Зумеры и альфа: как ориентировать маркетинг на новую аудиторию

Маркетинг любой компании в значительной степени зависит от поведенческих паттернов и предпочтений. Сегодня поговорим о том, что реально стоит учитывать, когда ваша аудитория – зумеры, и как готовиться к приходу поколения альфа.

Коротко о теории поколений… не будем. Если вы хотя бы поверхностно интересуетесь темой, то уже все поняли про бумеров и Х с их стремлением к коллективизму, гиперответственности и ориентацией на семью и общественное мнение, а также миллениалов с их индивидуальностью, ориентацией на карьеру, статусность, демонстрацию успеха и саморазвитием. Тут все уже понятно и привычно. Если нет, милости прошу в статью корпоративного блога направления Битрикс24 СофтСервис, где это все описано подробно.

Сконцентрируемся на зумерах и их ключевых ценностях, причем не в разрезе фактов, а в разрезе того, что это реально значит для бизнеса в целом и маркетинга в частности.

Но перед тем, как начать, разграничим B2B и B2C. Если в B2C будет справедливо сказать, что самая активная аудитория – зумеры, в B2B это все еще миллениалы. Просто потому, что зумеры еще по возрасту не дошли до позиций, где принимаются решения. Поэтому, если вы работаете в B2C – эта статья актуальна для вас сегодня, если в B2B – через 3-5 лет. В том же время, многие прогрессивные миллениалы также перенимают часть поведенческих паттернов зумеров, поэтому в любом случае, к сегодняшнему контенту стоит присмотреться и частично внедрить те части, которые уже актуальны для вашей аудитории сейчас.

Онлайн, гаджеты и технологии

Тема уже «заезженная», однако не уделить ей пару слов нельзя, так как многие из дальнейших предпочтений вытекают из нее. Привычка пользоваться гаджетами по любому поводу заложена для этого поколения с раннего детства, для бизнеса это значит: если вы не достаточно представлены в сети, вас не существует для зумеров.

Но, поскольку, контента и так достаточно много, имеет смысл не прост закрывать задачи, а уделить этой части большое внимание:

· В части сайта большое внимание уделяйте простоте и удобству, работайте над юзабилити и сокращайте путь клиента на вашем сайте до достижения цели. Сайт – это финальная точка customer journey, все предшествующие этапы и потребности должны быть закрыты до момента, когда пользователь попадает на сайт. По сути, сайты, которые предпочитают зумеры – это просто посадочные страницы с кнопкой «Купить», каким-то одним «хукающим» элементом и подтверждением того, что покупает клиент.

· Соцсети должны пополняться контентом регулярно, при этом посты с описанием акций, продуктов и прочие информационные темы с зумерами работают не очень хорошо. Соцсети используются для привлечения внимания, поэтому смотрите в сторону трендового контента. Здесь с моей стороны будет уместен референс на TikTok одного из белорусских производителей напитков. Ребята очень круто миксуют тренды, активности и продуктовый контент, на мой личный взгляд, это лучший аккаунт среди белорусских брендов.

· Рекламу имеет смысл продолжать закупать и в поиске, и в соцсетях, и в СМИ (соцсети СМИ), однако сами рекламные сообщения стоит трансформировать в более простые и понятные. Тот факт, что вы самые ТОП успешные и большие для зумеров не несет никакой ценности. Лучше смотреть в сторону быстрых и простых выгод, если мы говорим о продуктовой рекламе, если речь о имиджевой – разверните ее в сторону ценностей именно этого поколения, но здесь история уже куда глубже и уходит в позиционирование и бренд-стратегию.

Что с оффлайном

Для целей продвижения он продолжает терять свою актуальность, однако есть бизнесы, которые полностью перевести онлайн невозможно – обязательно нужна точка продаж или оказания услуг. Здесь все достаточно просто, хотя и не привычно.

Зумеры куда более ориентированы на собственные потребности и быструю их реализацию, поэтому четко понимают, что, где, как им нужно и каким должна быть и покупка, и процесс. Это история про нишевость не в плане сокращения аудитории, а отделения «мух от котлет» и более точного понимания целей и стремлений вашей конкретной ЦА и более точного соответствия ему. Поэтому не нужно «мешать бульдога с носорогом»: ваша ЦА хочет либо побыстрее закрыть потребность, либо «кайфануть» от процесса.

Рассмотрим на примере студии стрижек, т.к. он самый простой и очевидный.

Есть потребность «быстро и недорого обновить прическу», что занимает до 30 минут и здесь вполне подойдет точка в ТЦ, куда можно прийти без записи и один из мастеров обслужит клиента или в момент его обращения, или приступит в течение получаса, если вдруг оказалось, что все мастера заняты. Каждый найдет, куда себя применить на полчаса в большом ТЦ: кофе, шоппинг и тд. Абсолютно «поточная» история, с базовым стандартным набором стрижек и понятным процессом покупки без предварительной записи, «СМС и регистрации» и прочих неудобств. Такая точка будет продвигать сама себя за счет продуктовой составляющей. Здесь важно оставить все максимально простым и продвигать, к примеру, в соцсетях через «стрижку дня со скидкой», портфолио мастеров и т.д. Такой своего рода «парикмахерский цех» где все идет потоком.

