Анализ рынка: что за зверь, и как его готовить
Любой продукт не существует в вакууме. Вокруг него — определённая экономика, особенности потребителя и недремлющие конкуренты. Анализ рынка даёт понять, найдётся ли под солнцем место для нас и с каким продуктом идти загорать.
Иначе можно выбросить деньги в окно, как, например, в моём кейсе, где дяденька спустил 18 000 000 рублей, и мы потом вместе думали, как наверстать спущенное.
Пример-примерыч
Давайте наглядно. Допустим, мы производим туалетную бумагу с золотым тиснением по краю и цитатами из книг (библиотека с выбором доступна в нашем приложении). Назовём её ласково «Поутру попку тру».
На нашем рынке все уже просветлённые и чистые, вне зависимости от результата по Бристольской шкале (вот такая у нас замечательная бумага). Хочется пробраться к новым умам и туалетным кабинкам, но как выбрать, куда податься? Какают же по всей земле.
Шаг 1. Сужаемся
Начнём с кабинетного исследования, проще говоря, с гуглежа, сидя хоть на унитазе. На входе — весь земной шар, на выходе надо получить 3–5 колб… перспективных стран. Для этого оцениваем ВВП, население и доход на его душу, инфляцию и прочие классические макроэкономические показатели. Искать информацию можно вот в этих источниках:
• Поиск Google
• Всемирная торговая организация (WTO)
• Аналитика международных рынков по коду ТНВЭД
• Сайты гос.статистики разных стран
• Готовые отчёты консалтинговых компаний
Теперь перебираемся на диван, а то затекут ноги, и лезем по местным «росстатам» делать PEST-анализ, поручить который можно ИИ, мы же не под камнем живём, в конце концов! Вот один из вариантов промпта, только не забываем всё проверять ручками, включив голову.
«Привет! Ты — опытный маркетолог-аналитик. Проведи PEST-анализ для бизнеса [описываем компанию]. Вот сайт, используй данные с него: [ссылка]. Проведи анализ следующих аспектов и их влияния на компанию. Учитывай, что бизнес находится в [страна], сейчас [год]:
1. Политические факторы:
• текущая политическая ситуация в стране и мире
• изменения в законах, которые могут повлиять на бизнес (сфера налогов, трудового законодательства, экологии, политики и так далее)
• влияние международных отношений и торговых соглашений2. Экономические факторы:
• текущая экономическая ситуация в стране и мире (уровень инфляции, безработицы, процентные ставки)
• экономические циклы, которые могут повлиять на отрасль и рынок
• колебания валют и их влияние на затраты и прибыль3. Социальные факторы:
• тенденции и изменения в демографии в стране и мире
• изменения потребительских предпочтениях и образе жизни
• уровень образованности, влияние культурных аспектов и отношения к работе и отдыху4. Технологические факторы:
• инновации и новые тенденции в мире технологий, которые могут повлиять на бизнес
• уровень развития техносреды
• влияние цифровизации и автоматизации на отрасльСделай детальный и полный анализ каждого аспекта. Опиши, какие факторы и как именно могут повлиять на стратегию и деятельность компании. Подготовь подробные ответы с примерами. Выдели потенциальные риски и возможности с учётом влияния перечисленных внешних факторов. Важно быть последовательным и внимательным.»
Но вернёмся к нашему коричневому бизнесу. Вы ещё не забыли, что наша бумага — не из простых, подтираться такой по карману либо чиновнику, либо звезде, на худой конец — инфобизнесмену. Поэтому оцениваем долю населения, которая может себе позволить нечто большее, чем лист лопуха. Просветлять мы их хотим долго и дорого, значит, экономика должна расти, как и количество нашей ЦА. О, у нас же ещё цитаты, которые выбираются в мобильном приложении — надо заодно оценить процент грамотного населения и уровень проникновения интернета.
Теперь перебираемся с дивана за стол и составляем старую-добрую excel-таблицу со всеми данными, добавляя коэффициент каждому значению (ловите мой удобный шаблон для работы). Ведь нам глобально всё равно, беднеет ли население в целом, если у инфобизнесменов жизнь хороша. Да и грамотностью можно поступиться — пусть печатают вместо Гёте лицо соседа, нам не жалко.
