Все про фирменный стиль: как дизайнеру сделать бизнес узнаваемым в онлайне и офлайне

Из каких этапов состоит разработка фирстиля, какие атрибуты дизайна обязательны, и когда не обойтись без брендбука

Все про фирменный стиль: как дизайнеру сделать бизнес узнаваемым в онлайне и офлайне

Фирменный стиль помогает бизнесу быть узнаваемым для покупателей и партнеров, повышать лояльность аудитории, выделяться на фоне конкурентов. Спросили у нашего дизайнера Ольги Сюзяевой про другие задачи айдентики, какие элементы в нее входят и как дизайнеру поэтапно разработать узнаваемый стиль.

Фирменный стиль бренда как характер человека

Представим компанию, как человека. Тогда фирменный стиль станет внешним проявлением его личности: как одежда, которую он себе выбирает, прическа, присущая ему мимика, поведение и стиль речи. Все это формирует его уникальный образ и помогает понять, будет ли вам с ним интересно общаться.

Исходя из этого, можно выделить следующие задачи фирменного стиля.

Привлечь лояльную аудиторию. Через фирстиль компания визуально и вербально показывает ценности и характер. Так покупатель понимает, что бизнес говорит на одном с ним языке, доверяет бренду и чаще к нему возвращается.

С новой идеологией бренда у «Пятёрочки» появляется новый стиль: лаконичный, простой и доступный.
С новой идеологией бренда у «Пятёрочки» появляется новый стиль: лаконичный, простой и доступный.

Раскрыть ключевые качества продукта или услуги. Визуальный язык показывает важные характеристики продукта или услуги. Например, клининговая компания может построить фирменный стиль на основе идеи свободного пространства и светлой цветовой палитры, показывая чистоту и отсутствие лишнего. А барбершоп, используя темные оттенки и брутальные шрифты, может создать у клиента ощущение безопасной территории только для мужчин.

Масштабироваться. Даже расширяя ассортимент товаров и услуг или открывая новые точки, компания с фирменным стилем легко идентифицируется покупателем.

Брендбук Озона стандартизирует требования к дизайну пунктов выдачи. Так интерьер помещений будут одинаковым в любом городе
Брендбук Озона стандартизирует требования к дизайну пунктов выдачи. Так интерьер помещений будут одинаковым в любом городе

Сформировать ассоциации и сделать бренд узнаваемым. Фирменный стиль в составе брендинга создает эмоциональные привязки. Например, красная этикетка Coca-Cola пробуждает целый ряд образов: от рождественского грузовика до теплого праздника в кругу семьи.

Стандартизировать внешние коммуникации. Если компания активно общается с клиентами в социальных сетях и по почте, ведет корпоративную документацию, устраивает мероприятия, регулярно обновляет сайт, то ей нужны единые правила по использованию цветов, шрифтов и иллюстраций. Такой документ называется гайдлайн. Он экономит время на разработку дизайна и помогает поддерживать общий стиль, если компания представлена в разных городах или странах. ДодоПицца, например, в брендбуке в разделе «Дизайн» рассказала о визуальных правилах для меню, упаковки, приложения, интерьера и многого другого.

Из брендбука Додо можно скачать логотипы для разных носителей
Из брендбука Додо можно скачать логотипы для разных носителей

Фирменный стиль — не так страшно, как кажется на первый взгляд

В зависимости от целей отличаются масштабы разработки фирменного стиля. Одному бизнесу достаточно лого, фирменных цветов и набора шрифтов, а другому нужна дизайн-концепция с шаблонами цифровых интерфейсов и рекламными макетами.

Вопрос, который стоит задать заказчику, если он хочет разработать фирстиль:

Какую бизнес-задачу нужно решить при помощи дизайна?

Если заказчик понимает цель дизайна, проще формулировать ТЗ, оценивать и внедрять результат. В иллюстрации показали, каким может быть фирменный стиль и для чего его применяют.

Для каждой бизнес-задачи в фирменном стиле есть свой инструмент
Для каждой бизнес-задачи в фирменном стиле есть свой инструмент

Элементы фирменного стиля

Ниже расскажем, из чего может состоять фирменный стиль.

Логотип. Он должен поддерживать стиль бизнеса, быть запоминающимся, легко считываться и адаптироваться под разные носители.

Разные форматы логотипов используются для разных носителей бренда
Разные форматы логотипов используются для разных носителей бренда

Цветовая палитра. Фирменные цвета передают характер, вызывают эмоции и закрепляют ассоциации с брендом.

