«Почувствовала, что я не самозванец»: чему учат на PR-стажировке ITCOMMS
Выпускники PR-стажировки by ITCOMMS из Узбекистана, Молдовы и Казахстана — о том, как программа помогает систематизировать знания и выйти из режима «самоучкин».
С каждым годом PR становится все более актуальным инструментом: в современном информационном потоке все труднее выделиться, достучаться до аудитории и требуется более системный, порой даже ювелирный, подход. При этом в Центральной Азии мало специализированных программ, которые показывают реальную работу современного PR-специалиста.
Осенью 2024 года мы в PR-агентстве ITCOMMS впервые запустили стажировку в Казахстане. Стажировку прошли 8 специалистов, 4 из них – в теоретической части. (Более подробно о запуске стажировки рассказали в кейсе для Tribune.kz – читать здесь)
В преддверии нового запуска, публикуем интервью с тремя выпускниками первого потока. Людмила Хан (PR-менеджер из Узбекистана), Сергей Жолудь (коммерческий и маркетинг-директор, Молдова), и Алибек Батыров (предприниматель, Казахстан) рассказали, какие навыки и инсайты они унесли с собой.
Новый запуск совсем скоро. Подробнее об условиях участия в обновленной программе PR-стажировки 2.0 здесь.
Из копирайтинга и культуры — в PR
Расскажите про ваш бэкграунд: чем вы занимались до стажировки, какой был опыт в PR?
Людмила: Я всегда работала с текстами, за моими плечами более 7 лет в копирайтинге, где я достигла хороших успехов. В моём портфолио — работы с крупными брендами из Узбекистана и международными. Около года назад мне предложили стать PR-менеджером в одном из маркетплейсов Узбекистана. Тогда мой руководитель маркетинга, Альбина, сказала: «Хватит сидеть в копирайтерах» — и предложила мне этот рост. Но на практике оказалось, что получить опыт сразу — сложно. От меня ждали бесплатных публикаций, громких инфоповодов, а я не знала, как всё это делать. Долго не покидало чувство «самозванца».
Сергей: Я — коммерческий и маркетинг-директор. До стажировки с PR не сталкивался профессионально.
Алибек: У меня довольно разнообразный опыт: 20 лет карьеры классического пианиста, управление международными культурными проектами, воссоздание павильона Казахстана на Каннском кинофестивале, работа с Deutsche Bahn в Центральной Азии по коммуникациям. Я также занимался созданием ивентов, социальными и благотворительными проектами, являюсь эксклюзивным дилером Steinway & Sons в Казахстане, партнёром в White Rock Private Equity и основателем medtech-стартапа CheckApp.
ChatGPT, кризисы и домашние задания: о сложных и запоминающихся моментах
Расскажите о самом ярком моменте вашей стажировки. Что произошло и почему это запомнилось?
Людмила: Когда во время стажировки я почувствовала, что я не самозванец, а уже специалист — мне начали писать журналисты, обращаться с запросами.
Сергей: Было много ярких моментов. Самое запоминающееся — ожидание проверки домашнего задания. При отправке не всегда есть уверенность, что всё сделано правильно. Развёрнутая обратная связь снимала все вопросы и давала полное понимание. Ещё запомнилось задание пообщаться с чатом GPT — сначала кажется, что всё просто, а на деле это полноценная тренировка для мозга и навыков общения с клиентом.
Алибек: В принципе не было какого-то особенного момента. Вся программа была очень интересной. Для меня это был глоток знаний, который помог навести порядок в голове по части PR: я никогда этому не учился, и мой опыт до этого был исключительно «самоучкин».
Был ли момент, когда вы особенно гордились собой?
Людмила: Наверное, тогда, когда мне журналисты начали писать сами и когда я слышала от них фидбеки о том, какая я молодец, что пытаюсь выстроить дружеские отношения с журналистами и не бросаю их во время мероприятия в своем выставочном центре, а вместе с ними хожу к экспонентам и рассказываю о мероприятии.
Сергей: Задание по лекции кризисов. Задание было мега “со звёздочкой”, т.к заданная проблема казалась на первый взгляд просто нерешаемой.
Алибек: Нет, я ведь пришел учиться. В принципе, это чувство не свойственно мне. Скорее наоборот — я всю жизнь борюсь с синдромом самозванца.