Добавляем оценку трендов, например, рост доступности кисломолочки или Дава с новым альбомом могут хорошо повлиять на востребованность нашей продукции.
Важно не делать таблицу ради таблицы и не мучить напрасно Excel. Чтобы понять, что нам в итоге делать-то после анализа, нужно обязательно делать выводы по каждой строке и каждому столбцу. Например, этот рынок явно не подходит («и у меня на это пять причин»), а этот — явно перспективный (потому что...), а вот сюда тоже можно, но есть риски (я с ними сделаю вот это и вот то, чтобы их минимизировать).
То есть когда вы с выдохом закроете Excel, который мучился не напрасно, у вас уже будет конкретный список задач и выводов.
Теперь самое приятное — считаем, сколько денежек почти в нашем кармане, то есть ёмкость рынка (метод TAM-SAM-SOM, о котором расскажу в следующий раз).
Пусть в лидеры выйдут Мальдивы, Гваделупа, Албания, Демократическая Республика Конго, Фарерские острова и Папуа-Новая Гвинея. Теперь поворотим носом: в Папуа-Новую Гвинею не пойдём, там скоро выборы, и новый правитель собирается запретить бумагу с печатью, чтобы с ним не как с соседом. А в Гваделупу мы на автомате отправляем бывших при расставании. Короче, оставляем четырёх кандидатов.
Шаг 2. Погружаемся
Теперь на входе — уже шорт-лист стран, поэтому на выходе надо получить одну-две колб… страны для запуска продаж и более глубокого анализа конкурентов и клиентов. Но не будем спешить.
На прошлом шаге мы использовали только те параметры, которые можно собрать для большинства стран мира, а таких параметров довольно мало. Сейчас мы сократили количество стран, значит, можем погрузиться глубже и изучать их более кастомно.
Лучше всего для этого подходят местные эксперты и душевная беседа с ними о том, как работает рынок и кем попилен
Топаем в соцсети и LinkedIn, выходим на след Али, Арджана, Бертраны и Магнуса и играем на тонких струнах иностранных душ ради инсайтов. Оказывается, завод республики Конго и завод Демократической республики Конго объединились в производстве Kongo Just 1 и полностью монополизировали рынок.
На Фарерские острова также не пробиться, но уже из-за сборной солянки из датских законов и сотен местных актов — согласовать даже самый простой договор под силу разве что Кафке.
В Албании глава местного производства туалетки только что развелся, оставив половину имущества экс-супруге. Она быстренько обанкротила завод назло бывшему и освободила нишу (ну как знала!). А на Мальдивах туристы настолько очистились, что отвергают обычную бумагу — все отельеры хватаются за ёршики и сердце и явно нас ждут. Плюс эксперт шепнул на ушко, что там явный бум на никому непонятные, но очень интересные продукты повседневного спроса — только вчера закрыли пару сделок по производству пляжного зонта-палатки и водного беговела. Что ж, значит, останавливаемся на Албании и Мальдивах!
Выводим вывод
- Для выбора рынков сначала рассматриваем все потенциально интересные страны или регионы, затем выделяем из них 3–6, которые пристально изучаем и оставляем по итогу несколько самых перспективных
- Сделать анализ поможет старая-добрая Excel-таблица (напомню, вот тут шаблончик), в которой не забываем делать выводы — что именно нужно сделать, чтобы прийти к успеху. При работе с шаблоном выбирайте те критерии, которые важны для вашего бизнеса, например, если знание английского никак не влияет на ваш продукт, смело замените этот критерий на более актуальный
- Кидайте лайки, и тогда я расскажу ещё и про TAM-SAM-SOM, анализ конкурентов, экспертные интервью (ладно-ладно, я и без лайков расскажу, но с ними, конечно, приятнее)
Залетайте в мой телеграм-канал — туда я пишу чаще, рассказываю кейсы, прикольные и не очень факапы, а ещё делюсь полезняхами