PMF в B2B: Как сбалансировать точки зрения коммерческих и продуктовых команд

Ранее писал статью, как коммерческий блок в компании, разрабатывающей продукты для B2B-рынка, видит PMF (Product-Market Fit), и материал, о том, как PMF воспринимается продуктовыми командами в тех же условиях.

Сегодня хочу рассказать о подходе, который помогает сбалансировать обе эти точки зрения, и обсудить метрики, для отслеживания динамики движения от слабого к сильному PMF.

Для объединения взглядов на PMF коммерческих и продуктовых команд в SaaS B2B-продуктов можно использовать подход венчурного фонда Round Capital. Это фреймворк для SaaS-компаний, но его можно адаптировать для организаций с On-Premise продуктами.

Что лежит в основе PMF

Вдохновившись подходом First Round Capital, выделяю три ключевые шкалы, которые раскрывают суть PMF:

  • Удовлетворённость: Решает ли ваш продукт “настоящие” проблемы клиентов?Остаются ли клиенты в долгосрочной перспективе?
  • Спрос: Как высока потребность в вашем продукте?Насколько легко он продаётся?
  • Эффективность: Можно ли масштабировать ваш продукт?Как выглядят показатели CAC, конверсии, окупаемости и NRR?

Эти три столпа создают прочную основу для анализа и оптимизации.

Четыре этапа зрелости PMF

Фреймворк от First Round Capital предлагает следующие уровни PMF:

  • Зарождающийся PMF: на ранних стадиях развития команда, как правило, состоит из небольшого числа энтузиастов, меньше десяти человек. От трех до пяти первых клиентов, приходят в основном через личные контакты. Доходность бизнеса находится на минимальном уровне, ARR не превышает $0.5 млн. Продажи не стабильны, а циклы сделок часто затягиваются.
  • Развивающийся PMF: на следующем этапе компания расширяет команду до двадцати человек. Клиентская база стабильно растет до двадцати и более компаний. Доходы увеличиваются до $0.5–5 млн ARR, при этом снижается отток клиентов до пределов 10–20%. Финансовые показатели также улучшаются: валовая маржа превышает 50%.
  • Сильный PMF: когда компания достигает зрелости, команда увеличивается до ста человек. Клиентов становится больше, от 25 до 100, а доходы вырастают до $5–25 млн ARR. Показатель удержания доходов, NRR, поднимается выше 110%, а валовая маржа достигает уровня 60–70%.
  • Экстремальный PMF: на пике развития компании команда насчитывает более ста человек, а клиентская база превышает 100 компаний. Доходы компании превышают $25 млн ARR, при этом показатель удержания доходов достигает 120% и более. Валовая маржа превышает 80%, что свидетельствует о высокой эффективности бизнеса.

Взгляд через призму метрик

Для чёткого понимания движения к PMF важно сосредоточиться на следующих показателях:

  • Размер команды: отражает масштабы и возможности компании.
  • ARR/CAC: показатель эффективности привлечения дохода.
  • Payback Period: время окупаемости затрат на клиента.
  • NRR: рост выручки от существующих клиентов.
  • Churn Rate: доля клиентов, отказавшихся от продукта.
  • Gross Margin: прибыльность с учётом себестоимости.
  • Burn Multiple: насколько эффективно расходуются средства.

Визуализация уровней PMF

Метрики PMF
Метрики PMF

Для удобства восприятия приведу график процесса движения компании по жизненному циклу с привязкой к PMF:

PMF в B2B: Как сбалансировать точки зрения коммерческих и продуктовых команд

Выводы

  • PMF можно достигать постепенно. Это возможно не только через Customer Problem Fit, Problem Solution Fit и Business Model Fit, но и благодаря использованию понятных и измеримых показателей, таких как выручка, ARR/CAC, валовая маржа и другие.
  • Ориентированный на PMF подход к разработке продуктов позволяет выстроить систему метрик, вокруг которой объединяются продуктовые и коммерческие команды компании;
  • Метрики — ваш компас. Проверяйте гипотезы и фиксируйте прогресс. ARR, CAC, NPS и NRR помогут понять, где вы находитесь.
  • Стадии роста важны. Прежде чем внедрять PMF ориентированный подход к разработке продуктов оцените текущую стадию зрелости продукта и используйте её для планирования.

📢 Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые публикации!
Перейти в канал

2
Начать дискуссию