3 рабочие схемы построения отдела контент-маркетинга для IT-компании
Я начинала с позиции человека-оркестра в Artsofte, где делала все сама, но стала разрываться между проектами. Но в итоге выросла в руководителя с командой из 11 человек и выстроила их слаженную работу.
Расскажу про трансформацию контент-маркетинга в компании, поделюсь схемами построения отделов и покажу плюсы и минусы каждой из них. Статья поможет разобраться в хаосе, когда не знаешь, с чего начать, а внедрять контент-маркетинг уже давно пора.
Скачайте полезные материалы, которые помогут самостоятельно построить контент-маркетинг.
Когда бизнес масштабируется, неминуемо возникают сложности:
- Проекты растут и переходят в самостоятельные юниты, которыми должен кто-то руководить,
- Нужно создавать все больше контента по разным направлениям, но контент-маркетолог разрывается,
- Требуется больше рабочих рук, но фрилансеры не вникают в проект и штампуют контент.
Наступает критический момент, когда нужно срочно что-то менять и выстраивать работу по-другому.
Я столкнулась с такой проблемой в 2021 году — тогда была контент-маркетологом в компании Artsofte. Но со временем заказчики контента стали требовать много внимания, меня перестало хватать на все проекты — пришлось разрываться и думать, что делать.
Первое, что пришло в голову — нанять фрилансеров и делегировать статьи. Но, как показал наш опыт, метод нерабочий. Авторы редко хотят погружаться в специфические темы, не имеют доступа к экспертам и другим внутренним процессам, поэтому статьи были некачественные. Работы на сопровождение отношений было все равно много, плюс правки. Это не могло кратно разгрузить. А задачи по докладам, вебинарам и лид-магнитам в этой модели вообще не делегируются.
Вывод — нужен отдел контент-маркетинга, но как его создать? Для начала продумать эффективные модели, а потом внедрить их.
Если вы тоже серьезно настроены внедрить контент-маркетинг в свой бизнес, проверьте, а готова ли компания к такому шагу. Среди наших клиентов были те, кого мы отговорили от отдела контента — хотите узнать почему и заодно проверить свою готовность — читайте статью Светланы Ковалевой, где она обо всем подробно рассказала.
В результате родилось 3 схемы отделов контент-маркетинга, одна из которых успешно работает в Artsofte. Но все они рабочие и жизнеспособные — на их основе мы строим отделы в Студии экспертного контента.
Схема построения отдела 1
Каждому продукту по контент-маркетологу
Первый вариант: нанять для каждого продукта по контент-маркетологу. Этот путь казался самым простым — создаем автономную команду контент-маркетолога в паре с маркетологом, и они плодотворно работают.
Преимущества и недостатки схемы со стороны бизнеса
Какие сложности могут возникнуть, если использовать эту схему и как их можно решить
- Сложности в замене сотрудника, потому что нет понимания кого, как и где искать. Непонятно, на какие компетенции обращать внимание – каждый раз нужно проводить анализ и советоваться с HR
✔ Можно привлечь внешних экспертов по найму, которые помогут определить требования к кандидатам и оптимизировать процесс поиска. Специалист знает рынок, понимает требования, может быстро найти подходящего сотрудника и подтянуть его скиллы.
- Неадаптивность методов. Выстреливает какой-то способ в одном проекте, а в другом нет. Например, на одном проекте провели исследование и оно «зашло», а на другом — не сработало.
✔ Можно подробно разбирать кейсы успешных проектов, чтобы адаптировать методы и подходы под другие направления и избежать повторения ошибок. Такие планерки отдела контента для обмена опытом можно устраивать регулярно.
- Конкуренция между сотрудниками, демотивация. КМ одного проекта может сравнивать себя с коллегами и терять мотивацию, если его результаты хуже.
✔ Можно привлечь внимание менеджеров, руководителей. Организовывать регулярные встречи для обсуждения успехов и проблем, внедрять систему поощрений за достижения.
От такой схемы отказались, потому что сложно найти сотрудников сразу со всеми компетенциями и объединять подходы автономных людей в разных командах. Решено было строить отдел сразу под управлением одного руководителя.
Схема построения отдела 2
Добавляем к контент-маркетологам руководителя
Схема похожа на первую. Здесь снижаем автономность отделов и добавляем руководителя, который станет связующим звеном между ними. Из-за схожести с предыдущей моделью, плюсы и минусы практически одинаковые, но они немного изменились.
Преимущества и недостатки схемы со стороны бизнеса
Плюсы и минусы для сотрудников:
Какие сложности могут возникнуть, если использовать эту схему и как их можно решить
- Отдел не может стать цельным — нет общих задач, контекста, разная реальность и ниша.
✔ Можно внедрить общие мероприятия: мозговые штурмы, вместе разрабатывать инструкцию для спикера, провести тематический корпоратив — любое мероприятие, которое объединит сотрудников. Например, мы проводим 2 раза в год акцию «IT-донор», делаем мероприятия для HR-бренда или участвуем в благотворительности.
- Сильное влияние заказчиков из-за прямой связки проекта и контент-маркетологов. Они будут влиять на мотивацию, загрузку, настроение.
✔ Можно решить, если руководитель будет работать с заказчиками и определять стандарты работы с контент-маркетологами. Например, можно создать единый регламент обращения к сотрудникам отдела контента.
