Как агентству и создателям контента работать с изображениями из интернета. Часть 1 – Фотостоки и подрядчики
Статья о том, как брать изображения из интернета, хеджировать риски и не получить претензию от правообладателя. А также что делать, если она уже пришла.
База
Начнем с главного: изображения в интернете охраняются авторским правом. Использовать их без разрешения автора или иного правообладателя в коммерческих целях нельзя. Плюс есть риск получить требование компенсации от 10,000 до 5,000,000 рублей.
Второе: использовать изображения с лицом человека без его согласия тоже нельзя (ст. 152.1 ГК РФ). В этом случае нарушаются его права, и также возникает риск претензии на выплату убытков и морального вреда. Подробнее мы писали тут.
Третье: изображения с лицом человека могут рассматриваться как его биометрические персональные данные. Использовать такое изображение разрешено только с согласия человека, который на нем изображен (ч. 4. ст. 9 ФЗ № 152 — ФЗ “О персональных данных”.)
Основы понятны – теперь разберем, откуда точно можно брать фотографии и на какие риски обратить внимание.
Фотостоки и лицензии
Очевидный источник изображений для коммерческих целей – фотостоки. Бывают платные и бесплатные.
Платные действуют как посредники между авторами и пользователями, регулируя юридические вопросы и взимая плату за использование лицензий. Бесплатные дают доступ к изображениям с видом лицензии, которая позволяет свободно использовать их.
Нюансы и риски есть в обоих случаях. О них – далее. Главное: и в платных, и в бесплатных фотостоках именно в лицензии определено, каким образом можно использовать изображение. Поэтому сперва читаем лицензию, затем скачиваем.
Платные фотостоки
Пожалуй, самый надежный и безопасный вариант, где взять изображения. Продают преимущественно следующие лицензии:
- Royalty-Free (Стандартная лицензия)
Позволяет использовать изображения в коммерческих целях неоднократное количество раз, за исключением случаев печатной продукции, тираж которой не превышает 500 тысяч экземпляров (например: постеры, открытки, упаковка для подарков, календари, стикеры, футболки или сувенирные магниты).
- Extended Royalty-Free (Расширенная лицензия). Вот эта лицензия необходима как раз для печатной продукции. Тоже использовать в коммерческих целях.
- Editorial (Одноразовая лицензия)
Позволяет один раз использовать изображения с логотипами, брендами, известными продуктами персонами исключительно в редакционных материалах, что означает, что они могут быть использованы лишь для информационных целей. Эти изображения запрещено использовать в рекламных или коммерческих целях.
И все равно хеджируйте риски:
- В лицензии платного фотостока может быть запрещено сублицензировать изображение. Принцип такой: кто акцептовал и оплатил лицензию – тот и имеет право использовать изображение. Передавать ее он не может. Например, дизайнер купил фото и использовал его в макете для компании. Возможные претензии к компании будут обоснованными: права на фото принадлежат частному лицу, а передать их дизайнер не мог.
Поэтому, чтобы не нарушить права автора, необходимо проверять, есть ли в лицензии право сублицензирования и, по возможности, самостоятельно оплачивать такие изображения.
- Платные стоки не могут быть уверены, что загружаемое к ним изображение действительно принадлежит тому, кто его добавил. То есть, иногда изображения авторов попадают на фотостоки без их согласия.
Чтобы доказать свою добросовестность, указывайте фотосток, с которого вы взяли изображение и имя автора. Так вы подтвердите, что взяли изображение именно с этого фотостока, оплатили его использование и действовали в рамках закона.
Бесплатные фотостоки
На бесплатных фотостоках распространена лицензия Creative Commons. Обязательно обращайте внимание на ее вид. В одних случаях разрешается использовать изображения в любых целях без оплаты, согласования и упоминания автора. В других – только в некоммерческих с упоминанием автора.
Ниже опишем лицензии Creative Commons в градации от более безопасной к менее. Всего есть шесть разновидностей:
- Creative Commons Zero (CC0)
Изображения можно изменять, распространять без ограничений и использовать в коммерческих целях без указания автора.
- Creative Commons Attribution (CC-BY)
По этой лицензии изображения можно редактировать, создавать на его основе другие изображения, использовать в коммерческих целях, но необходимо указывать имя автора.
- CC Attribution Share Alike (CC-BY-SA)
Ее буквальный перевод предполагает указание авторства и сохранение условий. Эта лицензия похожа на предыдущую, но есть одно важное отличие: Share Alike означает, что если вы создаете новое произведение на основе бесплатного изображения, вы обязаны распространять его только по той же лицензии CC-BY-SA. Иными словами — бесплатно.
- CC Attribution Non-Commercial (CC-BY-NC)
С этой лицензии заканчивается использование в коммерческих целях. Само название лицензии указывает, что изображения могут использоваться исключительно в информационных, учебных и иных некоммерческих целях. Необходимо обязательно указывать имя автора.
- CC Attribution Non-Commercial Share Alike (CC-BY-NC-SA)
Изображение можно изменять, но обязательно указывать автора. Нельзя использовать в коммерческих целях, а созданный на его основе новый контент разрешается распространять только по аналогичной лицензии.
- CC Attribution Non-Commercial No Derivatives (CC-BY-NC-ND)
Изображение нельзя использовать в коммерческих целях, автора нужно указывать, нельзя создавать производные произведения. Разрешается использовать только в некоммерческих личных целях.
Риск использования CC лицензий, в особенности CC0 и CC-BY, также сводится к тому, что изображение на фотосток могло попасть без согласия автора. Поэтому даже если лицензия не обязывает указывать автора и источник, рекомендуем этим не пренебрегать.