Расскажите о лекции или задании, которое казалось особенно сложным. Как вы с ним справились?
Людмила: Каких-то больших сложностей (прим.: с заданиями) я не испытывала. Основные трудности были после обратной связи. Откладывала задание или обратную связь, когда я ее не понимала, и возвращалась через какое-то время.
Сергей: Всё то же задание по антикризисному PR. Несколько дней ходил с мыслью, что не справлюсь. Но пошёл по шагам из презентации — и всё получилось. Как оказалось, даже очень неплохо: по заданию комментариев не было, а ответ был – «вы хорошо усвоили лекцию».
Алибек: Самым трудным было задание со СМИ — нужно было зашортить их и найти релевантные контакты. У многих сайтов не было английской версии. Это заняло больше времени, чем я рассчитывал.
Как изменилось восприятие профессии
Как вы теперь смотрите на работу PR-специалиста?
Людмила: PR-специалист — это многофункциональный человек, у которого должны быть очень крепкие нервы и хорошее самообладание, так как жить в таком большом инфопотоке и постоянно наваливающихся задачах очень сложно.
Сергей: За время стажировки я понял, что PR — это комплексная работа: стратегическое планирование, анализ аудитории, работа с кризисными ситуациями и создание долгосрочных коммуникационных стратегий. Также организация мероприятий и ещё куча всего входит в работу.
Алибек: Особо взгляд на профессию не изменился, но стало ясно насколько сильно проникновение профессии в соцсети (или наоборот их в профессию). И что лично мне надо больше заставлять себя погружаться и изучать их работу, хоть я и стараюсь их избегать насколько это возможно.
Уроки, инсайты и результат
Какой самый важный урок вы вынесли из стажировки?
Людмила: PR-менеджер не обязан писать тексты. PR создает доверие к бренду, а маркетинг конвертирует это доверие в продажи. Быть готовым всегда к кризисам, PR-менеджер — это многорукий Шива, главное не запутаться в своих руках.
Сергей: При любых сложных ситуациях, и казалось бы на первый взгляд нерешаемых, нужно в начале успокоиться и приступать к решению задачи исходя из фразы: глаза боятся, руки делают.
Алибек: Важность практических знаний работы соцсетей, их алгоритмов и прочего.
Какие навыки, полученные на стажировке, вы уже начали применять?
Людмила: Антикризисный пиар, составление медиалиста, модель PESO.
Сергей: Постоянная работа с дедлайнами научила меня расставлять приоритеты и планировать задачи. Теперь я эффективно организую свой день, успевая больше как в рабочих, так и в личных делах.
Алибек: «Упрощение» текстов, изучение алгоритмов соцсетей, пытаюсь метрики применять.
Для тех, кто думает идти или нет
Если бы вы встретили себя до момента начала стажировки, какой совет бы вы себе дали?
Людмила: Не бойся, ты молодец, и как бы не было сложно, оно того стоит!
Сергей: Будет нелегко, но все получится. Записывай свои задачи, достижения и трудности. Это поможет оценить свой рост.
Алибек: Никакой! Рад, что запрыгнул в последний вагон. Спасибо Жанне и Елене!
Что бы вы сказали тем, кто сомневается, стоит ли идти на PR-стажировку?
Людмила: Не сомневайтесь, будет полезно, но важно честно ответить себе, сможете ли вы совмещать с учебой, работой.
Сергей: Я бы сказал, что стажировка в ITCOMMS — это уникальный опыт, который может изменить ваше представление о профессии и дать мощный старт. Даже если вы сомневаетесь, подходит ли вам PR, стажировка — идеальный способ проверить это. Возможность увидеть все изнутри, обучаться не по книжкам, а у крутых специалистов на основе их личного опыта. Дайте себе шанс. Даже если вы не останетесь в PR, этот опыт научит вас вещам, которые пригодятся в любой сфере.
Алибек: Однозначно стоит, без раздумываний. В отличие от «классических» курсов с кучей устаревшей теории, ребята из ITCOMMS дают супер релевантный практический работающий контент, инсайты, ты практически прокачиваешь скилы, узнаешь нюансы отдельных элементов в пиар, которыми ты можешь никогда не заниматься.
2 апреля стартует второй поток стажировки от ITCOMMS. Теоретическая часть открыта для специалистов из любого региона. Подробнее — на сайте программы.