Как сохранить бизнес в онлайне? Проблемы и решения

Неожиданно наступил очередной кризис, ну прям как зима наступает вдруг в середине января. Никогда такого не было, и вот опять. В первые дни онлайн бизнес был, мягко говоря, в шоке. Особенно малый и средний. Под онлайн бизнесом я подразумеваю всех, чей процесс лидогенерации или продаж в основном завязан на онлайне. И вот, прошел месяц и что мы видим?

Как сохранить бизнес в онлайне? Проблемы и решения

Почти все до сих пор на паузе, приостановлены, ждут.

Чего ждем-то?

Конечно, в этот раз ударили по всем фронтам, и если кого-то еще не зацепило, не волнуйтесь — обязательно зацепит в течение года, это неизбежно. И самое худшее, что можно сейчас сделать — ждать. Я смотрю на клиентов своего агентства и недоумеваю, неужели ковид ничему не научил?

По сути, сейчас можно выбрать только два варианта:

1. Ничего не делать, подождать и в дальнейшем закрыться, хорошо если без долгов;

2. Ускориться настолько, чтобы обогнать инфляцию, санкции и вот это вот все.

Таки что там произошло?

Кто не в курсе, кратко расскажу о причинах волнений в этих ваших интернет-бизнесах. Уже лет 5-6 идет устойчивая тенденция складывания яиц в одну корзину. Это проще, прогнозируемо и очень удобно, нет никакого геморроя — 100 руб. заплатил, 200 руб. получил. Идеальный мир!

Контекстная реклама — одна из таких корзин. Лидогенерация через контекстную рекламу стала нерентабельной. Гугл всех прогнал в Яндекс, в результате ставки выросли местами в разы. При этом прогнозы ставок иногда строятся по старому аукциону, и не всегда актуальны. Рассчитывал на 100 руб, заплатил 1400 руб.

Проблема номер два — таргет. Малый и средний бизнес все чаще выбирал только таргет. И тут вообще коллапс случился. Основные зарубежные соцсети объявлены врагами, а в VK ЦА как не было, так и нет. Даже если деньги есть, кому заносить — не понятно. Но когда, и если, ЦА появится во вконтактике, аукционы там будут такими горячими, что лучше уж в контекст.

Третья ошибка — все забили на собственные сайты и массово ушли в облака, ну всякие там Tiu, Wix и те же соцсети. Это надежно, говорили они. Там и аудитория, и привычно все и программисты не нужны. Ну теперь-то мы всё знаем о надежности облаков.

В итоге онлайн бизнес остался без аудитории, без охватов, без сайтов, без трафика.

Что делать со всем этим?

1. Делайте свой сайт

Выбрать новую площадку и создать собственный сайт. Любой, быстро, на коленке — главное чтобы он был и работал. Офферы и товары надо где-то размещать, трафик куда-то приводить. Конечно, на первых порах это может быть очередная соцсеть, но сайт необходим — это уже аксиома.

2. Точнее настраивайте рекламу

Контекст и таргет придется все же настроить на новых площадках, но не поливать, а целиться на аудиторию очень точечно, насколько это возможно. Бюджеты придется сильно экономить, но реклама нужна. Спрос есть и будет, кто сейчас его заберет, тот с клиентом и останется. Подобные ситуации способствуют полному переделу рынка и в это время лучше быть рядом.

3. Помогите аудитории мигрировать

Критически важно привести старую аудиторию на новые площадки. Не нужно жалеть на это сил и денег. Просто сообщить всем в сторис, что весь движ теперь в телеге — не работает. Из 300к подписчиков до VK доходит 10K, остальные по пути расслабляются и их мозг успешно забывает куда они шли. В телеграм доходит еще меньше. Дайте им цель, да такую, чтоб прям палец зачесался. В общем, без вкусной и сладкой морковки они этот тернистый путь не преодолеют.

4. Помогите мигрировать себе!

Да что там подписчики, бизнес сам не идет в новые соцсети, из 30% авторов до VK дошел спустя месяц только 21%. Стоило бы поторопиться, ребят, там сейчас без вас аудиторию дербанят. Понимаю, многие ждут отечественных соцсетей, мечтают о чуде и хотят там сразу забрать всю аудиторию. Конечно, такого не произойдет. В новые соцсети идти надо, но и старые не стоит забывать. Многие разочаруются, но про релокацию я тут говорить не собирался.

5. Ведите свою базу клиентов

Собирайте и обрабатывайте данные своих клиентов внутри своей собственно инфраструктуры. Ну сложно сформулировал, да. Ведите базу клиентов в экселе или в CRM на своем сервере. Вообще, сейчас самое время уходить из облаков на собственные сервера, настраивать свое независимое рабочее пространство. Инструменты есть, как отечественные, так и условно независимые open source решения. Данные должны быть у вас, данные должны бекапится в несколько геолокаций, данные должны быть защищены. Облака и зависимые сервисы — это опасно.

6. Согревайте аудиторию

Вроде жизнь налаживается, можно расслабить булки — сайт есть, трафик есть, контакты в эксельку перенесли. Но нет, рано расслабляться. Покупательская активность будет падать и прямо сейчас важно к этому готовиться. Будьте активны, присутствуйте везде, где есть ваша ЦА. Это надо было всегда делать, но редко кто делал. Это трудно, но сегодня вариантов у вас нет. Нужно научится согревать аудиторию, именно согревать, а не прогревать. Будьте надежны, полезны, открыты и уверенны. И не уставайте показывать это своей ЦА. Все вокруг теряет доверие, но только не вы.

7. Ищите новые возможности

Ищите новые возможности в своей отрасли. Все уже поменялось, это факт, как раньше уже не будет. Просто примите это, посмотрите на новый мир и найдите чего не хватает в нем. Цунами пройдёт и оставит воду там, где ее не было. Возможно, это и есть ваш голубой океан. Ну или голубая лужица.

8. Общайтесь!

Общайтесь и заводите новые контакты. Это даст вам понимание, что происходит вне вашей зоны интересов. Позволит полнее увидеть изменения, перенять опыт из других отраслей бизнеса, посмотреть на свой бизнес под другим углом и найти точки пересечения интересов. Кстати, мы тоже не против новых знакомств, присоединяйтесь https://t. me/intobiz и https://vk. com/adwebs

Дополняйте этот список в комментариях!

Спасибо за внимание! Надеюсь эти советы помогут сомневающимся бизнесам определиться с дальнейшими действиями и выстоять в этот шторм!

55
2 комментария

Я бы добавил пункт про исследование новых площадок, чтобы не ограничиваться телегой вк и одноклассниками (куда и так сейчас все повалили). Или это и подразумевал пункт "Ищите новые возможности"? Даже за примером идти далеко не надо. Коллеги посоветовали зарегистрироваться в тенчате (новая соцсеть для бизнеса), решил попробовать и не прогадал. Аудитория там оказалась очень активная и профессиональная. И клиентов можно найти легко и расширить связи

1
Ответить

Думал про новые площадки, но не стал выносить отдельным пунктом. Все-таки, инструмент не так важен, у каждого он будет своим. В тот же тенчат ломанулись все - орифлеймовцы, бровисты, тарологи. А там нет их аудитории, сама концепция предполагает B2B, а не B2С.
Но в целом соглашусь, сейчас будет появляться все больше новых проектов, и нужно их исследовать применительно к своему бизнесу. Спасибо за уточнение!

Ответить