Цветовая палитра логистической компании повторяется в соцсетях, на сайте и в упаковке
Цветовая палитра логистической компании повторяется в соцсетях, на сайте и в упаковке

Шрифты. Могут поддерживать общий характер компании или быть самостоятельным, полноценным стилевым элементом. Вот два примера: в типографике упаковки фаршированных перчиков ощущение дорогого деликатеса создается за счет заглавных букв и шрифта с разной толщиной штриха. А концептуальный арт-бар для логотипа выбрал авторскую роспись, которая напоминает произведение искусства. Шрифт более практичный — широкий, открытый, размашистый, передает идею смелости и свободы.

Шрифты передают разные характеры и помогают позиционировать продукт
Шрифты передают разные характеры и помогают позиционировать продукт

Маскоты. Маскот очеловечивает бренд, чтобы взаимодействие было живее и эмоциональнее. Это персонажи-талисманы: животные, люди или вымышленные существа. Могут изображаться на логотипе, а могут быть отдельной частью фирменного стиля.

Основная разница между иллюстрацией и маскотом
Основная разница между иллюстрацией и маскотом

Паттерны. Повторяющиеся графические элементы, которые усиливают ассоциацию. Могут использоваться где угодно: в интерьере, на упаковке, в одежде и рекламе.

Для бренда детского белья разработали сказочные паттерны, которые стали неотъемлемой частью упаковки
Для бренда детского белья разработали сказочные паттерны, которые стали неотъемлемой частью упаковки

Графические элементы. Широкое понятие, каждый дизайнер самостоятельно определяет, что в него входит в зависимости от проекта. Привычные нам графэлементы — это иконки, инфографика, сюжетные иллюстрации или абстрактные формы. Они используются, чтобы показать разные вкусы одного типа продукта или обозначить какие-то изменения.

Фотостиль. Тематика и сюжет, цветовая палитра, стиль обработки, композиция, кадрирование и формат — все это влияет на общее впечатление от бренда. Если на иллюстрациях знакомые персонажи и объекты, понятный контекст, проще создать единый и узнаваемый фотостиль, передавать ценности и уникальность бренда.

«Вятский квас» позиционирует себя, как традиционный квас живого брожения, приготовленный по старинным рецептам вятских монахов. В социальных сетях этот образ поддерживается соответствующими креативами
«Вятский квас» позиционирует себя, как традиционный квас живого брожения, приготовленный по старинным рецептам вятских монахов. В социальных сетях этот образ поддерживается соответствующими креативами

Стиль коммуникации. Это тон бренда в общении с аудиторией: комментариях, постах, статьях на сайте и официальных заявлениях. Не относится напрямую к фирменному стилю, но является частью брендинга и наравне с дизайном создает целостный образ бренда.

Этапы разработки фирменного стиля

Брифинг. Важный этап, на котором нужно собрать информацию о компании, ее целях, миссии, истории. От погружения в рынок, изучения продукта или услуги, анализа планов развития бизнеса во многом зависит успех фирстиля.

Дизайн-исследование. На основе собранной информации дизайнер анализирует, какое место на рынке может занять компания, и как этого достичь при помощи дизайна.

Внешние факторы, которые важно учесть при дизайн-исследовании
Внешние факторы, которые важно учесть при дизайн-исследовании

Позиционирование. В нем закладывается главная идея бизнеса, которая затем будет выражаться через фирменный стиль. Позиционирование отражается в метафорах, слоганах, ценностях, миссии.

Разработка концепций. Когда выявлены характерные черты компании, дизайнер решает, как именно их визуализировать, чтобы попасть в ЦА. Вместе с тем важно найти визуальные триггеры, учесть возможное масштабирование и адаптацию дизайна для разных носителей. Если необходимо, элементы фирменного стиля стандартизируются и создается брендбук.

Такой мини-гайд разработали для компании по производству гидропоники
Такой мини-гайд разработали для компании по производству гидропоники

Фирменный стиль нужен, чтобы показать ценности бренда. Чем точнее он отражает суть компании, тем выше вероятность привлечь аудиторию со схожими интересами и окружить бизнес постоянными покупателями. Дизайн важен и для внутренних процессов: делает сотрудников лояльными, снижает расходы на внешнюю коммуникацию и повышает эффективность вывода товаров на рынок.

Рассказывайте свои истории разработки фирменного стиля для компаний или задавайте интересующие вопросы — поможем разобраться в теме💛

Рассказываем больше про работу дизайнера в соцсетях: Telegram | ВКонтакте

1
Начать дискуссию