CRM-система для клиник
CRM-системы для клиник, с большим потоком клиентов и высокой значимостью данных и оперативной обработки информации в отношении результатов произведенного обследования и лечения, играют важную роль в улучшении взаимодействия с пациентами. Добавим к этому необходимость подачи сведений в ЕГИЗС и оптимизации внутренних бизнес-процессов медицинской клиники, и мы увидим, что в современных реалиях клиникам просто необходимо внедрить в свой информационный ландшафт надежную медицинскую информационную систему (МИС) с интегрированной CRM-системой.
Ниже, рассмотрим основные модули, которые должны быть в таких системах. Эти модули обеспечивают комплексный подход к управлению процессами в медицинских и стоматологических клиниках, улучшая качество обслуживания и повышая эффективность работы медицинских учреждений.
Пациенты
Здесь ведется учет всех пациентов клиники, включая их персональные данные и медицинскую карту. При этом одним из важнейших моментов здесь является обеспечение соблюдений требований законодательства по защите персональных данных – многоуровневая защиту данных, усиленная защита от несанкционированного доступа, утечек информации и т.д.
В качестве примеров информационных полей, доступных для заполнения в карточке пациента, можно привести следующие:
- ФИО,
- Дата рождения
- Контактные данные
- Страховые данные (ОМС, ДМС)
- Текущая запись
- История записей и визитов
- Документы
- Электронная медицинская карта
- Рекомендации по следующему приему
Для максимальной эффективности рекомендуется реализовать функции автоматического создания, автозаполнения и предзаполнения карточки.
В качестве необходимых интеграций следует отметить интеграции с Электронной медицинской картой для доступа к медицинской информации и Документооборотом для работы с медицинскими документами.
Запись на прием
Модуль позволяет администраторам, а также, при наличии онлайн-записи, самим пациентам, осуществлять запись на приём. Реализуется, например, в том числе и в виде шахматки расписания часов приема.
Важным моментом здесь является обеспечение возможности переноса и отмены записей, а также отдельного учета записи по ОМС, если такая возможность предусмотрена в клинике.
В качестве необходимых интеграций следует отметить интеграцию с базой данных пациентов, каталогом услуг (расписанием), модулем Финансовый учет для управления платежами за услуги
Услуги
Данный модуль предназначен для управления услугами медицинской клиники: перечнем услуг и процедур, закрепленными специалистами, расписанием, а также стоимостью услуг и процедур.
В качестве примеров информационных полей можно привести следующие:
- Название услуги
- Описание
- Закрепленные специалисты
- Стоимость
- Продолжительность
При интеграции CRM-системы с веб-сайтом клиники можно реализовать автоматическое наполнение раздела «Услуги» на сайте с выгрузкой необходимых полей. В этом случае рекомендуется при описании учитывать требования SEO – в целях обеспечения поисковой оптимизации.
Среди внутренних интеграций необходима интеграция с модулем Специалисты и с Финансовым учетом для автоматизации расчета стоимости, а также интеграцию с Маркетинговым модулем для продвижения услуг.
Кол-центр
Модуль может содержать блоки с используемыми инструментами: телефонией, онлайн-чатами, чат-ботами. Здесь обязательно настроить систему уведомлений о входящих звонках / сообщениях / запросов/заявках.
Один из важнейших моментов - обработка пропущенных вызовов. Также, можно реализовать логику сверки номера входящего звонка с номерами, содержащимися в базе данных, чтобы обеспечить еще более персонализированное взаимодействие с пациентами.
Из внешних интеграций, соответственно, можно выделить интеграции с телефонией, мессенджерами, веб-сайтом. Из внутренних интеграций – интеграции с базой пациентов, модулем записи на прием, базой услуг.
Электронная медицинская карта
Модуль предназначен для ведения и управления медицинскими данными пациентов в электронном формате. Известно, что централизованное хранение медицинских данных упрощает процесс лечения и улучшает доступность информации для врачей.
Также как и в случае с модулем, содержащим базу данных о пациенте, одним из важнейших моментов здесь является обеспечение соблюдений требований законодательства по защите персональных данных – от шифрования данных до настройки уровней доступа картам пациентов. С учетом того, что в данных картах хранится зачастую информация, являющаяся критически важной для постановки диагноза, выработки плана лечения и контроля за соблюдением этого плана, обеспечение целостности и защиты данных становится еще более значимым.
