Почему любой текст — пропаганда. Базовый принцип редактуры
Цель любого материала на свете — формирование определённого мнения у читателя. Видео, статья, фотография — не важно — контент хочет залезть к читателю в голову и что-то там починить. "Если хочешь выбрать холодильник, то делай так", "занимайся спортом, а не то будешь толстым", "не лезь в электробудку — убьёт".
В профессиональной среде это называется редактурой текста, копирайтингом или контент-менеджментом. В народе это называется пропагандой.
Почему контент никогда не будет объективным
Контент-мейкер всегда сильнее потребителя. Суть в том, что у создателя и потребителя контента изначально неравные права. Первый может часами сидеть над материалом, скурпулёзно подбирать примерчики и возделывать свою пропагандистскую картину мира. А читатель ничего не может. Он просто потребляет, что дают.
Контент-мейкер никогда не заинтересован в том, чтобы подрывать свои позиции. И даже если он подбирает примеры, оспаривающие его тезис — он их обязательно разгромит. Иначе зачем вообще писать материал?
Вася пишет статью про вред курения. Его цель — вбить читателю в голову, что курить плохо. Для этого Вася обязательно скажет, что от курящих воняет, покажет фотографии стоматитных ртов и гнилых зубов, по классике жанра достанет чёрные легкие курильщика и сравнит со здоровыми.
Но Вася никогда не скажет, что курение понижает риск развития болезни Паркинсона. И о положительном влиянии курения на мыслительные процессы Вася тоже не скажет. Он же не дурак, зачем ему копать под себя?
Контент-мейкер всегда неправ. Мы всего лишь люди — абсолютной истины нам никогда не постичь. Всего-лишь-люди могут только вырывать из происходящего вокруг определённые факты и складывать их в какую-то картинку. Но это — всё ещё разрозненные факты. Всей ситуации в целом мы никогда не узнаем.
В интернете опять кто-то не прав. Миша с Сашей спорят о Сталине. Миша говорит: "Сталин ел детей!". Саша отвечает "Сталин победил в войне!". Миша парирует: "Сталин убивал людей!". А теперь Саша: "Сталин поднял промышленность".
Такие беседы могут длиться часами: у обеих сторон есть свои аргументы. Миша не прав? Прав. А Саша что, врёт? Да нет. Кто пропагандист? Оба.
Мы сможем приблизиться к объективной реальности лишь в одном случае: если нам удастся сделать одну большую фотографию того, что происходит на Земле в данный момент. Но и то будет не очень правдой — в головы к людям мы всё равно не залезем. Отсюда вывод: у нас никогда не будет объективной истины. Максимум — кучка фактов, которые мы сможем насобирать.
Читатель не любит, когда с ним спорят. Все мы живём в информационном пузыре — у каждого он свой. Алгоритмы YouTube знают, какие мы видео любим, и дают нам одно и то же. Spotify изучил ваши предпочтения и всегда попадает точно в них. Ваши друзья придерживаются взглядов, которые вы разделяете, и Вконтакте любезно показывает вам их посты.
Соцсети и источники трафика знают: человек не любит, когда с ним спорят. Поэтому они и не спорят. А это — прекрасная почва для пропаганды. Контент-мейкер несёт полную чушь, читатель рад обманываться — и в итоге они вместе сливаются в пропагандистском экстазе. Идиллия.
Оксана пишет книги. Олег купил одну из её новинок и решил написать негативный отзыв в комментариях в инстаграм. Поклонники творчества Оксаны мгновенно разорвали его вклочья: они не хотят видеть, как их любимого автора поливают грязью. Плевать на аргументы — лишь бы Олег не ломал их картину мира. Оксана пишет прекрасные книги, а ты Олег, ничего не понимаешь и вообще дурак.
Признаки пропаганды
Даже в мире, где всё вокруг — пропаганда, есть особенные авторы, особенные тексты, которые выделяются. Они не просто влияют на картину мира читателя, они её насилуют. К таким текстам лучше не приближаться, и писать такие тоже не стоит. В них нет справедливости и правды, зато есть обида, ненависть и нежелание слышать друг друга.
Вот симптомы таких материалов:
Лексика не грани. Уничтожить, испепелить, кровавый, жестокий, тиран, держиморда, борьба, произвол, беззаконие, мразь, фашист, подонок, убийца, душегуб — вот несколько слов, которые любят мастера пропаганды.
В их речах, как правило, экспрессия достигает какого-то запредельного уровня: хочется плакать, убивать, смеяться — что угодно, только не думать. Эти слова обращаются не к разумному и рациональному, но к животному и чувственному. А животное в аргументах не нуждается.
Когда произвол и беззаконие надели ваши мундиры и изображают из себя закон, долг каждого честного человека не подчиняться вам и бороться. И я как могу борюсь и буду продолжать это делать несмотря на то, что сейчас я оказался полностью под контролем людей, которые, наверное, за мою жизнь не дадут и три копейки. Но тем не менее даже сейчас я говорю, что буду с вами бороться и призываю всех остальных не бояться вас, и делать все, чтобы закон, а не ряженые в мундирах и мантиях восторжествовали.
Безапелляционность. В мире пропаганды ничего не бывает просто так. Всё происходит зачем-то. И уж мы-то точно знаем, зачем.
В речах пропагандистов не бывает сомнений: всё всегда кристально ясно и понятно.
Коронавирус начался как спецоперация американских учёных по уничтожению китайцев. Уж мы-то знаем, что у них там стояла лаборатория. И в этой лаборатории точно был штамм коронавируса. Этот коронавирус был специально запрограммирован, чтобы убивать, но американцы, как всегда, оплошали.
Однозначность. Теперь, когда нам всё известно, осталось одно: принять меры. И меры самые решительные, действенные и радикальные. Никаких диалогов с врагом, никаких компромиссов и разговорчиков. Нам нужна победа: так завещала пропаганда. Если меры принимать не получается, то хотя бы сделаем выводы и запомним это, чтобы потом наподдать врагу.
Зачем придумали коронавирус? Напуганный человек легче отдаёт деньги и становится более управляемым. Именно в этом, как мне кажется, кроется корень данной проблемы. Кому-то и зачем-то очень сильно понадобилось напугать человечество.
Что делать с пропагандой
Если вы читатель. Все наши убеждения, если уж совсем глубоко уходить в философию, ложны, но в разной степени. Задача — эту степень минимизировать и приблизиться к тому определению правды, что вам подходит.
Самый простой способ избежать пропаганды — проверять источники. Иногда они выходят уж совсем неавторитетными и смешными. Тогда и обсуждать нечего.
Ещё один способ — покидать информационный пузырь и следить за оппонентами приятной вам точки зрения. Может быть. их аргументы покажутся сильнее? Повод задуматься!
Если вы автор. Пропаганда — профессия любого автора. Тут два варианта: либо мириться с этим, либо уходить.
Хорошие новости: пропаганду можно приручить. Вы можете менять своими текстами мир и настраивать его под себя и нужды клиентов. Не нравятся теории заговора — написали разгромный текст-опровержение. Нравятся теории заговора — написали разгромный текст-подтверждение.
Хочется продать товар — выделяем преимущества. Хочется свернуть продажи — выкатили все недостатки на божий свет.
Выводы
- Всё — пропаганда
- Что-то — чуть меньше пропаганда
- Пропаганду можно приручить и использовать для своих и клиентских нужд