Дополняя Котлера, или альтернативный взгляд на классическое определение маркетинга

При всем уважении к заслугам Филиппа Котлера, никогда не нравилось его определение маркетинга. В его версии маркетинг сводится исключительно к удовлетворению нужд и потребностей.

Мне всегда казалось, что эта концепция либо неполная, либо устаревшая. На мой, субъективный взгляд, в постиндустриальном обществе осталось не так много потребностей (по крайней мере материальных), которые нельзя было бы удовлетворить.

Дополняя Котлера, или альтернативный взгляд на классическое определение маркетинга

Согласитесь, что современный маркетинг уже не мыслим без создания и формирования совершенно новых потребностей. Пример тому, голосовые помощники, ортопедические подушки, программируемые мультиварки и миллионы других вещей, без которых умудрились выжить целые поколения, а мы не представляем своего существования.

Помимо создания новых продуктов, маркетинг активно участвует в «раскручивании» общественных тенденции и стилей жизни: ЗОЖ, эко и прочих, тем самым влияя на распространение взглядов и используя их в своих интересах. Кроме того, маркетинг формулирует ранее неизвестные проблемы и предлагает пути их решения (кто бы мог подумать о том, что раньше хозяйки мыли сантехнику, чтобы было чисто, а теперь уборка превратилась в борьбу с бактериями).

Еще до того, как было известно слово маркетинг, социальные, культурные, экономические и даже политические силы оказывали влияние на формирование новых ценностей и эталонов. Можно с уверенностью сказать, что маркетинг, в современном понимании, просто систематизировал и усилил эти процессы, создав более научные и целенаправленные методы.

В голову пришел пример того, как изменялись идеалы красоты, если в средние века они измерялись эпохами, то в последние 100 лет они обновляются с каждым новым поколением. Вспомните - женственные формы Мэрилин Монро в 50-е, андрогинная худоба Твигги в 60-е, спортивная подтянутость Синди Кроуфорд в 80-е, бодипозитив Софи Даль и Эшли Грэм в 2000-е. Новые идеалы не только отражают культурные изменения в обществе, но также стимулируют спрос и поддерживают постоянный цикл потребления.

Кое-что еще.

Важный аспект, который, на мой взгляд пропустил уважаемый классик - это интерес бизнеса. Ради чего компаниям следует прилагать все эти усилия? Ради получения прибыли? Безусловно, но задача не только в этом.

Прибыль должна быть – а) постоянной и б) растущей. Наличие и рост дохода предприятия – это не только новый автомобиль у владельца, но и ресурс, необходимы для стабильного и поступательного (устойчивого) развития бизнеса.

Обобщая все вышесказанное, предлагаю на ваш суд свой вариант определения:

Маркетинг – это творческая и инновационная деятельность, направленная на выявление или формирование новых материальных и нематериальных потребностей и их удовлетворение, с целью получения достаточной прибыли, обеспечивающей устойчивое развития бизнеса.

Как-то так.

Больше о стратегическом маркетинге и о том, что сопутствует его успешной реализации

2
1 комментарий