В качестве примера укрупненных информационных полей, которые могут содержаться в карте, следует выделить такие как:
- Номер карты
- История болезни (с дневниками приема)
- Медицинские заключения
- Лекарственные назначения
- План лечения
- Дата последнего обновления
Отдельно отметим блок «План лечения», где администратор клиники или врач, ведущий пациента, может оперативно составить для пациента бюджет, соответственно, обследования или лечения в данной клинике.
В качестве необходимых интеграций можно выделить интеграции с базой пациентов, Услугами, Документооборотом, модулем Интеграции с медицинским оборудованием и Лабораторией, модулем передачи данных в ЕГИСЗ и РЕГИСЗ.
Документооборот
Для любой клиники необходимым является структурирование работы с документами, связанными с пациентами. Автоматизация документооборота снижает нагрузку на персонал и минимизирует ошибки, повышает скорость заполнения необходимых документов. И в первую очередь это касается процессов создания документов позволяющие уменьшить бумажную работу и скорость обслуживания пациентов администраторами клиники.
Важно, чтобы инструменты модуля обеспечивали поддержку работы с различными типами документов, включая медицинские карты, результаты анализов и счета.
И, конечно же, должна быть обеспечена поддержка существующих медицинских стандартов и протоколов – от договоров и рецептов до подготовки документов на получение налогового вычета (соответствующие шаблоны документов).
Интеграция с медицинским оборудованием
Задачей данного модуля является обеспечение взаимодействия медицинского оборудования с CRM-системой для автоматической передачи данных и заполнения медицинской карты пациента.
Здесь важно обеспечить поддержку различных стандартов и протоколов для интеграции с используемым и потенциальным оборудованием, а также синхронизацию данных между оборудованием и системой и передачу данных в режиме реального времени.
Таким образом, в качестве необходимых интеграций следует выделить интеграцию с Электронной медицинской картой, что обеспечит автоматическое обновление информации по соответствующему пациенту.
Лаборатория
Автоматизация процессов управления лабораторными исследованиями — залог не только точности данных, но и сокращение бумажной работы, повышение скорости получения результатов анализов и их обработки, и, конечно же, оперативная информация о статусе выполнения.
При наличии лаборатории непосредственно в самой клинике, необходимо предусмотреть интеграцию с лабораторным оборудованием и стандартами обмена данными. При заключении договоров со сторонними лабораториями – интеграция с выделенным каналом получения результатов. Кроме того, из необходимых интеграций можно отметить интеграцию с Электронной медицинской картой для автоматического внесения результатов.
Специалисты клиники
Модуль содержит в себе базу данных о специалистах клиники. Реализуется в виде карточек с данными о специалистах. Например:
- ФИО
- Квалификация
- Категория
- Сертификаты и курсы повышения квалификации
- Участие в конференциях и прочей научной и практической активности
- График работы
- Проведенные приемы
- Предстоящие приемы
- Отзывы о специалисте
Таким образом, можно осуществлять оперативное управление данными о сотрудниках клиники и планирование рабочих процессов, включая составления расписания часов приема и оценку эффективности работы каждого специалиста.
В качестве необходимых интеграций можно выделить интеграции с модулем Записи, и документооборотом, а также блоком работы с отзывами маркетингового модуля.
Маркетинг
Основная задача модуля – управление маркетинговыми активностями клиники, направленными на привлечение и удержание пациентов. В модуле содержатся инструменты для отправки уведомлений, электронных писем и сообщений пациентам, а также управления различными маркетинговыми кампаниями.
Также, здесь может быть блок рассылки напоминаний пациентам. Например, это могут быть:
- Напоминания о времени записи, ФИО врача, к которому записаны, и, при необходимости, документы и результаты, которые необходимо взять с собой на приме
- Напоминания о необходимости записаться на прием к врачу, когда приближается рекомендательный срок повторного приема
В модуле должна быть реализована возможность сегментации аудитории и персонализации предложений в зависимости от категории и потребностей пациентов.
