Дополняя Котлера, или альтернативный взгляд на классическое определение маркетинга
При всем уважении к заслугам Филиппа Котлера, никогда не нравилось его определение маркетинга. В его версии маркетинг сводится исключительно к удовлетворению нужд и потребностей.
Мне всегда казалось, что эта концепция либо неполная, либо устаревшая. На мой, субъективный взгляд, в постиндустриальном обществе осталось не так много потребностей (по крайней мере материальных), которые нельзя было бы удовлетворить.
Согласитесь, что современный маркетинг уже не мыслим без создания и формирования совершенно новых потребностей. Пример тому, голосовые помощники, ортопедические подушки, программируемые мультиварки и миллионы других вещей, без которых умудрились выжить целые поколения, а мы не представляем своего существования.
Помимо создания новых продуктов, маркетинг активно участвует в «раскручивании» общественных тенденции и стилей жизни: ЗОЖ, эко и прочих, тем самым влияя на распространение взглядов и используя их в своих интересах. Кроме того, маркетинг формулирует ранее неизвестные проблемы и предлагает пути их решения (кто бы мог подумать о том, что раньше хозяйки мыли сантехнику, чтобы было чисто, а теперь уборка превратилась в борьбу с бактериями).
Еще до того, как было известно слово маркетинг, социальные, культурные, экономические и даже политические силы оказывали влияние на формирование новых ценностей и эталонов. Можно с уверенностью сказать, что маркетинг, в современном понимании, просто систематизировал и усилил эти процессы, создав более научные и целенаправленные методы.
В голову пришел пример того, как изменялись идеалы красоты, если в средние века они измерялись эпохами, то в последние 100 лет они обновляются с каждым новым поколением. Вспомните - женственные формы Мэрилин Монро в 50-е, андрогинная худоба Твигги в 60-е, спортивная подтянутость Синди Кроуфорд в 80-е, бодипозитив Софи Даль и Эшли Грэм в 2000-е. Новые идеалы не только отражают культурные изменения в обществе, но также стимулируют спрос и поддерживают постоянный цикл потребления.
Кое-что еще.
Важный аспект, который, на мой взгляд пропустил уважаемый классик - это интерес бизнеса. Ради чего компаниям следует прилагать все эти усилия? Ради получения прибыли? Безусловно, но задача не только в этом.
Прибыль должна быть – а) постоянной и б) растущей. Наличие и рост дохода предприятия – это не только новый автомобиль у владельца, но и ресурс, необходимы для стабильного и поступательного (устойчивого) развития бизнеса.
Обобщая все вышесказанное, предлагаю на ваш суд свой вариант определения:
Маркетинг – это творческая и инновационная деятельность, направленная на выявление или формирование новых материальных и нематериальных потребностей и их удовлетворение, с целью получения достаточной прибыли, обеспечивающей устойчивое развития бизнеса.
Как-то так.
Больше о стратегическом маркетинге и о том, что сопутствует его успешной реализации