Как построить систему обучения сотрудников: рекомендации для компаний из рекламной индустрии

Win-win-подход и 5 факторов эффективности

Как построить систему обучения сотрудников: рекомендации для компаний из рекламной индустрии

Возникновение новых процессов и технологий требует от специалистов рекламной отрасли непрекращающегося развития. По итогам 2023 года СберМаркетинг вошёл в топ-2 рейтинга работодателей рекрутингового портала hh.ru — и чтобы достигать таких результатов и удерживать их, необходимо выстраивать действенную внутреннюю систему обучения сотрудников. Какие пять факторов следует учитывать при разработке эффективного образовательного комплекса, рассказала Анна Соина, руководитель отдела организации обучения и развития СберМаркетинга.

Анна Соина
руководитель отдела организации обучения и развития СберМаркетинга

Как выстроить эффективную систему обучения

Работу в рекламной индустрии отличает быстрый темп, нагрузка и мультизадачность. К этим характеристикам прибавляем высокую динамику развития рынка и инструментария. Это означает, что компаниям и специалистам необходимо находиться в режиме непрерывного обновления профессиональных знаний и навыков. Лучшее средство — синхронизация усилий, когда работодатель разрабатывает и предлагает обучающие/развивающие программы, позволяющие обеим сторонам оставаться в выигрыше.

Обучение позволяет приобрести:

Возможности для компании:

· повысить эффективность каждого сотрудника с самого старта и минимизировать/избежать траты времени на поиски лучших решений;

· наладить коммуникацию, координацию и культуру взаимодействия между отделами и внутри подразделений;

· повысить вовлеченность сотрудников в рабочие процессы, их лояльность и интерес к карьерному треку внутри компании;

· снизить текучку кадров и привлечь таланты.

Возможности для сотрудников:

· получить экспертизу и новый опыт, выйти из привычной рабочей активности, сделать что-то новое для себя;

· взглянуть на привычные процессы с другого ракурса — смоделированные ситуации помогают участникам оценить их объективно снаружи;

· лучше узнать себя и повысить стрессоустойчивость — обучение помогает выработать быструю и адекватную реакцию на ситуации, которые возникают в рабочем процессе и провоцируют эмоциональное напряжение или быстрое выгорание;

· познакомиться с коллегами — в ходе смешанных групповых сессий сотрудники устанавливают личные контакты, в том числе с теми, с кем работают над задачами дистанционно.

Чтобы система обучения работала корректно и эффективно, необходимо обратить внимание на ряд важных факторов.

Фактор 1. Структура

В СберМаркетинге за обучение и развитие сотрудников отвечает специальный отдел с бизнес-тренерами. Поскольку для компании размером 1000+ сотрудников важна системность, последовательность, понимание и доступ к механике внутренних процессов.

Программы делятся на:

  • Обязательные — помогают всем сотрудникам действовать и принимать решения в единой корпоративной рамке. В СберМаркетинге это программы по правилам кибербезопасности, коммуникации, публичному поведению, клиентоцентричности.
  • Факультативные — обучающие сессии, направленные на повышение специальных навыков, исходя из целей и должностных потребностей отдельных сотрудников/руководителей/команд и подразделений.

Отталкиваясь от задач и потребностей бизнеса, специалисты отдела обучения и развития разрабатывают программы инхаус или приглашают внешних экспертов, когда, например, требуется прокачка хард-скиллов в узкопрофильных областях. Важная особенность качественных программ — их сегментация для более точечной и целенаправленной проработки задач без потери времени на нерелевантную информацию.

Фактор 2. Форматы

В работе рекомендуем использовать все классические форматы и их миксы: тренинги, мастер-классы, вебинары, лекции, также предлагаем строить программу встречи с уклоном на практику, отработку навыка, анализ поведения, обратную связь. Часто в рамках обучения руководителей мы проводим исследования команды или тех или иных её атрибутов (например, анализ ключевых параметров мотивации команды или уровня психологической безопасности в команде), а затем вместе с участниками разбираем результаты, ищем взаимосвязи, делаем выводы). Также мы всегда предлагаем участникам посттренинговую поддержку в индивидуальном формате или в формате кейс-клубов.

Фактор 3. Гибкость и персонализация

Приоритетом обучающей программы должна быть её эффективность, а не факт наличия. Именно поэтому важен персональный и гибкий подход.

Онлайн-, офлайн-, гибридный типы обучения — в современной компании с большим штатом сотрудников должна быть вариативность доступа к информации. Такой подход повышает качество восприятия и усвоения знаний.

Другой важный пункт — длительность обучающих занятий. Затяжной мастер-класс может отнимать много рабочего времени и при этом не быть высокоэффективным, поскольку слушатели могут не справиться с большим объёмом новой информации и расфокусироваться вследствие тревоги из-за потери контроля над текущими задачами. Мы стараемся делать тренинги максимально доступными и комфортными по времени. Например, сессию на 6–8 часов разбиваем на две встречи по 3–4 часа. Помимо этого, одну и ту же тему тренинга, например «Партнёрство и человекоцентричный сервис», мы адаптируем под каждый департамент, так как в разных сферах деятельности и в разных командах есть свои нюансы, свои кейсы, свои задачи.

Фактор 4: Мотивация

В таком деле, как профессиональное развитие, личное желание обучающихся и готовность применять полученные знания — основа будущего результата. Идеальная ситуация предполагает наличие у каждого сотрудника плана развития, который поможет ему продвигаться по карьерному треку. Обычно план развития на 70% состоит из рабочих задач, которые помогут сотруднику развивать и практиковать новые навыки, на 20% — из менторства и на 10% — из обучения.

Желательно, чтобы план развития формировался коллективно, с участием и сотрудника, и руководителя. Чтобы каждая сторона могла поделиться своим видением ситуации, своими пожеланиями и предложениями.

Важно, что этот процесс не должен быть директивным: если человек не готов вовлекаться в учёбу и развитие из-за высокой рабочей нагрузки, стресса, личных причин, то в первую очередь руководитель должен помочь сотруднику преодолеть этот этап. И только после этого переходить снова к вопросам развития.

Фактор 5. Результативность

Чтобы точнее оценить пользу от обучающих программ, мы анализируем разные метрики:

1. Метрики процесса. На этом этапе оцениваем процент подтвердившихся заявок, долю участия, доходимость, нагрузку.

2. Метрики результата: удовлетворённость, NPS, training transfer (перенос результатов тренинга) со стороны участника и руководителя, тестирования.

Совокупность перечисленных факторов помогает выстраивать эффективную систему обучения

Для рекламных агентств обучающие программы — инвестиция, которая улучшает или оптимизирует бизнес-процессы и позволяет оставаться на гребне волны, а для сотрудников — ценная возможность профессионального развития и построения карьерного трека. Однако, чтобы повысить производительность сотрудников, обеспечить лучший клиентский сервис и увеличить прибыль, необходим системный и последовательный подход, в основе которого — открытость к новым подходам и вызовам, а также факторы, рассмотренные в нашей статье. Принимайте их во внимание и становитесь успешнее.

33
Начать дискуссию