- Зависимость развития сотрудников от задач продукта, когда заказчику нужен только один тип работ. Заказчик может быть не готов рассматривать другие методы, и запрашивать только SEO-тексты, например, передавая контент-маркетологу роль копирайтера.
✔ Чтобы на это повлиять, нужно создавать дополнительные и периодические активности: проекты для HR-бренда, благотворительности. Мы проводим пет-проекты и факультативы, корпоративные обучения, чтобы развивать навыки.
- Нехватка компетенций для некоторых проектов, неравномерные заказы
✔ Можно решить привлечением фрилансеров и подрядчиков на задачи, для которых не нужно нанимать сотрудника в штат: видеомонтаж, дизайн. Создать свою базу фрилансеров.
Схема построения отдела 3
Нанимаем узких специалистов
Схема усложняется, теперь у нас есть руководитель контент-маркетинга и разные роли внутри контент-отдела. С одной стороны есть заказчики, с другой — разные специалисты. Это позволяет максимально качественно закрыть в каждом блоке нужную компетенцию.
Преимущества и недостатки схемы со стороны бизнеса:
Плюсы и минусы для сотрудников:
Какие сложности могут возникнуть, если использовать эту схему и как их можно решить
- Критическая неравномерность загрузки. Кто-то из сотрудников будет всегда загружен, а кому-то будет не хватать задач.
✔ Можно решить подстраховкой подрядчиками. Например, иметь список проверенных фрилансеров или агентств, к которым можно обратиться в периоды высокой нагрузки, чтобы быстро закрыть дополнительные задачи.
- Нет лида компетенций
✔ Можно решить, если внедрять обучение. Например, организовывать регулярные тренинги и курсы повышения квалификации для сотрудников, создать программу менторства, где более опытные сотрудники будут делиться знаниями с новичками.
- Нет продуктового подхода
✔ Можно решить детальным, четким ТЗ от каждого заказчика. Например, разработать шаблон для технического задания, который будет включать все необходимые элементы: цели, целевую аудиторию, ключевые сообщения и форматы контента.
Какую схему выбрали и почему она развалилась через год
Контент-отдел в Artsofte построили по второй схеме. Казалось, что может быть лучше: есть руководитель, который регулирует работу отделов, есть контент-маркетолог для каждого проекта и, хоть и минимальное, но взаимодействие между отделами.
Но вскоре мы столкнулись с несколькими серьезными проблемами:
- Невозможность кросс-влияния между прямым и функциональным руководителем
Это создавало путаницу в управлении и затрудняло принятие решений. Специалисты не всегда понимали, к кому обращаться за помощью или советом, это снижало эффективность работы.
- Выпадение сотрудника — отсутствие контент-маркетинга в продукте
Если один из контент-маркетологов покидал команду, это негативно сказывалось на проекте. Без его участия работа останавливалась, пока искали замену.
- Сложный заказчик — постоянная вакансия
Была текучка на одном продукте и вечная потребность в специалистах. Это создавало дополнительные трудности в управлении проектами и увеличивало нагрузку на оставшихся членов команды.
Эти проблемы заставили переосмыслить подход к организации работы отдела. Мы задумались над более эффективной моделью.
Схема-победитель. Что в итоге выбрали и как работаем сейчас
Мы модифицировали третью схему и пришли к интересному решению. Теперь контент-маркетологи получили «суперсилу» — они стали универсальными специалистами. Каждый из них умеет работать с текстами, социальными медиа, видео и вебинарами. Это позволяет им участвовать во всех проектах и заменять друг друга при необходимости.
Забирайте вопросы для собеседования на должность контент-маркетолога, чтобы подобрать подходящих универсальных специалистов.
Все задачи универсальным контент-маркетологам проходят через руководителя отдела КМ — он оценивает ее по компетенциям и трудозатратам, и определяет, какому сотруднику ее направить.
Подробнее о плюсах и минусах новой схемы для бизнеса:
Преимущества и недостатки новой схемы для сотрудников
Какие сложности могут возникнуть, если использовать эту схему и как их можно решить
- Нет продуктового подхода
✔ Можно решить детальным, четким ТЗ от каждого заказчика. Например, разработать шаблон для технического задания, который будет включать все необходимые элементы: цели, целевую аудиторию, ключевые сообщения и форматы контента.
- Неравномерное качество контента
✔ Можно решить с помощью наставничества, детальных разборов кейсов — проводить корпоративные обучения.
- Дорого. Если внезапно сократится количество проектов, команда останется без работы.
✔ Можно решить своим же продуктом: несколько месяцев качественного контент-маркетинга со сплоченной командой принесут лиды и продажи.
Выводы
Каждая схема имеет свои плюсы и минусы. Выбор зависит от ваших целей, ресурсов и специфики бизнеса. Можно попробовать каждую и посмотреть, как это работает у вас.
Создание отдела контент-маркетинга — это процесс, который требует времени и усилий. Набивать шишки, ошибаться в этом деле нормальное явление. Главное — учиться на ошибках и находить оптимальные решения для вашего агентства.
Если вам сложно следовать схемам и вы не знаете, как нанимать нужных специалистов, обращайтесь в Студию экспертного контента. Мы поможем построить эффективный отдел контент-маркетинга, который будет работать на результат. Сможем не только найти подходящих специалистов, но и создать систему, которая обеспечит стабильное производство качественного контента и будет приводить лиды.
Какой подход к созданию отдела контент-маркетинга вы считаете наиболее подходящим для вашего агентства? Поделитесь своим мнением в комментариях!