Работа с создателями контента
В нашей практике был случай: клиент обратился к дизайнеру за созданием карточек на Wildberries для своего заказчика-продавца. Дизайнер без разрешения и по привычке взял подходящие фото из интернета и сделал карточки. Клиент передал карточки своему заказчику. Работа сделана, все довольны.
Спустя год продавцу пришла претензия от автора изображения, которое использовалось в карточке Wildberries. Продавец пошел с вопросами к клиенту, клиент к дизайнеру, а в договоре с ним – ничего про подобные ситуации. В итоге, клиент оплачивал автору компенсацию.
Поэтому в договоре с создателями контента (фотографами, дизайнерами, SMM-специалистами, контент-мейкерами и другими подрядчиками) особое внимание уделяйте разделу об интеллектуальных правах.
Какие могут быть риски и как их уменьшить:
Риск № 1:
Подрядчик разработал для Заказчика дизайн сайта и самостоятельно подобрал изображения для наполнения. Спустя время Заказчик получает претензию с требованием выплатить компенсацию за незаконное использование одного из изображений.
Уменьшение риска:
Добавить в договор условие про урегулирование претензий от третьих лиц:
«При получении Заказчиком любых претензий от третьих лиц, связанных с нарушением авторских или смежных прав, Подрядчик берет на себя ответственность за решение данных вопросов. Подрядчик обязуется возместить Заказчику все причиненные убытки и оплатить все расходы, произошедшие в результате нарушения таких прав.»
Риск № 2:
Подрядчик выполнил работы, но спустя время заявляет, что Заказчик не вправе использовать РИД, так как не оплатил отчуждение прав на него.
Уменьшение риска:
Добавить в договор информацию о размере вознаграждения подрядчика:
«Вознаграждение за отчуждение исключительного права на РИД включено в оплату стоимости работ и составляет 10% от итоговой стоимости Акта, по которому передано исключительное право на РИД.»
Риск № 3:
Заказчик своими силами переработал РИД и опубликовал итоговый вариант в своей обработке. Подрядчик просит компенсацию, так как считает это нарушением.
Уменьшение риска:
Предусмотреть в договоре условие про исчерпание прав:
«Исполнитель полностью реализует свое право на вознаграждение в рамках условий Договора и не вправе претендовать на получение каких-либо дополнительных выплат за использование Материалов Заказчиком, в т. ч использование производных результатов интеллектуальной деятельности, потенциально охраноспособных технических решений и любых других компонентов Материалов.»
Риск № 4:
Подрядчик сделал 50% от задания по договору и не может дальше продолжить работу.
Заказчик просит передать наработки и текущие материалы для продолжения работы с другим подрядчиком, но текущий подрядчик против.
Уменьшение риска:
Предусмотреть в договоре условие, что Заказчику принадлежат права не только на итоговый результат, но и неоконченный:
«Заказчику принадлежит исключительное право как на итоговые, так и на промежуточные или неоконченные версии РИД, отдельные элементы РИД, в том числе изменения и/или дополнения к ним.
Заказчик вправе использовать РИД и распоряжаться ими по своему усмотрению любыми, не противоречащими закону способами на территории всего мира в течение всего срока действия исключительного права.»
Риск № 5:
После окончания проекта Подрядчик использует в своей рекламе материалы из задания Заказчика без его согласия.
Уменьшение риска:
Установить в договоре ограничения в использовании результата Подрядчиком:
«С момента перехода исключительного права на РИД к Заказчику Подрядчик не вправе без письменного согласия Заказчика использовать РИД каким-либо способом для личных, коммерческих, иных нужд, самостоятельно или предоставлять аналогичные права на их использование третьим лицам, не вправе публиковать РИД или их части, в том числе в любых изданиях, в блогах, на личных сайтах, страницах в социальных сетях в любом виде.»
Если пришла претензия
Первое и главное: не паникуйте и не делайте резких движений.
Необходимо разобраться в трех вопросах:
- Кто направил претензию? Если отправитель не является автором изображения, необходимо запросить доверенность на представление интересов.
- Где было взято изображение? Если это фотостоки, еще раз изучите правила лицензионного соглашения. Обычно они находятся в подвале сайте. Уточните право сублицензирования.
- Обоснованы ли требования автора претензии? Если лицензионное соглашение фотостока не нарушено, напишите об этом автору претензии и приложите ссылку на изображение, лицензионное соглашение и подтверждение оплаты (если изображение было куплено). Автор претензии может не принять этот довод, поскольку не давал фотостоку согласие на распространение изображения. В этом случае пишите в поддержку фотостока и привлекайте ее к участию в споре, а также требуйте компенсировать расходы.
Выводы
- Перед использованием изображений из интернета изучите лицензию фотостока. Ищите лицензии, которые разрешают коммерческое использование изображения, а также его сублицензирование (передачу прав третьим лицам).
- Рекомендуем указывать автора и сток, из которого берется изображение. Бывают случаи, когда изображения добавляют в стоки без согласия правообладателя. При возникновении претензий указание имени автора и названия стока обоснует добросовестность.
- Если подрядчик создает для вас контент и использует изображения из интернета – внесите в договор пункты из таблицы выше. Также самостоятельно регистрируйтесь и оплачивайте изображения на платных стоках.
- Если получили претензию – не паникуйте и не вступайте в переписку с автором до того, как внимательно изучите ее текст.
В следующей части статьи расскажем о том, как защита авторских прав стала прибыльным (и насколько) бизнесом. И с какими претензиями сталкиваются наши клиенты.
Если у вас остались вопросы – задайте их в боте: https://t.me/runetlex_digital_bot
6 июня в 12:00 мы проведем вебинар и ответим на них.