Управление репутацией в 2024: инсайты от СЕО репутационных агентств
Кто отвечает за имидж компании? Как заниматься ORM без накрутки отзывов? Почему агентства не сотрудничают с детской медициной? “Отзовик” — самый надежный агрегатор отзывов?
Мы поговорили с тремя CEO агентств по управлению репутацией о рейтингах на картах, заказных отзывах и трендах на рынке. Это интервью для тех, кто получил негатив на картах или только начал выстраивать репутацию компании.
Агентство Облик
Когда появляется потребность у компании обратиться к агентству по управлению репутацией?
Есть три пути, по которым компании приходят к мысли о важности управления репутацией.
Первый путь — потребность появляется, когда падают продажи. Постоянные клиенты уходят, новые не появляются, на фоне конкурентов компания проигрывает гонку рейтингов. Владелец видит прямую связь между репутацией и прибылью, обращается в агентство.
Второй путь — необходимость продвижения нового бренда, особенно в высококонкурентной среде. Клиенты верят брендам, которые знают.
Создать узнаваемость через агентство проще, чем ждать, пока она сформируется естественным образом.
Третий путь — кризисная ситуация. О компании вышел обзор, клиент подал в суд, в интернет просочилась конфиденциальная информация. В момент потери рейтингов и бурных дебатов компания понимает необходимость решительных действий и четкой стратегии.
Кто в компании обычно отвечает за управление репутацией?
Зависит от компании.
Если мы говорим о малом бизнесе в России, за репутацию обычно отвечает владелец. Просто потому, что больше некому. Речь идет о ручном мониторинге, периодической проверке отзовиков и поисковой выдачи, эпизодических ответах на отзывы. За репутацией следят бессистемно, по наитию.
Если брать средний бизнес, за репутацией следит маркетолог или пиарщик, поскольку каждый день взаимодействует с инфополем и отслеживает настроение аудитории. Он отвечает на отзывы согласно официальной коммуникации, передает информацию руководству в случае спорных ситуаций. Это все еще не системная работа, но постоянная.
Крупные бренды могут позволить себе нанять профильного специалиста по репутации. На момент апреля 2024 года на HH в Москве размещено более восьмисот вакансий специалиста по работе с SERM и ORM. Спрос есть.
Почему клиенты выбирают вас для работы с репутацией?
Мы уделяем внимание анализу текущей репутационной ситуации и предлагаем решения исходя из целей. Учитываем сферу бизнеса и бюджет. Если клиент приходит с запросом на SERM, это не просто чистка поисковой выдачи от негатива, а вывод в ТОП ресурсов, которые займут прочные позиции. Если ORM, то проработанный план публикаций с анализом ЦА. Мы не латаем дыры, а работаем комплексно. Не предлагаем услуги, которые не нужны клиенту, — аудит бесплатный. Нам важен результат.
За 2023 год мы закрыли 398 проекта: от федеральных застройщиков до медицинских центров.
Знаем, как работать с площадками, тонкости модерации, какой контент удалять можно, а какой лучше не стоит. Клиенты выбирают нас за гибкость и умение находить выход из любой ситуации. Говоря про техническую часть, мы работаем на своем софте, без посредников. Клиент получает полный цикл репутационных работ: аудит, сопровождение, публикацию, мониторинг, регулярные отчеты. Понятные результаты в цифрах. Мы помогаем формировать репутацию в долгосрок.
Агентство Loksmarkt
О трендах на рынке, геосервисах и ценах на услуги агентств узнали у Даниила Прокофьева, CEO Loksmarkt Agency. Даниил ведет популярный блог на vc, где рассказывает о кейсах, отзовиках и маркетинговых стратегиях.
Какой на рынке складывается тренд по управлению репутацией? Есть ли запрос? Растет ли количество обращений в год?
Все чаще компании обращаются за исправлением репутации. Связано это с тем, что сотрудники не могут грамотно отработать негатив у клиента, и приходится прибегать к услугам «Управление репутацией в интернете».
