Как не угробить репутацию ресторана на геосервисах

Иногда читаешь, что кафе и рестораны отвечают гостям на картах, или видишь, как они игнорят негатив, — и начинает дергаться глаз. Подготовили с ресторанным маркетологом мини-гайд с красными флагами в ответах на отзывы и бесплатный чек-лист — чтобы глаз не дергался, а заведение выходило в топы геосервисов.

Как не угробить репутацию ресторана на геосервисах

База: как работают алгоритмы геосервисов и почему нельзя игнорировать негатив

Сначала проговорим базовые вещи про геосервисы на примере «Яндекс Карт», дальше разберемся с ответами на отзывы.

👍 Чем больше хороших оценок, тем выше рейтинг. Это самый очевидный тезис. Не так очевидно, что на рейтинг влияет не только количество отзывов, но и качество. Чем подробнее обратная связь, тем лучше ее воспринимают поисковики и тем больше доверия она вызывает у других посетителей. «Всё было отлично» и два абзаца текста с фотографиями — две большие разницы, даже если оценка одинаковая.

📝 Чем подробнее заполнен профиль заведения, тем лучше. Алгоритмы учитывают этот фактор при формировании рейтинга, наряду с оценками гостей. Речь не только о базовых данных вроде адреса, телефона и графика работы. Обязательно стоит добавить меню, фотографии и видео, потому что они лучше индексируются поисковиками, а также особенности. Как минимум — указать средний чек и варианты оплаты, как максимум — подсветить для потенциальных посетителей другие нюансы: что у ресторана есть летняя веранда или собственная пекарня, что для детей оборудована детская комната, что работает доставка.

Один раз заполнить профиль — хороший шаг. Но в идеале постоянно следить за актуальностью информации и обновлять ее хотя бы раз в три месяца. Тогда рядом с названием ресторана на картах появится синяя галочка — с ней, по оценкам «Яндекс Карт», заведению больше доверяют.

🕑 Чем больше активности в профиле, тем выше рейтинг. Любое действие в карточке алгоритмы воспринимают как улучшение и поднимают заведение чуть выше. Неважно, что конкретно за действие: это может быть новая фотография, а может быть ответ на отзыв. Именно поэтому отвечать на все отзывы, даже на негативные, — не просто хороший тон, а плюсик к рейтингу.

Понятно, что если у кафе общая оценка — от 1 до 3, по волшебству высокий рейтинг не появится, даже если целыми днями что-то менять в профиле. А вот когда оценка 4–5 и идет борьба с конкурентами за более выигрышную позицию, такая активность помогает подняться в выдаче. На топ выдачи, естественно, чаще кликают. А это повышает вероятность, что потенциальный гость превратится в реального.

Как не угробить репутацию ресторана на геосервисах

Как быть с негативом

Самая большая боль любого заведения — негативные отзывы. Кто-то их игнорирует, кто-то удаляет, кто-то отвечает в стиле «вы всё врете». По-человечески это можно понять: владелец вложил в свой проект все силы, деньги и душу. Но с точки зрения бизнеса это всё проигрышные стратегии.

Главная рекомендация рестораторам — отрабатывать негатив всегда, везде и как можно быстрее. Даже если это неадекватные или заказные отзывы, которые не имеют ничего общего с жизнью. Даже если позднее удастся оспорить отзыв и удалить с площадки. Но пока он там висит, для других потенциальных гостей этот негатив — реальность. Он больше запоминается, чем комплименты, и быстрее распространяется по сарафанному радио.

🧘‍♀ Отвечать на негатив важно максимально спокойно, без обвинений и неуважения. У владельца не всегда получается сохранять хладнокровие и не вовлекаться эмоционально — он вложил в свой проект все силы, деньги и душу. Поэтому иногда оптимально доверить работу с отзывами другому сотруднику — маркетологу или администратору.

💪 Анализируя отзывы, можно понять сильные и слабые стороны своего заведения и работать с ними. Речь как о нюансах, которые легко исправить, так и о системных проблемах. Допустим, в отзыве написали, что в одной из кабинок в туалете сломана дверь. Это неприятно, но не смертельно. Вопрос решается одним звонком мастеру по ремонту. Или, например, в каждом втором отзыве ругают официантов — это уже по звонку не исправляется, важно брать ситуацию на контроль и уделять сервису больше внимания.

