Как метод "Пяти почему" помогает в решении ежедневных бизнес-задач
Одной из главных находок методологии CustDev для меня стала техника "Пяти почему". Как оказалось, данный способ выявления причин конкретных решений отлично работает не только для проверки гипотез, но и в процессе найма персонала, выбора партнеров и оптимизации бизнеса.
Техника "Пяти почему" в проведении глубинных интервью
Техника "Пяти почему" – это один из методов проведения глубинных интервью, направленных на получение развернутого анализа продукта или фичи. Суть проста: вы проводите серию личных интервью с фокус группой, которая представляет вашу ЦА, и задаете ей вопросы для выявления истинных причин принятия того или иного решения.
Главная задача интервьюера – понять мотивацию конечного пользователя при совершении покупки или отказе от использования сервиса. И если задавать респонденту несколько вопросов "Почему" подряд (не обязательно пять), то вы сможете выйти на истинную причину какого-либо действия.
Продажи
Представим ситуацию: клиент вашего фитнес-центра занимался один месяц и отказался продлевать абонемент. Вы решаете выяснить реальную причину ухода.
И – интервьюер, Р – респондент
И: Как вы думаете, что препятствует занятиям спортом в финтес-клубах?
Р: Думаю, что большинству просто надоедает одна и та же обстановка.
И: Почему так происходит?
Р: Сложно себя мотивировать, особенно если ты не привык заниматься спортом. Не всегда виден прогресс, если занимаешься самостоятельно.
И: Почему вы занимаетесь самостоятельно?
Р: Заниматься с персональным тренером дорого, а на коллективные занятия приходит слишком много людей, и нет какого-то индивидуального подхода.
И: Если бы персональные тренировки стоили дешевле, вы бы воспользовались такой возможностью?
Р: Не уверена. Мне кажется, что формат занятий на тренажерах мне в целом не подходит.
И: Почему вы так считаете?
Р: Я бы хотела сбросить вес, а не набрать массу. Силовые тренировки меня не интересуют.
Инсайт: клиент ушел потому, что в фитнес-центре не было кардио занятий в мини-группах по 4 – 6 человек с низкой стоимостью.
Большинство представителей отдела продаж не пытаются разобраться в причинах отказа. Если им говорят "дорого" / "нет денег", они засыпают бывшего клиента скидками и промо-акциями, но как правило причина не в стоимости (раз уж один раз человек потратился), а в качестве.
Чаще всего в качестве причины отказа люди указывают что-то незначительное, чтобы "и не обидеть, и отмазаться". И если не начать разбираться в глубинной мотивации, повысить срок жизни пользователя и его лояльность будет невозможно.
Тестирование продуктовых гипотез
Ежемесячно каждый предприниматель генерирует пару-тройку стартапов, и нередко до реализации доходят не самые удачные идеи.
Чтобы до этапа MVP выбрать наиболее перспективное направление, стоит провести серию глубинных интервью на фокус-группе ЦА (это важно, не стоит опираться на мнение товарищей, которые поддерживают любой "движ"). И здесь также отлично работает техника "Пяти почему".
Причем ваша задача – не в том, чтобы в лоб рассказать человеку о продукте и завалить его вопросами: "Вы купите такой продукт?", "Сколько он должен стоить?" и так далее. Начните издалека: с пользовательских привычек, с того, чего человеку не хватает в существующей инфраструктуре – и постоянно задавайте уточняющие вопросы. И лишь затем, опираясь на результаты, вы можете спросить мнение респондента о вашем сервисе.
HR и аутсорсинг
Применение метода "Пяти почему" не ограничено тестированием гипотез и работой с отказами. Хотите понять реальную экспертизу сотрудника или подрядчика на этапе собеседования – станьте "почемучкой". И количество тестовых заданий на проверку сократится в разы.
Такой подход особенно пригодится в сферах, где дать тестовое задание исполнителю сложно: в таргетированной и контекстной рекламе, маркетинге, разработке логотипов и фирменного стиля, PR и др. Все, что у вас есть в этих отраслях – это кейсы (которые могут быть чужими), резюме и короткое интервью, в котором непонятно, о чем говорить с соискателем.
Пройдите весь флоу бизнес-процесса вместе со специалистом – и вы поймете, в чем он хорош, а где лукавит. Станьте "джуном", который бегает за "синьором" с расспросами о том, почему конверсия от рекламы в конкретном примере именно 0,16%, почему логотип для торговой платформы круглый и синий, и почему для размещения новости был выбран РБК, а не Ведомости. Хороший специалист с большим удовольствием поделится с вами своими мыслями, а "профан" сольется.
Оптимизация бизнес-процессов
Изначально техника "Пяти почему" использовалась именно для решения проблем на производстве и впервые была введена в системе Toyota Motors. С помощью серии простых вопросов руководство выявляло и устраняло первопричину проблемы.
И этот метод, пожалуй, можно использовать для оптимизации процессов в любой нише бизнеса.
Проблема: публикация в Instagram не вышла в срок.
Почему? – Иллюстрация не была готова.
Почему? – Задачу поставили за 1 час до выхода публикации.
Почему? – Проджект-менеджер поздно получил контент от SMM-специалиста.
Почему? – Контент был ситуационным, и запланировать его было невозможно.
Решение: подготовить типовые иллюстрации для ситуационного контента / нанять иллюстратора для ситуационного контента / отказаться от ситуационного контента.
Есть коммуникация – есть место для "Почему"
По сути, навыки проведения глубинных интервью помогают во всех сферах, где вам приходится коммуницировать с людьми: в личных взаимоотношениях, в комьюнити-менеджменте и работой с негативом, в переговорах с бизнес-партнерами и в оптимизации бизнес-процессов.
Если вы знаете глубинную мотивацию клиентов – вы сможете создать хороший продукт, "надавить" на больные места в рекламе и разработать оптимальную стратегию коммуникацию. Именно поэтому в IGNI мы планируем сделать проведение глубинных интервью обязательной частью разработки маркетинговой стратегии компании.
Всем успехов и продуктивных исследований!
Комментарий недоступен