Большие и маленькие чудеса. Как создавать постоянных клиентов. Формирование привычки через геймификацию
Появление у компании постоянного клиента – всегда маленькое чудо.
И не важной какой бизнес. Будь то точка на рынке, кофейня, банк или IT-продукт. Важно другое: чем больше происходит таких чудес, тем успешнее в материальном плане становится компания. А вместе с ней и кошелек собственника.
Ведь что такое постоянный клиент? Это человек у которого выработалась привычка. Привычка обращаться к вашей компании.
— А как сформировать эту привычку?
— Очень просто. Человек должен рутинно повторять одно действие. Раз за разом. И со временем оно войдет в привычку.
— И как нам это сделать? Чтоб он раз за разом возвращался? И привыкал?
— А вот об этом сейчас и поговорим.
Формирование привычки на примере игр
Почему люди играют? Ведь любая игра, если посмотреть трезво, это рутина. Гоняют мужики мяч по полю. В ворота загнать его пытаются. И так раз за разом. До потери пульса.
Или какая нибудь стрелялка компьютерная. Одно и то же по 100 раз подряд. И вот удивительно. Геймеры хвастаются количеством часов проведенных в игре:
— Сколько у тебя часов?
— 578.
— Хаха, нуб! У меня 2300! А у Славы больше 4000!
Почему так происходит? Опять же, все просто. Игры создают положительное подкрепление. В виде награды за участие или победу. Она и заставляет людей возвращаться к игре снова. Превращает рутину в увлекательное занятие. Создает привычку.
Сила положительного подкрепления очень велика. Привычка играть может даже стать зависимостью. У врачей называется лудоманией.
Формирование привычки у потребителей
Геймификация бизнеса создает такой же эффект. Она награждает положительным подкреплением за выполнение рутинных действий. А взаимодействие с компанией становится увлекательным занятием. Формируется привычка возвращаться снова и снова.
Так как же геймификация формирует привычку? Расскажу про основы-основ:
1. Похвала, признание и ласка
Еще профессор Преображенский говорил:
Лаской-с. Единственным способом, который возможен в обращении с живым существом.
Так и в геймификации. Мы награждаем человека лаской и похвалой. Награждаем за любое полезное для нас действие. Современный обыватель – это недолюбленное и не обласканное существо. Жена пилит, дети все соки высосали, на работе дрючат. А у вас в кофейне (или чем вы там занимаетесь?) царит уют. Официанты улыбаются, комплименты говорят. Настроение улучшается.
2. Формат игры
Игры не бывает без правил. Поэтому и мы устанавливаем правила нашей геймификации. Эти правила задают направление поведения человека. Объясняют, что делать для получения награды. И не надо бежать прописывать их на бумаге. Это не обязательно. Нам всего то и нужно образовать связь между действием и результатом. Сформировать условный рефлекс, как говорил Павлов после опытов на собачках.
И не даром геймификация активно набирает обороты в образовании. Для неусидчивых детишек заставить себя учиться – каторга. И другое дело когда учеба имеет элемент игры. То же равносильно и для взрослых детей. Только вместо учебы они будут расставаться с деньгами.
3. Качество продукта
Все потуги будут тщетны, если нет качества. Отсутствие негативного опыта – важнейшее условие формирования привычки. Поэтому сперва надо разобраться с этим. Другое дело, если негативный опыт встречается редко. Тогда награду можно увеличить для его компенсации. В ресторанах угощают пирожным, если заведение накосячило.
Вот так геймификация и формирует привычку. Создает для бизнеса постоянных клиентов.
Даже больше. Взаимодействие с бизнесом становится милым и необременительным хобби. От которого у человека повышается настроение и появляется желание поделиться с друзьями.
А ведь когда клиент приводит к вам своих друзей – это еще большее чудо, чем появление постоянника. И это чудо еще больше влияет на материальный успех бизнеса. И его владельца.
Для интересующихся геймификацией и другими методиками управления людьми я веду свой телеграм канал. Подписавшись на него вы не пропустите новые статьи и найдете старые не менее интересные публикации.
Делайте бизнес играючи!