В идеале — вообще не доводить негатив до публикации, а отрабатывать на месте или перехватывать. Отработка сразу в заведении ложится на плечи персонала. Важно, чтобы официанты и администраторы постоянно мониторили настроение и понимали, если что-то идет не так и гость начинает заводиться. Чаще всего это заметно уже по тому, как человек ест, как отодвигает тарелку, как отвечает на вопрос. Понятно, что напряжение гостя необязательно связано с рестораном. Но это важно отслеживать и сразу что-то предпринимать. Например, спросить, не слишком ли громкая музыка, комфортно ли им сидеть за этим столиком, и предложить пересесть за другой. Такую внимательность гости чаще всего ценят, и она может компенсировать негатив.

🤬 С перехватом негатива помогают специальные сервисы. Они распределяют фидбэк в зависимости от оценки: позитив предлагают опубликовать на онлайн-площадке, а негатив переводят на службу поддержки или отправляют напрямую руководителю. Это значит, что с гостем сразу есть прямой контакт: не нужно просить его выйти на связь, можно сразу связаться с ним и решить конфликт.

Площадки для публикации похвалы ресторан выбирает самостоятельно. Это помогает управлять репутацией на разных сайтах. Например, на «Яндекс Карты» стабильно прилетает десять отзывов в неделю. Этого хватает, чтобы поддерживать рейтинг 4,9. А на 2ГИС и отзывов немного, и рейтинг похуже. Тогда хороший маркетинговый ход — предлагать гостям оставить отзыв именно на 2ГИС.

Как не угробить репутацию ресторана на геосервисах

Красные флаги в ответах на отзывы: как распрощаться со своей репутацией

Худший ответ на отзыв — это игнор. В перспективе он всегда работает против бизнеса: людям кажется, что заведению всё равно, чтó о нем пишут. Также плохо сказываются на репутации другие ошибки.

🚩 Грубость, перекладывание вины на гостя, пассивная агрессия, неуместный сарказм. Такие ответы — однозначный красный флаг. Они повлияют на отношения не только с конкретным гостем, который оставил претензию, но и с теми, кто просто прочитает комментарии. У них может сложиться впечатление, что если хамят при ответе на отзыв, то за столиком тоже обслужат нелучшим образом.

Как не угробить репутацию ресторана на геосервисах

🚩 Шаблонные ответы-отписки. Если с положительными отзывами ответы под копирку не так страшны, в случае негативных это неудачное решение. Для потенциальных гостей это сигнал, что заведение не разбирается в ситуации, не реагирует на претензии и не устраняет проблемы, а отвечает просто для галочки.

Как не угробить репутацию ресторана на геосервисах

🚩 Долгие ответы на комментарии. Некоторые заведения отвечают на все отзывы раз в месяц или раз в две недели. Для положительных отзывов это тоже не так принципиально, а вот для отрицательных — не самый практичный подход сразу по двум причинам. Во-первых, негатив важно отрабатывать по горячим следам: через месяц уже никто из персонала не вспомнит, что конкретно произошло, кто был прав, а кто виноват. Во-вторых, гости все-таки пишут отзывы не просто так, а в надежде получить обратную связь. И пусть не мгновенно, но и не через месяц. Например, согласно исследованию ReviewTrackers, 53% людей ждут ответа в течение недели. Каждый третий ожидает, что ответить должны еще оперативнее — максимум за три дня.

Как не угробить репутацию ресторана на геосервисах

🚩 Удаление негативных отзывов. Видеть только положительные отзывы ресторатору лестно и приятно, а вот гостям — странно. Такая цензура легко считывается и обесценивает весь позитив: человек, скорее, подумает, что это не заведение такое классное и все в восторге, а что это отзывы, которые ресторан написал о себе сам. Плюс, чтобы удалить отзыв, нужно потратить силы и время. Примерно столько же сил и времени ушло бы на то, чтобы качественно отработать этот негатив.

