Мобильный маркетинг 2024, или эпичноростовые изобрели web2app

В этом году моя традиционная ежегодная статья могла не выйти совсем. Но спасибо админам пабликов роста продукта, предпринимателям и даже самому Олегу Якубенкову.

Если по какой-то причине вы не в контексте, то вот вам короткое описание предыдущих серий.
Мобильный маркетинг 2021 — в этой статье я поднял вопрос, который на тот момент уже пару лет был на повестке: мобильный маркетинг как отдельный вид продвижения бизнесов переоценен, мобильные приложения не единственная и необязательная точка для привлечения пользователей
Мобильный маркетинг 2022 — в этой статье я вместе с коллегами смотрел на то как рынок переживает изменения после изменений трекинга iOS и новых каналов привлечения
Мобильный маркетинг 2023 — в этой статье я просто дал контекста для тех, кто не очень в теме привлечения и маркетинга, именно там я кажется поставил под сомнение OEM-ы, которые по мнению тех, кто их продаёт тренд 2025 года.

Весна 2024 года. Провожу серию эфиров с руководителями маркетинга. Общая обстановка: клиенты за пару лет уже наобжигались вдоволь и слили свои бюджеты на «новые источники привлечения» в пельменную. Кто-то говорит об этом открыто, кто-то очень аккуратно. Потому что есть проблема: до конца разобраться в каналах привлечения уже нет желания и должного вовлечения. Вроде скажешь, что членотня ваш инапп. А агентства обидятся и нальют тебе фрода аккуратненько.

Мобильные агентства — это вроде как и эксперты. Там и правда бывает работают толковые ребята. И как не встретишься с этими ребятами на кулуарную пьянку без свидетелей, так говорят:«Да понятно, Лёх, что инапп этот, да и всё новое — гавно. Но а чего нам продавать тогда? Да и рекламодателей надо «новиночками» удивлять. Вот и крутимся как можем»

И я как будто с некоей такой наивностью пытаюсь им всем сказать:«Ребята-ребята, ну как вам не стыдно!..». А в ответ получаю, что им не то, что не стыдно, а многие из них свято верят в то, что они делают всё верно. И никакого урона рекламодателям не наносят. А как известно, сложнее всего с людьми фанатично преданными своей идее.

И вот я задаю вопрос уже другим ребятам, не из агентств, тоже толковым, чьим мнением я дорожу. А они мне в ответ:«Лёх, ну ты серьёзно? Ты думаешь, что ты с ними поговоришь, а они репу почешут, устроят тайную встречу и скажут, что с завтрашнего дня только качественные источники будем продавать? Одно дело ты — тебе твоя правда нравится и терять вроде нечего. А другое — они. У них же коллективы, семьи, любовницы. Социальная ответственность как никак. А ты их работать заставить пытаешься, напрягаться. Самому-то не смешно?»

А другие толковые, осозананные со всех сторон, и вовсе мне говорят: «Предположим ты сыграл в Макналти до конца. Всех вывел на чистую воду. Твои дальнейшие действия? Что предлагаешь взамен?»

А я что? Писать в очередной раз, что осталось 3 рекламных кабинета, свой контент наше всё, а поставщиков контента (блогеров, каналы, сайты) можно уломать на CPA, скучно уже даже мне. И вроде всё. Статью писать не о чем, может быть она вообще в этом году не выйдет. Но жизнь в очередной раз преподносит сюрприз, когда этого совсем не ждёшь.

Вебворонки.

Я даже сначала не понял о чём идёт речь, думал это что-то на эдтеховом. Потом углубился, почитал пару статей и захохотал. На полном серьёзе товарищи открывают Америку соединившись в голландском штурвале в пабликах про рост продуктов.

Так называемая вебворонка это один или несколько лендингов, чаще с пошаговой историей, которые помогают рекламодателю в основном в следующих случаях:
— продукт сложный и надо объяснить пользователям его суть до установки приложения
— нет технической возможности привести нужных пользователей прямо в приложение
— нет технической возможности более-менее верно оценить из какого канала пришли пользователи

Путь web2app в целом применялся и до развития автоматизации рекламных кабинетов в эпоху скачка мобильных приложений в 2014-2015, помогая увеличивать конверсию. И во время бума автоматизации, когда, например, поисковую рекламу Google стало невозможно купить для приложений в 2017. И позже в 2021, когда iOS оторвал нормальный трекинг.

Также путь web2app активно используется продуктами, где достаточно легко оформить заказ на вебе (например, услуги). Мобильное приложение для них — это инструмент лояльности. И тут в общем тоже ничего нового. Стартапы для привилегированных москвичей, о крахе которых я писал на днях, так часто делали и делают.

И вот мне бы конечно радоваться надо. Описывая ещё в 2021 путь того, что мобильное приложение может и не быть точкой входа для привлечения пользователей, я вроде как наконец-то нахожу единомышленников. Но есть проблемка в том, что пока единомышленников не клюнуло в одно место, никакой web2app почти никому не был нужен. Мало того, похихикивали наоборот надо мной за то, что я всё усложняю. Ведь можно же было просто красить пользователей в название нужных маркетинговых каналов на 28-дневном поствью и иметь лёгкую денежку в кассе.

Можно порадоваться и тому, что ещё в 2020 году, одна большая экосистемная подписка без всяких эпичноростовых пабликов волевым усилием заменила всё своё продвижение в мобайле на веб и катало квизы безо всякого знания веб-воронок. Эти ребята обычно скромные и не любят медийности. А я люблю и скажу, что был одним из них. В очередной раз нам удалось опередить время, а все думали, что мы идиоты.

За предпринимателей и рекламодателей в этой истории грустно. Они же как котята маленькие слепы, и не могут распознать, что «квизовая» пошаговая механика уже почти 10 лет работает на сайте Профи и Т-Банка. А если сказать про это в открытую, то можешь оказаться как ребята в начале этой статьи: с испорченными отношениями и фродом вместо пользователей. Это чем-то напоминает жену, которая не может уйти от мужа, не смотря на все его недостатки.

Что предлагаю, говорите? Критически мыслить и читать меня. Уж как никто другой я вам могу по правде рассказать за жили-были здесь и в моем телеграм-канале.

11
Начать дискуссию