В качестве необходимых интеграций можно отметить интеграцию с базой пациентов для получения демографической информации, контактов, времени записи и рекомендательном сроке повторного приема, Модулем, содержащим информацию о предлагаемых услугах и специалистов клиники, а также используемыми платформами для проведения маркетинговых компаний.
Отдельным блоком здесь следует включить блок по сбору отзывов пациентов о приеме, посещенном специалисте или работе клиники и администраторов клиники в целом. Такая работа с отзывами помогает улучшить качество обслуживания и повысить удовлетворенность пациентов.
Данный блок должен включать инструменты для автоматизации сбора и анализа обратной связи, а также генерации отчетов на основе отзывов. Например, это можно реализовать в виде онлайн-опросы и анкетирования, ссылку на которую получают пациенты, которые воспользовались услугами клиники. При этом, если клиника желает реализовать такие инструменты, следует обеспечить анонимность пациента и обезличенность данных опроса.
Контрагенты
Модуль предназначен для управления взаимодействием с внешними контрагентами – поставщиками оборудования, медикаментов и материалов, и, в особенности, страховых организаций и т.д. Здесь необходимо предусмотреть учет договорных обязательств и автоматизацию процессов согласования заказов, запросов и получения официальных гарантийных писем по полисам ДМС и т.д.
В качестве необходимых интеграций можно выделить интеграции с модулем финансового учета и базой пациентов.
Онлайн касса
Модуль необходим для получения клиникой оплаты оказанных услуг и медицинской помощи. Здесь важно обеспечить совместимость с используемыми платежными системами, безопасность транзакций, а также поддержку различных способов оплаты – например, не только через физический терминал или банковской картой, но и посредством СБП, с генерацией QR-кодов и др. – с соблюдением требований 54-ФЗ.
Финансовый учет
Управление финансами — это не просто выставление счетов. Это инструмент для анализа и контроля финансовых потоков клиники. Данный модуль как раз и обеспечивает контроль за доходами и расходами: выставление счетов, работа со счетами от поставщиков и подрядчиков, работа с заявками на страховое покрытие, работу с покрытием по ОМС и отслеживание соответствующих платежей.
Для этого необходимо предусмотреть возможность интеграции с бухгалтерскими программами, базой пациентов, онлайн-кассой, а также модулем Партнеры.
Аналитика и отчетность
Задача модуля – предоставление инструментов для анализа, на основании которого в дальнейшем принимаются управленческие решения, а также формировать данные, необходимые для отчетов, которые клиники должны отправлять согласно требованиям законодательства.
В качестве особенностей аналитического модуля в CRM-системах для клиник можно обозначить возможность настройки отчетов в том числе и по медицинским показателям, позволяющую вести статистику, вносящую вклад в общую статистику уровня заболеваемости региона.
Поскольку инструменты данного модуля должны позволять строить отчеты по всем важнейшим аспектам деятельности клиники, соответственно, необходимо реализовать интеграцию модуля с другими модулями системы.
ЕГИСЗ и РЕГИСЗ
Отдельным модулем следует выделить модуль взаимодействия с подсистемами ЕГИСЗ и РЕГИСЗ. В большинстве клиник такая передача статистических и прочих данных реализуется через специализированные операторы. Наличие самостоятельного модуля в МИС / CRM-системе снижает нагрузку на персонал, как минимум в отношении подготовки необходимого набора данных и организации этого взаимодействия.
Заключение
В заключении, следует отметить, что, наполнение модулей и их блоков, а также сами блоки и модули могут различаться в зависимости от специфики клиники – несомненно, у стоматологических клиник, клиник, предоставляющих только услуги врачебного приема, и полноценных медицинских центров, потребности различаются. И да, ветеринарным клиникам тоже необходима своя CRM-система, учитывающая специфику их деятельности.
Поэтому, при выборе МИС / CRM-систем для своей клиники из предложений, доступных на рынке, а также при проектировании бизнес-логики решения при заказной разработке, следует отталкиваться в первую очередь от процессов, которые заведены именно в Вашей клиники.
Кстати, именно с детального изучения бизнесс-процессов организации и начинается в нашей компании разработка любого ПО, включая, конечно же МИСы и CRM-системы для клиник.