Зеленые флаги в ответах на отзывы: как строить коммуникацию с гостями

Идеальный ответный комментарий — нешаблонный и искренне заинтересованный в том, что гость написал. От такого ответа нет ощущения, что его заготовили заранее, а потом просто скопировали и вставили. По нему сразу понятно, что автора комментария слышат, с ним общаются человеческим языком, без официоза, но и без фамильярности. Ресторан всегда на стороне гостя. Дальше разберем принципы качественного ответа с удачными и неудачными примерами.

Ответ должен быть персональным. Как минимум после приветствия нужно обратиться к гостю по имени, если оно указано в профиле. Сами приветствия лучше чередовать, чтобы они не выглядели шаблонно. В демократичном формате можно использовать и «привет», и «добрый день», и «здравствуй». Более экзотические или фирменные приветствия тоже уместны, если они вписываются в концепцию заведения и если отзыв положительный: например, «алоха» подойдет для гавайского ресторана. Если обратная связь негативная, креатив будет лишним: лучше ограничиться нейтральным приветствием.

Сравним безымянный ответ с персонализированным сообщением, в котором есть приветствие, имя гостя и более личное приглашение прийти снова:

Как не угробить репутацию ресторана на геосервисах

Лучше добавлять в сообщение детали, которые человек упомянул в отзыве. Это тоже поможет персонализировать ответ, особенно в случае с хорошими отзывами, в которые мы можем добавить больше теплоты и легкого заигрывания. Если гость упоминает день рождения — поздравляем, пишет про официанта — говорим, что передадим благодарность, делится впечатлениями о конкретном блюде — рассказываем интересный факт о нем. Тогда это будет не абстрактное спасибо, а искренняя благодарность и внимание к гостю, на которое он рассчитывает, когда делится впечатлениями о заведении. Гостям такие комментарии заходят намного больше, чем копипаст в духе «Спасибо за оценку», «Спасибо за приятный отклик», «Спасибо за ваш отзыв».

Как не угробить репутацию ресторана на геосервисах

В ответе на претензию обязательно извиниться и указать контакты для связи. Только так можно будет разобраться в ситуации и найти решение. Просить человека оставить свои контакты — дурной тон: очевидно, что никто не будет выкладывать номер телефона на всеобщее обозрение. Поэтому такой ответ ничем не отличается от отписки.

Как не угробить репутацию ресторана на геосервисах

Больше похожи на отписку или даже отмазку и классические ответы из серии «Примем меры» или «Обязательно поговорим с официантом». Как гость может быть уверен, что с официантом действительно поговорили? И как этот разговор, даже если он состоится, решает конкретную проблему, с которой человек пришел?

Высший пилотаж — нативно рекламировать себя в ответе. То есть подсвечивать гостям классные плюшки, о которых они могут не знать: рассказывать о новых блюдах, акциях, скидках, системе лояльности. Это сработает только с позитивными отзывами, с негативными так экспериментировать не стоит.

Например, в ответе постоянному гостю «продаем» сразу и новое меню, и повышенный кешбэк на доставку:

Как не угробить репутацию ресторана на геосервисах

А новому гостю рассказываем о программе лояльности — возможно, это замотивирует его заглянуть снова:

Как не угробить репутацию ресторана на геосервисах
Как не угробить репутацию ресторана на геосервисах

Управлять репутацией заведениям помогает Saby Presto. Вот пять крутых фишек программы для продвижения на геосервисах:

⭐ Сервис сам мониторит популярные отзовики и геосервисы и собирает все отзывы на одном экране. Отвечать на них можно в том же окне, переходить на конкретную площадку не придется.

⭐ О новых отзывах приходят мгновенные уведомления в Telegram: реагируем быстрее — рейтинг выше.

⭐ Для быстрых ответов можно использовать встроенные шаблоны или задействовать нейросеть: она проанализирует отзыв и за пару секунд сгенерирует персонализированное сообщение.

⭐ Мотивировать гостей оставлять отзывы можно с помощью QR-кода на стойках информации, тейблтентах, наклейках, чеках и пречеках или запуская рассылки по смс, в Telegram или WhatsApp.

⭐ Если клиент попытается оставить отрицательный отзыв, система автоматически перенаправит его в чат с представителем компании — так оперативнее решим проблему и сохраним репутацию бизнеса в интернете.

Чтобы получать больше хороших отзывов и прокачивать рейтинг на всех площадках, скачивайте наш бесплатный чек-лист:

3
Начать дискуссию