Ребята, давайте жить дружно: почему воевать с конкурентами в диджитале – так себе идея

В интернет-маркетинге, помимо команды, клиентов и work-life баланса, есть еще и они – конкуренты. Люди, которых в других сферах принято бояться, ненавидеть, а по возможности еще и топить разными способами. Рассказываю, чем плоха стратегия с черным пиаром и почему в диджитале лучше так не делать.

Ребята, давайте жить дружно: почему воевать с конкурентами в диджитале – так себе идея

Через дружбу можно добиться сильно большего

Конкурент – это либо тот, кто сильно дороже, либо тот, кто сильно дешевле, либо тот, кто наравне с вами, но чуть другой, например выпускает смежный продукт, его аналог или заменитель. В любом случае у вас будут друг от друга отличия. И в любом случае дружить будет выгоднее. Если начать топить и критиковать другую компанию, вы, во-первых, проявите себя как неэтичный бренд, во-вторых, уроните репутацию отрасли в целом.

Правильный ракурс такой: конкуренты – не источник проблем. Это возможность для коллабораций, обмена клиентами и опытом.

Даже просто смотреть, как работают другие, уже полезно. Можно начать вдохновляться и развивать свой продукт. Дальше расскажу, почему так происходит.

Ребята, давайте жить дружно: почему воевать с конкурентами в диджитале – так себе идея

Контактировать с конкурентами придется чаще, чем хочется

Бизнес в сфере маркетинга и управления репутацией не может существовать в изоляции. Всегда есть как минимум тендеры с потенциальными клиентами, где запросто можно встретить конкурентов. Кстати, я часто вижусь с ними именно там. Уже выработалась установка: «Так, со всеми поздоровались, всем поулыбались, смотрим, что здесь можно найти полезного». А польза есть всегда. Например, можно фиксировать, какие конкурирующие компании проявляют интерес к какой-то конкретной отрасли, кто какие фишки и преимущества показывает. Ну и делать для себя выводы.

Если избегать контактов с конкурентами или проявлять враждебность, можно упустить выгоду.

Ребята, давайте жить дружно: почему воевать с конкурентами в диджитале – так себе идея

Второй момент – отраслевые конференции. Соответственно, конкуренты там либо в гостях, либо на сцене. Во втором случае, кстати, сразу видно, кто этичный, а кто – нет. Мне повезло, на панельных дискуссиях я в 99% видел только поддержку и похвалу, но, уверен, бывает по-разному. Тут, опять же, можно увидеть, у кого какие кейсы, технологии, идеи. Если со всеми быть вежливым и открытым, есть шанс после выступления поболтать в кулуарах и выяснить еще больше деталей.

Третье – различные отраслевые ассоциации и рейтинги. Тут в целом не принято держаться от конкурентов в стороне. Наоборот – в порядке вещей договориться и проголосовать друг за друга в рейтинге. Постепенно общение может выйти за рамки вынужденных встреч. Меня, например, часто зовут позавтракать, пообедать, обсудить, у кого какие новости, сотрудники, проблемы.

Наконец, существуют профессиональные чаты, где люди из разных компаний свободно общаются и делятся опытом. Попасть туда проще, когда со всеми поддерживаешь хорошие отношения.

Если начать воевать с конкурентами, можно испортить репутацию и стать изгоем

Почему все-таки мир, а не черный пиар? Да потому что в области диджитала, маркетинга и управления репутацией агентства тесно общаются с клиентами, делятся новостями и сплетнями. Если где-то появляется неадекват, это очень быстро расползается по отрасли.

Кстати, по этой причине никогда нельзя критиковать бренды (клиентов). Даже если что-то плохое сказано на эмоциях, бренду это моментально передадут, поползут слухи, и с таким агентством никто не захочет работать. Попытки очернить конкурентов тоже всегда всплывают, вредят доверию клиентов и могут сделать токсичной отрасль целиком.

Ребята, давайте жить дружно: почему воевать с конкурентами в диджитале – так себе идея

Наконец, если вести себя неэтично, можно выпасть из профессиональной тусовки. Это в порядке вещей, когда мы зовем конкурентов к себе на конференции, семинары, вебинары, и нас в ответ тоже постоянно зовут на мероприятия. Для понимания масштаба – половина ивентов, в которых я участвую, организованы командами, которые косвенно можно отнести к конкурентам. Тут нужно самому играть на опережение: собирать круглые столы и кластеры на конференциях, а не тратить время на скандалы, интриги и вбросы.

Мораль: ведем себя максимально уважительно. Конкуренты – это люди, которые просто делают свою работу.

Но как быть, если соперник не понимает этих простых истин и ведет себя некрасиво? Улыбаемся и терпим, все будет хорошо. Важно показать профессионализм и не поддаваться на провокации. Клиент все равно поймет, кто из вас достоин.

И последнее – конкуренты могут быть дополнительным источником лидов

Я подписан абсолютно на всех, и на меня подписаны и продолжают подписываться маркетологи, пиарщики, эксперты по управлению репутацией. Это полезно по двум причинам:

  1. Если вы делаете мероприятие, об этом все узнают, захотят прийти и даже купят билеты.
  2. Когда вы постоянно показываете свои сильные стороны, экспертность и конкурентные особенности, вам могут начать передавать клиентов.

Например, кто-то не хочет брать клиента с маленьким чеком и направляет его в агентство, которое как раз работает с такими лидами. И наоборот – нам часто передают проекты, когда понимают, что не справятся с объемом, либо клиенту нужна глубокая аналитика.

Ребята, давайте жить дружно: почему воевать с конкурентами в диджитале – так себе идея

Вывод: дружба с конкурентами и в соцсетях, и в отрасли в целом – это сплошная польза. Скучать точно не придется.

Как у вас обстоят дела с конкурентами – мир, дружба, жвачка или битва за место под солнцем?

Подписывайтесь на мой телеграм-канал, в нём я даю полезную инфографику и показываю отрывки из новой книги про управление репутацией.

10
3 комментария

Все зависит от конкурента. Есть такие особи, у которых нет моральных принципов и ради своей выгоды, они не гнушаются любых действий. От таких ваш дзен сразу развалится и захочется их прибить)) Проще кому то другому передать разбор конкурентов, а самому сосредоточится на других задачах.
У меня вот 2 недели и новогодние праздники без холодильника, по вине магазина РБТ, кому интересно история у меня в профиле.

Дружба с конкурентами? Вы серьезно? Это не тот случай, где дружба уместна. Как бы того не хотелось, но конкуренты это конкуренты и вы всегда будете это держать в голове, как и они. И это никак не сплошная польза, может частично только. То, что уважительно относиться это да, согласен, но с дружбой вы перегнули