Кейс: Логотип и фирменный стиль для Воронежского государственного университета
Red Collar о том, как разрабатывали современную айдентику для учреждения с большой историей.
ВГУ — ведущий центр образования в Центрально-Чернозёмном регионе России. Находится в четвёрке лидеров среди действующих федеральных университетов. В 2018 году ему исполняется сто лет.
До этого у вуза не было логотипа и фирменного стиля. Только герб, который и сейчас находится в официальной символике ВГУ: используется на флагах и штандартах.
Отсутствие узнаваемого стиля — проблема многих российских госуниверситетов, многие из которых остановились на традиционном гербе. Приятную и продуманную айдентику можно встретить в основном в частных учреждениях.
Именно айдентика является лицом компании на рынке. Госуниверситету вдвойне важно иметь качественный фирменный стиль: у него подавляющая доля рынка и он является лицом страны на мировой арене.
Задача
Разработать логотип и фирменный стиль для ВГУ:
сохранить образ герба как устоявшегося символа вуза;
создать лаконичную и презентабельную айдентику, соответствующую международному уровню.
Решение
Сложность в создании айдентики госвузов — их история. Государственным учреждениям редко бывает меньше пятидесяти лет. А значит, при создании фирменного стиля следует опираться на устоявшиеся образы, чтобы не потерять узнаваемость и не обесценить историю.
Образ должен верно передавать имидж университета: строгий, классический, постоянно развивающийся вуз. И соответствовать мировым тенденциям — упрощению и адаптивности.
Для кого создаётся фирменный стиль
Целевая аудитория университета делится на две большие группы. При создании фирменного стиля важно, чтобы он:
- нравился абитуриентам и студентам (кружки, ручки, футболки);
- был строгим, стильным и презентабельным для преподавательского и руководящего состава — взрослых, серьезных и солидных людей (визитки, официальные бланки).
Геральдика и упрощение
За основу взяли образ существующего герба. У него продуманная символика, но слишком громоздкое, сложное для восприятия начертание. В уменьшенных размерах он и вовсе трудночитаемый. Из-за нагромождения элементов страдает запоминаемость символа.
Как мы сказали выше, основная тенденция — упрощение и адаптивность. Символ должен быть изящным, лаконичным и с удобством применяться на разных носителях.
Вдохновлялись примерами успешного ребрендинга международных университетов и колледжей. Например, вот отличная айдентика для City College of New York (CCNY), разработанная в честь его 170-летия.
Символика и композиция
Одной из задач было сохранить образ герба. Его основные элементы — щит и ключи.
Отрезали много тупиковых направлений в процессе поиска лучшей формы. Например, исследовали все возможные расположения трёх ключей: на щите и без него, параллельно друг другу и расходящиеся из центра. Но большая часть этих вариаций теряла узнаваемость, от них пришлось отказаться.
Попробовали не связанные с ключами варианты, но они показались слишком хипстерскими и чрезмерно упрощёнными. Плюс они не передавали духа события, к которому приурочена разработка — столетие университета.
Остановились на пересекающихся ключах на геральдическом щите. Форму щита искали среди самых минималистичных вариантов и в какой-то момент нашли удачное решение: загнуть верх, как книгу. Не показали образ буквально, но тем не менее ввели его в логотип.
Долго искали идеальный рисунок бородки и головки ключей. Было более ста вариантов, но нам в них постоянно виделось то привидение, то череп, то самураи и даже персонаж из Space Invaders. Но в итоге нашли лаконичный вариант, который ни с чем не ассоциировался.
Подобрали баланс закруглённых и прямых форм, выстроили единую композицию и остановились на аккуратном логотипе.
- В основе — щит как признанная в геральдической традиции базовая форма.
- Раскрытая книга — символ учения и духа мудрости, так называемая «книга жизни».
- Ключи перекрещены, символизируют доступ к сокрытому, к тайне, к знаниям. Оставили их разнообразие, но убрали буквы.
- Бородка среднего ключа повторяет форму главного учебного корпуса ВГУ, что выделяет и объясняет его центральное расположение.
Типографика и цвета
Каждый год ВГУ организует порядка 60 научных конференций и семинаров: от городских до международных. Для них выпускают фирменные печатные материалы, поэтому все тексты должны легко восприниматься даже в небольшом размере, а крупные заголовки — читаться издалека.
Подобрали два строгих простых шрифта. Первый — для названия университета, который пишется рядом с логотипом; им же оформляются заголовки текстов. Разные начертания второго используются в подзаголовках и основном тексте.
Определили три фирменных цвета:
- основной — насыщенный тёмно-синий;
дополнительный при изображении логотипа — светло-серыи, серебряная фольга или краска;
в элементах фирменного стиля используется насыщенныи красныи.
Мировой рынок образовательных услуг
Логотип и фирменный стиль важны для верного позиционирования и успешной конкуренции вуза. Поэтому, создавая айдентику, мы в том числе ориентировались на западную тенденцию упрощения.
ВГУ входит в международный рейтинг лучших университетов мира (QS World University Rankings 2017/2018), где из России представлены всего 24 учреждения. Вуз также ведёт свою программу международного сотрудничества и организует конференции.
По западным традициям название университета пишется без указания принадлежности к государству. Согласно международному рейтингу QS, на рынке только в 3% наименований используется слово «State». В инструкции по использованию фирменного стиля мы предусмотрели возможность использования названия университета в таком же стиле — Voronezh University.
Фирменный стиль
Уровень учреждения отражается в каждой мелочи. Мы продумали оформление брендированных предметов и документов, чтобы всё было гармонично, едино и стильно.
Сделали фирменный повторяющийся узор (паттерн) в виде раскрытых контурных книг. Он наносится на внутреннюю сторону конвертов и визитниц.
Разработали принцип оформления визиток для личного пользования и с общими данными вуза и разную сувенирную продукцию: блокноты, письменные принадлежности, одежду и так далее.
Итоги
Когда создаёшь айдентику для места с историей — государственных учреждений, регулярных многолетних событий и даже города, — важно не рубить с плеча, а бережно сохранить устоявшиеся символы. При этом изменения должны быть грамотно выверены под общие мировые тренды и настроения в дизайне: для повышения уровня компании и потенциала выхода на мировой рынок.
Добавим, что фирменный стиль университета — это не только помощь в создании верного имиджа, но и увеличение конкурентоспособности. Не только представление главного воронежского университета среди вузов страны, но и формирование образа России на международном рынке образовательных услуг. Мы рады, что лицо нашей страны постепенно меняется в лучшую сторону, и что мы делаем вклад в этот процесс.
ВГУ сделал серьёзный шаг для узнаваемости вуза в России и мире. Фирменный стиль является элементом корпоративного менеджмента, задача которого — скрепить университетское сообщество единым отличительным символом, устранить эклектичность факультетов в печатной продукции, представлении себя и своих образовательных программ абитуриентам. Для ВГУ это также визуализация вуза в глазах действительных и потенциальных партнёров.
Команда digital-агентства Red Collar к решению этой сложной задачи подошла с должной ответственностью и профессионализмом. Для нас эти перемены были действительно непростыми. Хочу также отметить, что в России лишь у нескольких вузов помимо геральдики и зарегистрированного товарного знака есть единый фирменный стиль. Это динамично развивающиеся университеты, которые имеют своё лицо. ВГУ — в их числе.
Большинство сотрудников нашего агентства — выпускники ВГУ. Для нас это была знаковая и ответственная задача — помочь родному университету создать современный европейский фирменный стиль и подняться на ступень выше.
Подробный гайд по разработке фирменного стиля.