Самостоятельный аудит репутации компании в сети: этапы и инструменты

В наше время репутация компании – это важнейший актив, который напрямую влияет на доверие клиентов, партнеров и даже сотрудников. Мы неоднократно говорили об этом и будем говорить снова и снова.

Самостоятельный аудит репутации компании в сети: этапы и инструменты

Отзывы, упоминания и обсуждения бренда в сети формируют общее представление о компании, а негатив серьезно сказывается на продажах и имидже. Поэтому регулярный мониторинг репутации – необходимость для стабильного развития бизнеса. В этой статье мы расскажем, как провести анализ упоминаний бренда в интернете, найти проблемные точки и оценить текущую ситуацию своей компании самостоятельно. Это инструкция к отслеживанию тональности отзывов и площадок, и их актуальности, без углубленного анализа, маркетинговых показателей и метрик.

Этапы мониторинга репутации

Мониторинг репутации – не разовое действие, а регулярный процесс, который требует систематического подхода. Вот его основные этапы.

1. Включение режима инкогнито

Аудит необходимо проводить через анонимный браузер или режим инкогнито, чтобы минимизировать ваши предыдущие поисковые предпочтения.

2. Выбор поисковых запросов

Определите, с помощью каких фраз вашу компанию ищут. Для поиска и уточнения запросов подойдёт Яндекс.Wordstat. Это поможет понять, как часто люди ищут информацию о компании и как формулируют свои запросы.

Уже на этой стадии вы можете найти первые репутационные риски. Например, если есть частные запросы вроде «[Название компании] отзывы брак», это сигнал о возможной проблеме, которой необходимо уделить особое внимание.

Основные запросы:

Самостоятельный аудит репутации компании в сети: этапы и инструменты

Важно понять, что именно вы хотите узнать: выявить слабые стороны, оценить текущий имидж или определить риски.

3. Использование инструментов анализа

Сегодня для анализа упоминаний бренда в интернете существуют как бесплатные, так и платные решения.

  • Программный мониторинг

Такие сервисы, как Brand Analytics или Медиалогия, автоматически собирают упоминания из интернета и социальных сетей. Вы можете настроить уведомления, чтобы новые отзывы приходили прямо в Telegram.

Подробный список инструментов и их возможностей можно найти в нашем сообществе ВКонтакте в этом посте.

  • Ручной поиск

Используйте поисковые системы (Яндекс, Google) и вводите запросы из предыдущего пункта вручную. Этот способ полезен тем, что проводя поиск по компании вручную вы будете видеть то, как выглядит ваш бренд в глазах потребителей. Какая «картинка» будет нарисована перед потенциальным клиентом?

4. Выбор каналов для анализа

В первую очередь следует мониторить наиболее популярные ресурсы:

  • Отзовики (например, Otzovik, IRecommend);
  • Картографические сервисы (Яндекс.Карты, 2gis);
  • Социальные сети (ВКонтакте, Telegram);
  • Площадки с отзывами о работодателях (Orabote, AntiJob.TOP);
  • Медиа и новостные ресурсы.

Вбивайте ключевые запросы в наиболее популярных поисковых системах — Яндекс или Google. Яндекс даст более релевантные результаты, так как после введения санкции, именно он стал лидером по доле рынка в России. Обращайте внимание на первые 20–30 ссылок.

Важное примечание. Даже если площадка с карточкой бренда у вас есть, а отзывов на ней нет, — все равно вносите ссылку в таблицу (о систематизации расскажем в следующем пункте), чтобы при следующем мониторинге проверить изменения. Эта часть аудита репутации — самая долгая и кропотливая.

5. Систематизация данных

Информация не должна держаться только в голове. Создайте таблицу для фиксации площадок, типов упоминаний и тональности отзывов.

Самостоятельный аудит репутации компании в сети: этапы и инструменты

6. Анализ тональности

Определите, какие темы вызывают негатив или, наоборот, позитив, выявите общие тренды. Обратите внимание на повторяющиеся жалобы или похвалу.

Обязательно оценивайте достоверность отзывов. Иногда компании сталкиваются с «накруткой», в том числе и негативной. Её можно распознать по нескольким признакам:

  • Повторяющиеся формулировки.
  • Чрезмерно эмоциональный или однотипный тон.
  • Большое количество отзывов, опубликованных в один день.

7. Подготовка отчета и выводов

Итог мониторинга – это структурированный отчет о состоянии репутации компании. Он должен включать в себя выявленные проблемы, сильные стороны и стратегию для дальнейшего управления репутацией.

Стратегия, конечно, разрабатывается индивидуально для каждой компании. Здесь мы можем рассказать только основные правила работы с отзывами. Держите небольшой чек-лист:

  • Если проблемы действительно есть, признайте их и объясните, как компания планирует её решать.
  • Избегайте формальных и шаблонных ответов, лучше покажите искреннюю заинтересованность в улучшении.
  • Благодарите за хорошие слова.
  • Используйте сильные стороны как часть PR-стратегии.
  • Создайте базу шаблонов для ответов на наиболее частые вопросы или жалобы. Это сэкономит время и обеспечит единый стиль коммуникации. Но не стоит шаблон просто бездумно копировать, всегда вносите изменения, чтобы сделать его более персонализированным.

Почему мониторинг важен?

Регулярное отслеживание репутации помогает компании:

  • Предотвратить кризисы. Вовремя выявленный негатив можно оперативно отработать.
  • Укрепить доверие. Клиенты и партнеры ценят бренды, которые открыто реагируют на отзывы.
  • Повысить конкурентоспособность. Репутация – это ключевой фактор в борьбе за внимание клиентов (и сотрудников).

Даже если сейчас негативных упоминаний о компании нет, это не повод расслабляться. Репутация требует постоянного контроля. Аудит репутации — это не одноразовое мероприятие, а регулярный процесс. Проводите полный аудит каждые 3-6 месяцев и ежемесячно проверяйте ключевые площадки на наличие новых отзывов.

Это несложный, но трудоемкий и времязатратный процесс. И если у вас нет возможности провести качественный аудит самостоятельно, советуем обратиться к профессионалам.

Начать дискуссию