Трендовые инструменты социальной коммерции
Недавно Ozon интегрировался с VK. Пользователи теперь могут бесшовно покупать с Ozon внутри соцсети: класть товары в корзину и оформлять заказ через мини-приложение маркетплейса в «ВК». Так воплотился глобальный тренд на покупки в соцсетях (ещё пример — продажи через Pinterest). Какие тренды и практики s-commerce набирают популярность — в обзоре.
Social commerce, s-commerce, с-коммерс или социальная коммерция — это подвид электронной коммерции, где ключевую роль играют социальные взаимосвязи и коммуникации. В узком смысле это продажа товаров и услуг в соцсетях через интегрированные средства для торговых операций.
Социальная коммерция развивается не только в сторону продаж в популярных соцсетях, как, например, VK и Pinterest, Facebook* и Instagram* (* принадлежат компании Meta, которая признана в РФ экстремистской организацией и запрещена). Ещё тенденция проявляется в том, что функции соцсетей внедряют в платформы магазинов, маркетплейсов, сервисов доставки и др. На этом и сделаем акцент.
Цель — сделать поиск выгодных предложений таким же развлечением, как поиск новых мемов.
Сарафанное радио 2.0
Word of Mouth, или сарафанное радио, остаётся одним из лучших методов продвижения в B2B, B2C, C2C, D2C... В частности, потому что его подпитывают новые форматы.
Яркий пример — подарки от брендов вместо рекламы. Переосмыслил сарафанное радио и решил «добить» рекламу американский стартап Claim: с помощью этой соцсети для шоппинга пользователи и их друзья получают кэшбэк, обмениваются подарками от брендов и могут использовать их вместе. Платформа фокусируется на коллективном опыте.
Подарки заменяют собой рекламу и работают так: если пользователю нравится незнакомый его друзьям бренд, пользователь может отправить кому-то из них специальную «карточку» по типу купона, например, на бесплатную чашу тыквенного латте из любимой кофейни или футболку любимого бренда одежды.
Примечательно, что соцсеть идёт по следам «Фейсбука»* (* принадлежит компании Meta, которая признана в РФ экстремистской организацией и запрещена) — пока распространяется только на студентов учебных заведений.
«Тиндеризация»
Выдача товаров, как в приложениях знакомств — яркий вариант интеграции функций дейтингового сервиса в продажи. Человек получает не только персонализированную силами ИИ ленту товаров со скидками, но и стимул задуматься о покупке здесь и сейчас — или уже никогда.
По такому принципу работает, например, приложение Yaysay. Мало выбрать что-то свайпом в нужную сторону и положить это в корзину, оформить покупку нужно за ограниченное время. Никаких брошенных корзин! Заодно получается эффективная геймификация.
Закрепить успех помогают большие скидки и ограниченные предложения, так что есть и элемент соревнования: надо успеть выкупить то, что приглянулось. Есть и раздел трендов, который показывает, что покупают другие в регионе — то самое социальное взаимодействие, пусть и непрямое в данном случае.
Обмен вишлистами +
Развитие S-commerce и технологий продвигает нас к тому, чтобы оставить в прошлом списки желаний в сообщениях и гугл-доках. Например, недавно запустился сервис по сбору и вишлистов-коллекций и обмену ими Locker. Это расширение для браузера Google и приложение на iOS позволяет в пару кликов добавлять в списки желанных покупок товары со страниц магазинов. Locker работает ещё и как соцсеть: так, в сервисе нужно регистрироваться, есть возможность подписываться на других пользователей и совместно добавлять товары в одну подборку.
Похожим образом работает российский «Подаркус». Если на мобильном установлено приложение, с помощью кнопок «Поделиться» на страницах магазинов и маркетплейсов можно сохранять товары в вишлистах, а потом делиться ими с друзьями.
«ВКонтакте» не остались в стороне и запустили мини-приложение «Желания». Правда, в нём добавлять в вишлист можно только товары, размещенные на «ВК Маркете». Реализовали здесь и тренд на «тиндеризацию»: можно открыть подраздел и посвайпать предложения. Понравившееся попадёт в список желаний.
Стоимость в Директ :) Там же — кнопка оплаты
«Ответили в ЛС» и «Чтобы узнать стоимость, пишите в Директ», конечно, стали мемными антитрендами. И всё же встроенная в чат с продавцом возможность оплачивать товары — не баг, а фича С-коммерции. Возможность не переходить в другой интерфейс обеспечивает бесшовный опыт, что повышает уровень удовлетворённости и лояльности покупателей.
Функционал в начале 2020-х появился в запрещенных соцсетях. Подобный инструмент можно использовать и в Telegram. Если говорить про самый продвинутый функционал в едином окне, в чат-ботах пользователь может выбирать товар и оплачивать его. Но пользователь также может попадать в мессенджер по кнопке «Купить» не только в канале бренда, но и на сайте.
Все эти трендовые приёмы стремятся вовлечь клиентов в шоппинг так же, как они вовлечены в чтение соцсетей, сделать поиск выгодных предложений таким же развлечением, как поиск новых мемов.