Сводится ли управление репутацией только к анализу рейтингов и отзывов на геосервисах и картах?
Нет! Компания должна анализировать не только рейтинг, но и какие упоминания появляются о бренде в интернете, поисковую выдачу.
Анализ состоит:
- Рейтинг на отзовиках
- Анализ упоминаний в СМИ и соцмедиа
- Анализ поисковой выдачи
- Анализ отзывов о том, как ЦА взаимодействует с брендом
Какие меры предпринимает агентство по управлению репутацией для улучшения рейтинга?
Размещение отзывов
Стимуляция живых клиентов оставить отзывы
Создание специализированных групп заглушек для компании
Создание специализированных сайтов — отзовик специально для компании
Формирование нативной ветки дискуссии
Удаление негативных отзывов
- Отработка негативных отзывов и передачу клиентскому отделу
Какая средняя стоимость услуг агентства по управлению репутацией?
Обычно компании завышают стоимости работы, т. к. высокие расходы. Средедняя цена за проект 85 000-100 000 рублей. У нас на текущий момент средняя цена за проект 50 000 рублей.
С чего начать работу над репутацией малому бизнесу («лить» отзывы на геосервисы, писать статьи на Дзене или вести группу в ВК)?
Сделать продукт качественным, после начинать работу с репутацией. Расписываю поэтапно, что лучше делать.
Этап № 1 — Попросить знакомых/родственников/сотрудников оставить положительные отзывы на отзовиках.
Этап № 2 — Контент-Маркетинг — лучшее решение для продвижения и формирования имиджа в сети.
Этап № 3 — Стимулирование своих клиентов оставить отзыв. Если ограничен ресурс в плане знаний, то лучше обращаться в Агентство.
Агентство Puppet
Про ORM без накруток узнали у Андрея Самарцева, соучередителя Puppet. Андрей работает с репутацией компаний с 2015 года, а также ведет супер-полезный блог на vc.
Возможна ли реализация ORM-стратегии без накрутки отзывов?
В своем восприятии управления репутацией я четко разделяю понятия покупки отзывов и их стимуляции. Покупка – коммерческая услуга, которую оказывает третье лицо, не взаимодействовавшее с компанией, как клиент. Стимуляция – создание мотивации для реального клиента на оставление отзыва (неважно, есть ли доп. плюшки за это или нет).
Да, конечно, в большинстве случаев можно обойтись без прямых накруток. Есть куча крутых кейсов, когда компания обходится исключительно стимулированием своих клиентов на оставление отзывов. Например, Плеер.ру в свое время выстроил очень мощную карточку на otzovik.com за счет стимуляции реальных покупателей. Мотивацией являлось получение 500 рублей за отзыв, о чем они писали на чеках.
Маркетплейсы частично закрывают задачу по стимулированию отзывов о купленных товарах, а некоторые продавцы дополнительно усиливают мотивацию за счет мотивационных вкладышей к товарам, за счет чего получают дополнительный профит в виде органического продвижения. У нас есть кейс, который мы выложили на vc, где показали результаты стимуляции реальных отзывов за счет грамотного расположения промоматериалов и корректных скриптов для персонала в СПА-центре.
Другими словами, реализовать репутационную стратегию можно и без накруток, но необходимо проводить специальную работу по стимулированию, дополняя ее, как минимум, мониторингом и реагированием на упоминания.
Идеальной стратегией, по моему мнению, остается симбиоз стимуляции отзывов на самые популярные и сложные площадки и публикации заказных отзывов с целью укрепления рейтингов и расширения репутационного инфополя.
Как вы относитесь к тезису, что на геосервисах и маркетплейсах не осталось отзывов реальных покупателей. Будет ли падать доверие людей к отзывам на этих площадках?
Ни с тем, ни с другим не согласен.
