления товара, помещенные на товаре или его упаковке и не относящиеся к другому товару;
  • упоминания о товаре, средствах его индивидуализации, об изготовителе или продавце товара, которые органично интегрированы в произведения науки, литературы или искусства и сами по себе не являются сведениями рекламного характера и др.;
  • любые элементы оформления товара, помещенные на товаре или его упаковке и не относящиеся к другому товару;
  • упоминания о товаре, средствах его индивидуализации, об изготовителе или продавце товара, которые органично интегрированы в произведения науки, литературы или искусства и сами по себе не являются сведениями рекламного характера и др.

На что надо опираться в «пограничных» ситуациях?

Общая логика отнесения информации к рекламе базируется на следующих принципах, представленных в таблице:

<i>Рис. 2. Принципы отнесения информации к рекламной или не-рекламной</i>
Рис. 2. Принципы отнесения информации к рекламной или не-рекламной

Что маркируем что не маркируем?

О маркировке социальной рекламы в Интернете (Часть1)

Требования по маркировке социальной рекламы в интернете

Социальная реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная (в отличии от коммерческой) на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства.

Социальная интернет-реклама также должна содержать пометку «социальная реклама», указания на рекламодателя социальной рекламы, сайт или страницу сайта, содержащую информацию о рекламодателе этой социальной рекламы.

При этом в социальной рекламе НЕ допускаются упоминания:

  • о конкретных марках товаров, моделях, артикулах;

  • товарных знаках, знаках обслуживания и иных средствах их индивидуализации;
  • физических или юридических лицах.

В социальной рекламе допускаются упоминания:

  • об органах государственной власти, местного самоуправления, муниципальных органах;

  • о спонсорах;

  • физлицах, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, нуждающихся в лечении, в целях оказания им благотворительной помощи;
  • социально ориентированных НКО, если содержание рекламы непосредственно связано с информацией о деятельности таких НКО и направлена на достижение благотворительных или иных общественно полезных целей.

Таким образом, социальная реклама – это информация, соответствующая четким критериям. Поэтому повседневные коммуникации НКО в интернете (особенно, если у НКО есть еще и коммерческая ветка деятельности), такие как оказание услуг, наполнение сайта, ведение соцсетей, публикация пресс-релизов, поиск сотрудников и др., могут не подпадать под определение социальной рекламы, а регулироваться общими нормами.

Продолжение следует...
Во второй части мы разберем ТОП-7 самых популярных вопросов и ответов из правоприменительной практики нового закона о маркировке в части социальной рекламы.

Начать дискуссию