И есть потребность «кайфануть» от бьюти-процедуры, где важна будет не только и не столько сама оказанная услуга, но и вайб заведения и дополнительные сервисы. Это история про штатного бариста, который будет готовить кофе, дополнительные маски и уникальные техники массажа головы, совместное посещение с подругой, приятную музыку, освещение и, конечно же, консультацию парикмахера и смежных специалистов, лекции от стилистов по подбору образа демонстрируемые с YouTube-канала в процессе работы, мантры, медитации и т.д. Это уже совсем другой продукт, которые закрывает другую потребность: не освежить прическу, а кардинально сменить образ и продается он именно через комплексность и дополнения. О «освежать быстро новую стрижку» клиент пойдет уже в точку в ТЦ той е парикмахерской сети.

Еще один простой очевидный пример, как это можно реализовать – ветеринарные клиники, где есть одна большая клиника, которая производит сложные действия, требующие врачей разных профилей и специального оборудования, и есть точки (вет. кабинеты), куда можно просто прийти на осмотр, получить рецепт, сделать прививку, укол или любое другое простое действие по живой очереди.

Упрощение до минимальной жизнеспособности

В целом, у зумеров есть большая потребность в том, чтобы на регулярной основе получать не полноценный продукт со всем не нужными опциями, а MVP, который будет просто справляться со своей задачей. Поэтому с точки зрения продуктового портфеля имеет смысл выделить или создать такой продукт. Он может служить как демо-версией для входа, так и остаться основным, просто потому что является достаточным для конкретного клиента.

Все дело в том, что потребности зумеров, как и они сами постоянно меняются и трансформируются, поэтому для них важно всегда начинать с базы.

Более того, к MVP можно «прикручивать» доп. опции, кастомизируя тем самым продукт или услугу.

Скорость принятия решений

Еще одна важная вещь – быть быстрым и быть под рукой. Пока ваши менеджеры, которые привыкли к бумерам и миллениалам будут связываться с клиентом, он уже совершит покупку онлайн в другом месте, просто «протыкав» все, что ему нужно.

Более того, если ваш продукт все же предполагает непосредственный контакт с менеджером, важно «не задолбать» клиента вопросами. Он хочет не ваш продукт, он хочет удовольствие от покупки, не отбирайте его.

Здесь помогут возможность просто и быстро купить онлайн, чат-боты и быстрая коммуникация с менеджером в мессенджере, если это необходимо.

Фоновость покупки и потребления

Зумеров часто называют поколением потребления, что значит, что они потребляют много и часто фоново. Т.е. они не погружаются полностью в ваш продукт, им нужен быстрый дофамин и все. Это что касается потребления.

Что касается самого процесса покупки, он проходит в фоновом режиме практически всегда. Т.е. есть какое-то основное действие и есть совершение покупки, которое является второстепенным. Поэтому, повторюсь, сам процесс покупки должен быть максимально простым, понятным, быстрым и удобным, чтобы не отвлекать клиента от основного действия. Потому что, если вы его «выдернете» из его потока, он получит порцию раздражения, и не захочет продолжать взаимодействие с этой «кринжатиной».

Не желание «вписываться» в длительные обязательства

И последняя ультра-важная вещь – зумер не относится ни к вам, ни к вашему продукту слишком серьезно. Для него это все – лишь инструмент для достижения цели. Как правило, весьма краткосрочной. Старшие поколения часто ругают зумеров за необязательность и безответственность. С позиции бумера и миллениала это выглядит именно так. Но с позиции зумера, где он, а не общество, во главе угла, нет ничего страшного в том, чтобы «переобуться», если вдруг стало не комфортно.

Они не берут ипотеки на квартиры, как места для жизни до конца, и не покупают обувь для носки на 5 лет. Сегодня им интересна урбанистика и они снимают жилье в соответствующем ЖК, завтра – покой и единение с природой и значит пора перебираться в жилище с видом на парк, послезавтра они решат познать себя и уедут на пару лет в Азию. У них нет стремления надолго «привязать» себя к чему-то конкретному, они слышат свое сердце и следуют его зову.

Работать с этим также достаточно просто: «сносим» все огромное, фундаментальное и сложное, упрощаем до MVP, делаем ассортимент допов, продаем по подписке.

Что там с альфа?

В последнее время я все чаще встречают контент о том, что представляет из себя следующее за зумерами поколение и как с ним взаимодействовать.

На мой личный взгляд, думать об этом пока рано. Во-первых, потому что самым старшим представителям альфа сейчас всего 15, и они еще не вошли в самостоятельное активное потребление. Во-вторых, потому что они еще, опять же, на мой взгляд, не демонстрируют каких-то четких особенностей. И, если присмотреться к имеющему контенту на эту тему, станет понятно, что это описание зумеров + фантазии о том, как это чисто теоретически может выглядеть.

А если смотреть ретроспективно в динамике, пути здесь два:

· Альфа продолжат дело зумеров и будут углублять и уточнять некоторые из их характеристик.

· Альфа будут некой реакцией на паттерны зумеров, где основные характеристику будут диаметрально противоположными.

Но я все же думаю, что это будет некая «комба» из одного и другого 😊

Начать дискуссию