Зачем маркетологу предиктивная аналитика?
Таких статей на русском языке уже великое множество, но я хотел бы внести в этот вопрос больше ясности, т.к. разобраться для меня было сложно. Так же я рассмотрю то, что вы так больше всего ненавидите - это пример программы на Питоне.
Итак, предиктивная аналитика происходит от английского слова "predict", что означает "предсказывать" или "прогнозировать". А предсказывает она вероятность наступления какого либо события, в отличии от невероятностных методов, которые дают только конкретное значение предсказания, например среднее значение.
Как это можно применять в маркетинге? Да как угодно:
1. Прогнозирование продаж
Используя исторические данные о продажах и маркетинговых затратах (например, реклама, промоакции), можно построить модель, которая предсказывает будущие продажи. Это помогает оптимизировать бюджет на маркетинг.
2. Анализ ценовой эластичности
Определение, как изменение цены продукта влияет на спрос. Это позволяет устанавливать оптимальные цены для максимизации прибыли.
3. Сегментация клиентов
Анализ факторов, влияющих на лояльность клиентов или их жизненную ценность (Customer Lifetime Value). Это помогает нацеливать маркетинговые кампании на наиболее ценные сегменты.
4. Прогнозирование оттока клиентов
Предсказание вероятности того, что клиент перестанет пользоваться услугами компании, на основе различных факторов.
Этот список далеко не исчерпывающий и продолжать его можно почти бесконечно, придумывая все новые и новые способы. Предиктивная аналитика — мощный инструмент для анализа и предсказания в маркетинге, главное скачать и обучить любую модель (машинного обучения), хоть линейную регрессию.
Разберем простейший пример предиктивной модели на Питоне:
Сгенерируем данные:
Т.к. маркетологи любят картинки, я визуализирю:
Обучим модель:
Выполним предсказания методом .predict():
Визуализируем:
Осталось посчитать вероятность наступления какого-то события, например, что при x=5 значение Y будет равно 22:
Результат: вероятность того, что Y=22, если X=5: 0.4347
В принципе, эту модель уже можно назвать предиктивной, т.к. она уже рассчитывает вероятности, но чтобы она стала совсем уж предиктивной, рассчитаем доверительные интервалы (верхний и нижнией). Более подробно про доверительные интервалы:
Визуализируем:
Итак, в этой статье мы рассмотрели простейшую модель машинного обучения линейную регрессию. Сделали наш первый прогноз, рассчитали вероятность и построили доверительные интервалы. Как видим, любая модель становится предиктивной (вероятностной), как только в ней появляется прогнозирование наступления вероятности какого-то события.
Конечно, в реальной жизни такой подход мало на что годится. Но важно понимать, что это лишь первый шаг. Для решения более сложных задач можно просто заменить модель на более сложную, такую как деревья решений, случайный лес, градиентный бустинг и другие.
Тем не менее, понимание основ машинного обучения (с картинками) помогает в понимании предиктивной аналитики и баесовского подхода. Например, вы можете анализировать недоступные человеку закономерности в работе алгоритмов рекламных кампаний, мониторить аномалии в трафике, или обнаруживать точки перехода разных состояний рекламных систем.