Вторая волна пандемии: новые тренды E-Commerce

Осенью 2020 года во всем мире, включая Россию, началась вторая волна пандемии. Из-за угрозы заражения коронавирусом вновь появились ограничения на торговлю. На фоне выборов в США лихорадило курс доллара. Все это снизило активность покупателей в сфере E-Commerce, хотя не везде одинаково.

Мы отслеживаем изменения спроса на фоне пандемии во всех проектах экосистемы IT-компании «Мегабонус». В том числе, среди пользователей кэшбэк-сервиса. И регулярно делимся результатами этих исследований. Мы уже публиковали на VC собственное исследование в сфере E-Commerce за 1 квартал 2020 года. Затем анализировали первые позитивные сдвиги в июне. Сегодня мы представляем аудитории VC анализ продаж кэшбэк-сервиса с октября по декабрь 2020 года включительно. И хотим рассказать о тенденциях, возникших на рынке в четвертом квартале. Спустя год после начала пандемии.

Как и что анализировали

Данные за три месяца четвертого квартала 2020 года сравнивались со среднемесячными показателями третьего квартала. Изменение показателей указано в процентах. Статистика приводится по категориям магазинов.

В четвертом квартале 2020 «Мегабонус» также провел большое количество промокампаний для магазинов разных категорий. Их влияние на продажи необходимо учитывать, поэтому отдельные промокампании упомянуты при рассмотрении статистики по категориям.

Категория «Путешествия и туризм»

Практически все страны мира столкнулись в четвертом квартале 2020 со второй волной коронавируса. Во многих странах еще не сняты ограничения на въезд, и это сильно влияет на туристический поток.

Вторая волна пандемии: новые тренды E-Commerce

В октябре количество заказов в категории «Путешествия и туризм» уменьшилось на 52%, а объем продаж снизился на 59%, по сравнению со средним показателем за третий квартал.

Вторая волна пандемии: новые тренды E-Commerce

В ноябре ситуация принципиально не изменилась и абсолютные показатели остались примерно на уровне октября. Немного вырос объем продаж в декабре - на 11%, при уменьшении числа заказов на 33%. Следовательно, вырос средний чек. Вероятно, это связано с большой популярностью туризма на новогодние каникулы. Также в декабре проходило промо сети отелей Radisson.

Категория «Гипермаркеты»

Несмотря на вторую волну коронавируса в октябре 2020 количество заказов в этой категории выросло на 24%, прирост по объему продаж составил 26%. В данную категорию входит крупная торговая площадка AliExpress и другие маркетплейсы.

Вторая волна пандемии: новые тренды E-Commerce

В ноябре объем продаж в категории «Гипермаркеты» вырос на 153%, а количество покупателей на 78%, благодаря двум крупным распродажам и промокампании.

Вторая волна пандемии: новые тренды E-Commerce

Затем в декабре, хотя показатели и снизились по сравнению с ноябрем, количество заказов оказалось только на 46% больше, а объем продаж на 62% выше по сравнению с аналогичными показателями за третий квартал. Это связано с рождественскими и новогодними распродажами которые проводит в этот период большинство магазинов.

Категория «Электроника»

В данной категории в четвертом квартале 2020 наблюдается падение продаж. Не смогли изменить эту тенденцию ни распродажа «Черная Пятница» в ноябре, ни промокампании магазинов «М.Видео» и «Эльдорадо».

Вторая волна пандемии: новые тренды E-Commerce

В октябре количество заказов снизилось на 21%, а объем продаж уменьшился на 3%, то есть увеличился средний чек. Курс доллара в четвертом квартале 2020 часто колебался, что спровоцировало повышение цен на технику и электронику.

Вторая волна пандемии: новые тренды E-Commerce

В ноябре количество заказов снизилось на 27%, а объем продаж уменьшился на 9%. В декабре количество заказов и объем продаж остались примерно на уровне ноября.

Категория «Мода и стиль»

В октябре количество заказов в этой категории снизилось на 17%, при этом объем продаж вырос на те же 17%. Наблюдается тенденция к увеличению среднего чека. Вероятно, на рост значения среднего чека повлияли маркетинговые активности популярного магазина в этой категории - Shein.

Вторая волна пандемии: новые тренды E-Commerce

В ноябре число заказов немного увеличивается по отношению к октябрю, но остается меньше среднего показателя третьего квартала на 5%. Объем продаж в этот период вырос на 53%. В декабре объем продаж вырос на 33%, но количество заказов снизилось на 29%.

Вторая волна пандемии: новые тренды E-Commerce

Категория «Красота и здоровье»

В категории «Красота и здоровье» в октябре количество заказов выросло на 57%, прирост по объему продаж составил 54%.

Вторая волна пандемии: новые тренды E-Commerce

В ноябре произошел всплеск продаж - количество заказов выросло на 153%, прирост по объему продаж составил 144%. В ноябре и декабре 2020 были проведены промокампании магазинов iHerb и Lookfantastic, входящих в данную категорию.

Вторая волна пандемии: новые тренды E-Commerce

Магазины из категории «Красота и здоровье» обычно предлагают большие скидки на «Черную пятницу» и Рождество. В декабре рост объема продаж составил 86%, а количество заказов увеличилось на 114%.

Категория «Услуги». Подкатегория «Образование».

За 2020 год выросла популярность онлайн-образования, подобные сервисы активно развиваются и привлекают клиентов. Одной из промокампаний ноября было промо для онлайн-школы ProductStar. В ноябре количество заказов в данной категории выросло на 31%. В декабре объем продаж вырос на 87% по сравнению с аналогичным показателем третьего квартала.

РЕЗЮМЕ:

На покупательскую активность пользователей в четвертом квартале ожидаемо оказали большое влияние ноябрьские распродажи «11.11» и «Черная пятница». На продажи декабря повлияли рождественские и предновогодние скидки. Однако даже эти грандиозные акции и промокампании крупнейших магазинов не удержали категорию «Электроника» от падения продаж. Продолжаются трудные времена для бизнеса в сфере «Путешествия и туризм». Гораздо лучше после начала второй волны пандемии себя ощущают магазины в категориях «Гипермаркеты», «Красота и здоровье», а также «Мода и стиль».

В нынешних условиях сложно делать прогнозы, все быстро меняется. Однако, если вакцинация в России и мире окажет позитивное влияние на здоровье общества, то уже весной можно ожидать усиления покупательской активности во многих сферах. Внутренний туризм в России сейчас поддерживается государством. А, после улучшения эпидемиологической обстановки и открытия границ, весь сектор «Путешествия и туризм» постепенно оживет. С разной скоростью, но будут восстанавливаются и все остальные категории.

66
1 комментарий

По нашей аналитике сервиса https://focus.travel/ туристический поток в прошлом году упал довольно значительно, заказов стало на 60% меньше. После снятия жестоких ограничений слетать все равно практически некуда, или это требует много времени, на получение справки и тд, поэтому стал рости спрос на Россию. 
В целом же пока сложно сказать, сколько ещё продлятся ограничения, туризм восстановливается, но пока очень медленными темпами. Многие страны до сих пор закрыты, а текущие направления не могут оправдать весь спрос, к тому же цены на перелеты только растут.

Ответить