Геосервисы по типу Яндекс Карт крайне сложны и далеко не все умеют работать с ними. Также мы наблюдаем постоянное увеличение отзывов, полученных органическим путем. Маркетплейсы в одно время, конечно, подмочили свою репутацию в плане почти свободной накрутки отзывов, но, зная «внутреннюю кухню» ряда маркетплейсов, с каждым месяцем органики на них будет становиться все больше.
Что касается доверия, маркетплейсы и геосервисы являются основными источниками для формирования мнения о товарах и услугах, а учитывая текущие тенденции, доверие к ним сохранится и будет увеличиваться.
С чего начать работу над репутацией малому бизнесу?
В первую очередь необходимо настроить менеджмент карточек. Поверьте, огромное количество бизнесов сталкивается с потерей доступов, невозможностью войти в личные кабинеты представителей на отзовиках и пр. Рано или поздно это станет проблемой. Зарегистрируйте одну почту, которая всегда будет использоваться для всех отзовиков и представительских аккаунтов, зафиксируйте пароли и т. д.
Начните фиксировать срезы поисковой выдачи по брендовому и поисковым запросам, а также рейтинг на уже зарегистрированных карточках. Это облегчит работу в дальнейшем.
Также начните работу с геосервисами и средними отзовиками, не стоит сразу лезть на самые популярные. ними ошибка будет стоить дороже.
Как работать над репутацией предпринимателям с ограниченным бюджетом?
Если ваш бюджет 5 000-20 000 р., то займитесь организационными моментами (менеджмент карточек, мониторинг и выявление слабых зон бизнеса) и условно бесплатным стимулированием, а бюджеты переведите в рекламу. Это будет хорошим стартом.
Если речь о 20 000+, то работайте с топом поисковой выдачи и геосервисами. Небольшой объем накруток, стимулирование отзывов, воспользуйтесь сервисом автоматизированной закупки ссылок для формирования и укрепления инфополя в поисковой выдаче.
В случаях, если ваш бизнес требует максимально оперативных ответов, вместо траты бюджетов на продвижение, приобретите недорогую систему мониторинга, чтобы сделать акцент на коммуникации с пользователями.
Блиц вопросов
Какие компании вы не берете в работу?
Мы принципиально не работаем с ГОС сегментом, с компаниями у которых есть открытые судебные дела, с мошенниками / бадами (есть своя система проверки), с детской медициной — Агентство Облик.
На каком геосервисе сложнее всего оставить фейковый отзыв?
Отзовик, у нас есть статья на этот счет — Агентство Облик.
Banki. ru — к нам обратились 10 агентств, чтобы мы закрыли эту задачу. Не понимаю систему верефикации и не могу пройти верефикацию на банках. ру. — Агентство Loksmarkt.
Возможно ли реализовать SERM-стратегию самостоятельно, не прибегая к услугам агентств
Да, но сразу хотел отметить, что это тяжело сделать, если нет знаний в этой области. Пример: ты можешь сделать ремонт двигателя, но у тебя уйдет много времени на изучение работы двигателя, а механик уже получил опыт и знания. — Агентство Loksmarkt.
Мы в MyReviews создаем инструменты для повышения доверия к бренду, которые будут полезны не только профессионалам рынка репутационных агентств. В работе с отзывами мы вывели три главных правила:
- Собирайте обратную связь с каждого клиента. Qr-коды и ссылки MyReviews не только предлагают выбор геосервиса или отзовика, но и перехватывают претензии клиентов, направляя их менеджеру или директору.
- Реагируйте на отзывы. Последние исследования говорят, что клиент ожидает ответа на отзыв как негативный, так и положительный в течение 1-2 дней. Поэтому важно получать информацию о новых отзывах как можно быстрее. Поэтому мы разработали уведомления о новых отзывах на почту или в Telegram.
- Ваши отзывы — это бесплатный аутентичный ресурс, который нужно использовать по максимуму. Добавляйте отзывы в рассылки, печатайте на упаковках товаров, размещайте в соцсетях и в виджетах на сайте. Про это у нас есть крутая статья.
Классная статья! И спикеры подобраны со вкусом.