Bottleneck или узкое место в бизнесе — самая большая точка роста компании
Для достижения реальных изменений в бизнесе нужно найти ту самую точку приложения усилий, которая поможет перевернуть если не мир, то ваш бизнес точно. В чем тут основная сложность?
Абсолютно всем людям свойственно «искажение»: вместо фокусировки на реально важных и фундаментальных вещах, мы пытаемся ухватиться за все возможности одновременно — а в итоге не растет ничего. Так делать не стоит.
Примеры: как предприниматели нашли узкое место в бизнесе
1. В 2010 году Елена Масолова запустила первый в России сервис по смарт-ридингу — краткому изложению бизнес-книг. Проект был успешным: продажи росли, корпоративные подписки приносили полмиллиона долларов в год. Но вдруг проект закрылся.
Оказалось, что фаундер просто посчитала предел рынка и поняла, что максимум, чего она может достичь, — это 1,5 млн. долларов в год на всю страну. Осознав это, Елена закрыла проект и запустила другой, в котором можно заработать миллиард.
Узким местом в первом бизнесе был размер рынка (а вовсе не, например, конверсия в продажу).
2. В середине 2000-х рынок совместных закупок активно развивался. Многие компании пошли этим путем и построили стабильный бизнес с миллиардным оборотом. Подобным образом родился и Wildberries. Но в отличие от большинства своих «конкурентов» со временем бренд отказался от ограниченной модели совместных закупок и сделал ставку на то, что может расти без потолка — и сейчас зарабатывает сотни миллиардов.
Узким местом в бизнесе сервисов совместных закупок была ограниченная бизнес-модель: рынок покупок огромен, но модель зачем-то сужала его в тысячи раз.
И смена модели — главное, что было важно сделать для успеха.
Как определить узкое место в бизнесе?
Есть хороший подход из теории ограничений Элияху Голдратта: улучшения должны быть сосредоточены там, где находится главное ограничение системы. Если вы устраните это «узкое горлышко», вся система начнет работать быстрее.
Определить собственное ограничение — одна из самых сложных задач. Например, можно думать, что продажи не идут из-за длинного цикла сделки, а на самом деле окажется, что это не причина, а следствие: просто продукт не диверсифицирован, у клиентов нет доверия к бизнесу и вообще понимания выгоды.
Согласны? Вам удалось определить узкое место в своем бизнесе?
Приглашаю стать подписчиком моего телеграм-канала: там я делюсь подобными кейсами и другой практической информацией о бизнесе.